sibiryachka

Сомнительные юбилеи сёл и деревень НСО

27 сообщений в этой теме

Попалась такая статья:

 

В различных информационных источниках появляются любопытные сообщения о том, что те или иные сёла Новосибирской области основаны в XV—XVII веках. Непрофессиональные историки-краеведы всё чаще заявляют, что история нашего региона и некоторых его поселений более давняя и богатая, чем принято считать.

Профессиональные исследователи между тем призывают своих коллег подходить к изучению прошлого родного края или конкретно взятого села столь же скрупулёзно, как и к истории страны. Об этом наш разговор с доктором исторических наук, профессором кафедры отечественной истории НГПУ Владимиром Зверевым.

— То в одном, то в другом селе Новосибирской области жители празднуют свои громкие юбилеи: 350, 400, а то и 500 (?!) лет со дня основания поселения. Заходя в местные музеи, посещая официальные сайты, постоянно наталкиваешься на информацию о том, что русские населённые пункты на территории нашей области существовали в начале XVII века или ещё ранее. Информация, якобы раскрывающая «истинные» даты основания сёл, зачастую публикуется и в местных СМИ.

Ситуация с фальшивыми юбилеями в Новосибирской области уже приобрела поистине гротесковые формы, и научная общественность больше не может оставаться в стороне. Вообще-то замечательно, что стало появляться больше книг и статей на историко-краеведческие темы, ведь в области не так много поселений, где была бы известна и описана местная, локальная история. Хорошо и то, что в этом процессе участвуют краеведы-непрофессионалы: история малой Родины интересует всех думающих людей, и свой вклад в её изучение и пропаганду может внести каждый. Однако при изучении «малой» истории надо бы знать кое-какие азы из истории «большой» — общесибирской и общероссийской.

Да, после экспедиции Ермака очень быстро (с 1580-х по 1640-е годы) русские люди прошли всю Сибирь с запада на восток и вышли к берегам Тихого океана. Началось заселение и хозяйственное освоение зауральских земель россиянами. Но ведь в район, где они селились, до конца XVII века не входила наша малая Родина — территория Верхнего Приобья, Верхнего Прииртышья и верховьев Енисея! Россия на этот район претендовала, но не могла здесь прочно закрепиться: жизнь в кочевых степях контролировало воинственное Джунгарское ханство. Если здесь и были поселения, то это редкие городки и юрты тюрок-аборигенов.

Территория Новосибирской области, как и смежные местности Алтайского края, юга Омской области стала заселяться русскими людьми только в период ослабления и последующего распада Джунгарии — с первой половины XVIII века. И лишь очень немногие деревни возникли на Оби в 90-х годах XVII столетия, то есть примерно 320 лет назад, никак не раньше.

— В чём причина распространённости в последнее время не очень достоверных, а то и вовсе фантастических исторических представлений, в том числе об истории нашей малой Родины?

— Разные варианты псевдоистории действительно сейчас переживают золотой век. На телеканалах, в Интернете, в популярных печатных изданиях наше прошлое обустраивают инопланетяне и потомки атлантов, Александр Македонский идёт походом к Ледовитому океану, русские основывают Трою и Рим, Куликово поле оказывается подмосковным болотом… На таком фоне уже мало кого удивляют россказни о тайных воротах в параллельные миры, расположенных по соседству, в Омской области (деревня Окунёво), о руке Чингисхана, захороненной под курганом в Караканском бору. И об основании первого во всей огромной Сибири русского села — Кирзы (Ордынский район) — в 1460 году, за 120 лет до похода Ермака.

А главная причина популярности малонаучных и вовсе антинаучных представлений, заполонивших историческое сознание россиян сегодня, я думаю, в дискредитации науки со стороны СМИ (наука поражена в статусе, заменяется донаучным и вненаучным знанием, суевериями всякого рода). И ещё — в общей деградации школьного и вузовского образования.

— Со стороны профессиональных историков не возникало желания как-то упорядочить этот возросший в последнее время интерес к местной истории, направить его в правильное русло?

— А что значит упорядочить? Слава богу, прошли те времена, когда всем нам предписывалось иметь «единственно правильные» представления о природе, обществе и человеке. Всегда есть институциональная история, которую пишут профессионалы (а они далеко не всё умеют или успевают описать), и история, которая формируется и развивается в живом обществе другими людьми. Непрофессионалами, горящими желанием иметь биографию своего «малого» социума — родительской семьи, любимой школы, родной деревни, собственное представление об исторической ретроспективе своей жизни. В том числе о том, кто из предков и когда появился в этих местах.

В 1995 году энтузиасты из числа профессионалов при минимальной поддержке областной власти, по существу, самостоятельно провели Первую Областную научно-практическую конференцию краеведов. Пригласили для совместной работы и местных краеведов, но их было немного. Сейчас региональные научно-практические конференции исторического профиля, съезды историков и краеведов проводятся под эгидой областного правительства. Администраторы понимают, что историки-краеведы — это люди, которые отчасти формируют умонастроение населения, поэтому правильно делают, что не пренебрегают этим институтом. Однако участие общественности «с мест» в таких собраниях чаще всего либо невелико, либо имеет пассивный характер. В нашей области, к сожалению, пока не решена задача создания полноценного сообщества краеведов: с тесным сотрудничеством представителей академической и вузовской науки, исследователей-любителей, с изданием своего журнала или альманаха, сайта в Интернете, с регулярными выступлениями специалистов в прессе по актуальным вопросам…

— Как часто вам приходится слышать от представителей подрастающего поколения какие-то ложные факты или утверждения из области местной истории, в частности — ложные даты основания сёл?

— Зачастую мы сталкиваемся со следующей ситуацией: идёт наш студент или выпускник исторического отделения в районный, сельский или школьный музей, видит там на почётном месте дату основания села — например, 1625 год. Естественно, возникает вопрос о её достоверности. Студент обращается к директору музея, который говорит, что имеется некое архивное доказательство. Но какое это архивное доказательство?! Показывают копию странички из старой книги. Рассказывают, что когда начали изучать историю села, сделали запрос в Государственный архив Новосибирской области, откуда им прислали эту выписку. Но ведь это не более чем ксерокопия страницы из первого тома «Списков населённых мест Сибирского края за 1926 год». Там действительно фигурирует дата основания того или иного села. И краеведы наивно считают эту ксерокопию архивным документом, который, по их убеждению, и доказывает, что их село было основано в 1625 или 1700 году.

Наивно, потому что в этом самом «Списке» даты основания старинных поселений основаны не на документальных доказательствах, а на расспросах старожилов работниками сельсоветов в 1925 году. По принципу: «Старики бают — пожалуй, что лет 300 уж прошло, как село наше появилось…». Все даты до XVIII века в этом списке фантастические, а большинство датировок XVIII–XIX столетий нуждаются в тщательной проверке, как минимум — в документальном обосновании.

Да, есть же ещё «Календари знаменательных и памятных дат по Новосибирский области», их ежегодно издаёт областная научная библиотека. Увы, и там три четверти дат тоже взяты из «Списка населённых мест» 1926 года.

Запрашивать в архиве Новосибирской области дату основания старожильческого села в нашем регионе не имеет смысла, поскольку в нашем архиве старинных документов немного: это замечательное архивное собрание составлялось в XX веке. Соответственно, запрос надо делать либо в Барнаул, который был центром Алтайского округа, куда раньше входила большая часть территории Новосибирской области, либо в Томск — бывший губернский центр. Ещё более ранние документы и вовсе нужно искать в Тобольске, бывшей столице всей Сибири, либо в столичных центрах — Москве и Санкт-Петербурге.

— Можете ли вы назвать примеры корректного, научно обоснованного отношения к далёкому прошлому родного села в работе местных краеведов?

— Есть замечательная трёхтомная «Ордынская хроника» Олега Лыкова — её автор квалифицированно пишет о том, при каких обстоятельствах в XVIII веке возникли первые населённые пункты Ордынского района. При этом он ссылается на исследования барнаульского историка Юрия Булыгина, у которого есть целая серия публикаций про сельские поселения на территории Алтая. А ведь Алтайский горный округ раньше охватывал и большую часть территории современной Новосибирской области. Булыгин, работая много лет в различных архивах, установил даты основания многих старых населённых пунктов. Читая или слушая Лыкова, ордынские жители могут получить правильное представление об исторической ретроспективе жизни своего локального сообщества. Узнать, что первое русское поселение на ордынской земле — деревня Нижнекаменка — было основано около 1705 года, что Кирза основана вовсе не в 1460-м, а примерно в 1724 году, Рогалёво — совсем не в 1577-м, а в 1781-м, Усть-Алеус — не в 1600-м, а на полтора века позже — в 1745 году и т.д.

Ранняя история нашего края квалифицированно описана в трудах не только Юрия Булыгина, есть замечательные книги и статьи Нины Миненко, Фаины Кузьминой (Кузнецовой), Дмитрия Резуна, Тамары Мамсик, Геннадия Ноздрина, и добросовестные краеведы обязательно должны с ними познакомиться.    

 

  • Лишь очень немногие деревни возникли на Оби в 90-х годах XVII столетия, то есть примерно 320 лет назад, никак не раньше.

Источник

 

У кого какие мнения?

Имеются ли у кого-то какие-либо вещественные доказательства (находки),
подтверждающие возраст старых поселений?

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Находки конца 17 века,начала 18 в попадаются безусловно

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

да, давно уже и писали и обсуждали и говорили об этом..  почти везде дата основания указывается на много лет старше, нежели реальная. Дата эта, взята из пресловутых списков, почему там указывали неверные завышенные возрасты населенных пунктов, неясно. Вероятно этого требовала политическая обстановка того времени..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В времена Ремезова, граница между Империей и Джунгарским ханством проходила по р. Бердь.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

угу..как раз по Берди самая старина и попадается

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В сети есть Карта 1720-го с границами Империи. Прикрепить не могу, размер большой. Чаусский и Кузнецкий острог были приграничными пунктами. Всё, что ниже - хапнули после 1755-го.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чем больше и круглей дата, тем больше денег выделяется на празднование, тем круче пиар. Инфа практически из первоисточника, администрации. Получается при вступлении в должность нового мэра, цифры меняются. В нашем городе это практически закономерность.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Находки конца 17 века,начала 18 в попадаются безусловно

 

Так вот в чём вопрос....

 

А много ли мы (сибирские копатели) находили,
например, Петровских денег? А это первая четверть 18 века....
Лично я ни одной.
И потом деньги в ходу были ещё очень долго после их выпуска.
Могу ОЧЕНЬ сильно ошибаться.... но по-моему, до реформы Николая первого в
ходу были какие угодно деньги...
В общем, самые ранние монетки, которые нам попадаются, скорее всего
были привезены переселенцами.
А реальный возраст деревень намного меньше, тех монет,
которые имеются у нас (что логично и в общем то понятно).
Или это только моё заблуждение?

В общем мысля какая-то такая...
Но что-то плохо формулируется((

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот, через обменник попробовал: Kalmykia_1720.jpg

Меди петровской мало. Но чешуи то полно. Потом временной разрыв, и горсти куриц времён Анны.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

скачал,не понял..экзешник какой-то

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С планшета совсем неудобно оперировать. Попробуем другим путём: http://rodrus.com/news/news_1283861673.html

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

prorab, разрешение хреновенькое... Из всех географических названий только Байкал разобрала....



Границу видно, но где конкретно проходит не разберёшь((

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да в сети она много где есть. И в хорошем качестве. Карта составленная шведскими пленными 1709-1722 гг.

Изменено пользователем prorab
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может быть... Просто как-то не интересовалась...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Сибирячка! Тема и интересная и полезная.

 

У нас на юго-западе Алтайского края тоже есть немало "непоняток".

Рубцовские и угловские поисковики хорошо знают переселенческую деревню Букур (Бокур - Корявая). Щедрая  на находки деревушка была. Весной нынешнего года меня местный фермер пытал, не знаю ли я когда их поселение возникло? Хороший вопрос ... для пришлого поисковика, но задан - отвечай. Тем более, что с местными у нас установились дружеские отношения.

Согласно официальным данным поселение основано казанскими и тюменскими татарами-переселенцами в 60-х годах XIX века. В 1928 году случился "великий потоп" (это в голой-то степи, где ни одного ручья нет, а озера за лето пересыхают и покрываются белоснежной коркой соли!) и многие деревни и села по линии Барнаульского бора "утонули". В том числе и Букур. Население перебралось немного южнее и повыше. Деревня стала именоваться "село Беленькое". Кажется все ясно, но... На поляне и мы и другие поисковики неоднократно находили монеты (в том числе и "сибирки") конца XVIII - первой половины XIX века, когда согласно официальной версии жителей там быть не должно. И, что важно, несколько раз на территории мусульманского поселения, находили православные крестики и фрагменты створок складней. Монеты XVIII века и православная металлопластика встречаются на сравнительно ограниченной территории поселения.Смешанное население исключается, русские селились в соседней деревне Лаптев-лог. Напрашивается вывод, что примерно лет за 70 - 80 до прибытия переселенцев татар, на этом месте уже была небольшая русская деревушка, скорее всего - "казарма" углежогов. Возраст поселения, вероятно, можно отсчитывать  со времени строительства  Локтевского завода на потребность которого работали углежоги, т.е. примерно с начала 80-х годов XVIII в. Вот и получается, что у Букура - Беленького 3 дня рождения: 80-е годы XVIII века, 60-е годы XIX века и 1928 год.

 

657cf824c643.jpg

 

На заднем плане не озера, корка соли...

Изменено пользователем Номад
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дополню. Довольно часто на "столыпинках и даже переселенческих участках, попадались мне  монеты на века старше оных поселений..

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заимки были, или однодворки. Вряд ли в глухом лесу участки бы нарезали. Тоже замечал такое.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зачем было изобретать колесо....обжитое место,с подходом к воде,с дорогами и удобренной землей-идеальное место для переселения.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

да, давно уже и писали и обсуждали и говорили об этом..  почти везде дата основания указывается на много лет старше, нежели реальная. Дата эта, взята из пресловутых списков, почему там указывали неверные завышенные возрасты населенных пунктов, неясно. Вероятно этого требовала политическая обстановка того времени..

верно, а причин было две. Одна для утверждения русского селения на этой территории, а вторая - просто непрорфессиональный подход к датировке, основанный на устном творчестве. Что не противоре5чило первой, а следовательно, поощрялось.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дополню. Довольно часто на "столыпинках и даже переселенческих участках, попадались мне монеты на века старше оных поселений..

 

Ну, с этим то понятно.

Жила-была до поры до времени старая деревенька.
Случился, например, пожар(((
Люди перебрались на соседнее местечко или противоположный бережок.
Прошло лет 100-150...

Поселились на этом местечке жители столыпинки, поскольку и
речка рядом и место на бугорке (ближе к солнышку) и т.д.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Памятник в Тахтаметьево.Плод фантазии местых жителей или всё таки имело место быть данное событие????

post-1697-0-20575400-1408975692_thumb.jp

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это фантастика.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

не слышал...знаю,что недавно в Пичугах поставили поклонный крест

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

не слышал...знаю,что недавно в Пичугах поставили поклонный крест

Ну это понятно. Тем более "Пичуговские события" широко освещены в писменных источниках.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

не слышал...знаю,что недавно в Пичугах поставили поклонный крест

тоже смотрел по телеку.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу