Перейти к публикации

Керченско-Эльтигенский десант - реконструкция, воспоминания, перезахоронение останков...


slapr

Рекомендованные сообщения

Осень 1943 года. Советские войска готовятся к решительному наступлению и освобождению оккупированных фашистами земель. В штабах разрабатываются операции, сотни тысяч солдат ждут команды «в атаку!». На востоке полуострова, в районе поселка Эльтиген, должен высадиться десант, его задача — отвлечь противника от основных сил. Обманный маневр, рассчитанный на несколько дней, из-за разбушевавшегося шторма вылился в полуторамесячные бои обреченных, но не сдающихся бойцов. Земля Эльтигена пылала в огне. Для тысяч воинов она стала последним пристанищем…

В ночь с 31 октября на 1 ноября под покровом тьмы советские солдаты начали операцию. Непогода, ледяная вода, тысячи мин, которыми устлано дно пролива, вражеский обстрел с воды и воздуха… Волны швыряли суда из стороны в сторону, нарушая строй, захлестывали мотоботы с десантниками на борту, смывая солдат в море, но бойцы упорно пробивались к берегу. Свист и грохот взрывающихся снарядов, пулеметные очереди, слепящий свет прожекторов — в этом хаосе приходилось прорываться в ледяной воде к суше и сражаться. На берега Эльтигена отправилось девять с половиной тысяч солдат. Лишь около полутора тысяч уцелели и 11 декабря были эвакуированы на судах Азовской военной флотилии. Эти полтора месяца навеки остались в памяти выживших бойцов десанта. Сорок дней практически непрерывных боев, смерть товарищей, отчаянные атаки, полыхающая земля, бесконечные обстрелы… Именно Керченско-Эльтигенский десант стал отправной точкой для освобождения Крыма от оккупантов, за боевые заслуги в операции 129 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Само слово «Эльтиген» переводится как «край героев» — и эта земля полностью оправдала свое название.

Нам, живущим в 2013-м, сложно представить весь ужас того времени и в полной мере оценить стойкость и мужество десантников. Не хватало пресной воды — оба колодца у поселка непрерывно обстреливались. Трудности были и с продовольствием, многие оставили трехдневный паек, выданный перед началом операции, в темных водах пролива — добираясь вплавь до суши, спасали оружие и боеприпасы, жертвуя вещевыми мешками. Не было и теплого обмундирования, так пригодившегося бы в холодные ноябрьские ночи… Истощенные, измученные голодом и жаждой бойцы не сдавались — из последних сил рыли окопы, закрепляясь на плацдарме и удерживая отвое-ванный клочок земли. В одном из документов, обнаруженных в немецких штабных архивах, есть такая запись об эльтигенских событиях: «Операция ясно показала устойчивость всех начальников и готовность войск идти на преодоление любых трудностей. Пропагандистские мероприятия (сбрасывание листовок с воздуха, агитснаряды, интенсивное применение радио) успеха не имели, хотя и были рассчитаны на недостаточно снабжаемых десантников». Мужество советских солдат, сражавшихся за Родину, за правое дело, в очередной раз перечеркнуло все выкладки тактиков и стратегов…

И спустя семьдесят лет Керчь помнит своих героев и чтит их подвиг. На месте высадки десанта сооружен мемориал, буквально на пляже находятся братская могила, катер, потопленный вражеской авиацией и поднятый теперь на пьедестал, следы окопов и противотанкового рва, дот и памятник-парус. Степная земля практически залечила раны, оставленные огнем войны, но что-то тревожное по-прежнему ощущается в волнах пролива, словно только вчера здесь взрывались снаряды и гибли в неравной борьбе со стихией и фашистами молодые парни в бескозырках…

С самого утра на территории Керченского историко-культурного заповедника собрались сотни желающих отдать дань памяти погибшим в боях солдатам. Верховный Совет АРК представлял депутат, председатель Совета Организации ветеранов Крыма Александр Скляров, от правительства автономии прибыли министр культуры АРК Алена Плакида и глава Республиканского комитета по охране культурного наследия Лариса Опанасюк. Ветераны, школьники, жители Керчи несли цветы к дальней братской могиле поселка — гвоздики, хризантемы, астры усыпали памятник ярким ковром.

Военно-исторические клубы Крыма и Украины напомнили о тех событиях. Юноши и мужчины, одетые в форму красноармейцев и фашистов, рассказали зрителям о боях, проходивших на этих берегах. Конечно, это лишь историческая реконструкция: вместо тысяч солдат — несколько десятков, кровь на повязках — бутафорская, оружие заряжено холостыми патронами… Но поверьте мне, зрителю, эльтигенская земля стонала и содрогалась от грохота взрывпакетов, словно вспоминая и заново переживая события 43-го года. В конце концов, что значат для нее несколько десятков лет, если она до сих пор хранит покой ненайденных солдат, чьи семьи так и не знают ничего, кроме сухого «пропал без вести»… И, глядя на театрализованное действо, поневоле радуешься, что не оказался в эпицентре настоящего сражения и того ада, через который довелось пройти десанту. А еще — было странно и до боли обидно наблюдать за тем, как юные зрители после завершения боя побежали фотографироваться с реконструкторами, одетыми в более эффектную внешне фашистскую форму. К сожалению, современное поколение мало знакомо с историей Великой Отечественной войны, некоторые, насмотревшись голливудских фильмов, и вовсе полагают, что войну выиграли американцы. Прав реконструктор Роман Толстенко, с которым мне довелось пообщаться после «боя»: надо бросать все силы на патриотическое воспитание, чтобы не потерять связующую нить между поколениями, не утратить память…

Возле второй братской могилы уже стоят четыре гроба с останками найденных поисковыми отрядами в керченской земле солдат. Здесь же — родственники бойцов, наконец-то узнавшие о судьбе сгинувших фронтовиков. Среди них — Сергей Кондратов, внук капитана Ивана Кондратова, опознанного по ордену Красной Звезды. Награда, обнаруженная на груди погибшего, пробита насквозь осколком снаряда. Капитан, не доживший до Великой Победы, останется в Керчи, еще двое обретут последний приют в Эстонии и российском городе Брянске… Духовенство города отслужило панихиду. Были отданы воинские почести — салют и спуск венка на воду. Здесь же, на митинге, Александр Скляров передал директору Керченского историко-культурного заповедника Татьяне Умрихиной приветственный адрес от Председателя Верховного Совета Крыма Владимира Константинова и вручил подарки присутствовавшим на торжестве ветеранам, участникам тех боев Якову Болюбашу, Таисии Березиной, Ивану Пичугину и Александру Лубенцову.

С Таисией Матвеевной Березиной мне удалось поговорить до начала митинга. Пожилая седо-власая женщина до сих пор помнит события Эльтигенского десанта. Молодая радистка, принимавшая бесконечные сигналы «SOS» от гибнувших десантников, рассказывает о том времени так, словно бои гремели только вчера. «Со всех кораблей приходили сигналы бедствия. «Спасите наши души» — этими призывами был заполнен радиоэфир. Я передавала координаты тонущих кораблей, принимала команды из штаба. Операция была очень важна, за пропущенную радиограмму меня ждали в течение суток трибунал и штрафбат, поэтому в ночь на первое ноября царило страшное напряжение. Помню и обстрел, и высадку, и немецкие десантные баржи, блокировавшие десант с моря. Ночью фашисты пустили в эфир колыбельную с сообщением: «Спите спокойно, мы охраняем вас с суши и с моря», потом угрожали и требовали сдаться — но мы не отступили», — вспоминает со слезами на глазах Таисия Матвеевна.

К юбилею Керченский исто-рико-культурный заповедник открыл реконструированный Музей истории Эльтигенского десанта с обновленной экспозицией, а «Укр-почта» выпустила марку и конверт, посвященные десантной операции. Новая экспозиция ориентирована на молодое поколение: использованы технические новшества, например, есть интерактивная карта, ведется показ хроники военного времени, связанной с полетами гитлеровских самолетов над Эльтигенским плацдармом. Здесь хранится множество подлинных документов и вещей военного времени, и уже в день открытия музей получил в дар ценный экспонат: родственник Николая Александровича Белякова — одного из ключевых фигур в десанте — передал документ о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

К обеду торжественные мероприятия продолжились в Керчи, на городской набережной — у памятника морским десантникам. Власти города во главе с мэром Олегом Осадчим, Александр Скляров, керчане возложили цветы к памятному знаку. А. Скляров вручил ветеранам Благодарности Председателя Верховного Совета Крыма и низко поклонился за их подвиг и мирное небо над нашими головами, напомнил о необходимости заботиться о фронтовиках и уделять больше внимания вопросам социального обслуживания ветеранов.

Огненная земля — так прозвали после десанта эльтигенскую землю. Прожженный насквозь, вскопанный, раненый берег видел тысячи смертей. Можно долго спорить, насколько успешной была операция, говорить о просчетах и недостатках, но глупо отрицать — эльтигенцы погибли, защищая нас с вами, наше спокойное будущее. Они продержались полтора месяца на вере в правое дело, в мрачной решимости погибнуть, но унести с собой как можно больше врагов, продержаться, дав возможность другим бойцам завершить начатое ими. И единственное, что теперь мы можем сделать для них, — не забывать.

 

Взято отсюда

http://www-ki.rada.crimea.ua/index.php/2011-03-13-12-11-53/12197-2013-11-07-10-32-06

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Керченско-Эльтигенский десант - реконструкция, воспоминания, перезахоронение останков... создана на форуме Общий раздел.

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...