Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

nightmaster

Инфраструктурные проекты и болгарская археология

1 сообщение в этой теме

Инфраструктурные проекты и болгарская археология

04 Июл 2010

Почти по 300 объектам работали в прошлом сезоне болгарские археологи. «Не знаю, отразится ли кризис на их числе в этом году, но пока нет признаков, что археологических объектов станет меньше», - отметил в интервью «Радио Болгария» доц. д-р Людмил Вагалински, заместитель директора Археологического института с музеем при Болгарской академии наук.

Инфраструктурные проекты - один из основных путей финансирования археологических исследований. Среди них - продолжение автомагистрали «Фракия». Там, где будет проходить ее трасса на юго-востоке страны, проводятся «спасательные» раскопки. А этот край богат праисторическими и фракийскими культовыми центрами, гробницами, римскими поселениями и крепостями. Также в юго-восточной части Болгарии есть объекты, которые находятся близ железнодорожного проекта. Серьезной является работа археологов и в связи со строительством трассы к перевалу Маказа. На участке Кырджали-Подкова есть несколько объектов, исследование которых должно быть закончено. Там есть поселения, датируемые ІV тысячелетием до Рождества Христова, а также периодами Античности и Средневековья.

«Мы работаем по одному проекту, очень большому, в связи с газопроводом «Набукко», который пройдет по нашей территории, по участку длиной около 410 километров, - отметил Людмил Вагалински. - Он начинается на юго-востоке Болгарии, затем движется в направлении севера-северо-запада. Это полоса шириной около 500 метров. Мы предварительно должны изучить и локализовать все археологические объекты, которые попадают в этот периметр. Наши переговоры с болгарской фирмой, которая отвечает за данный проект, хорошо продвигаются. Группы сформированы и предстоит подписание договоров. В общем говоря, осенью должно быть проведено исследование на местах, чтобы можно было спасти культурно-историческое наследие на протяжении этого масштабного проекта. Число археологических объектов там может варьироваться от 100 до 600. Территория очень большая, и мы будем серьезно заняты. Разумеется, мы будем работать совместно с коллегами со всей страны, особенно с региональными музеями, потому что газопровод будет пересекать девять из более крупных муниципальных единиц».

За несколько месяцев до выпадения снега археологи должны будут обойти участок, составить карты. Уже сделаны точные снимки с воздуха, которые облегчат их работу. Создана хорошая организация и, в зависимости от числа зарегистрированных объектов и финансирования, поздней осенью могут быть начаты раскопки. По оценке Людмила Вагалинского, в следующем году обнаруженные на протяжении трассы памятники археологии надо будет исследовать в зависимости от их сохранности и значения.

Строительство нового моста через Дунай у северо-западного болгарского города Видин также ставит задачи перед болгарскими археологами. На участках, которые затронет строительство, предстоит исследование нескольких объектов.

«Там есть поселение времени Троянской войны, конца ІІ тысячелетия до Рождества Христова, - продолжает свой рассказ археолог. - Есть и поселение римского периода. Коллегам из Национального археологического института недавно удалось локализовать и третье поселение, вместе с частью некрополя к нему, поздней бронзовой эпохи. Оно находится у села Балей, мы ожидаем интересных находок расписной керамики, с зооморфными и антропоморфными глиняными фигурками. Они исключительно ценные и редкие не только для нашей страны, но и вообще. Уже заключен договор между муниципалитетом Видин и нашим институтом о софинансировании, чтобы наши коллеги начали там срочные исследования».

«Наша главная цель как археологов, однако, не поиск золотых или привлекательных предметов, - поясняет доц. Вагалински. - Наша основная задача - найти информацию о прошлом, чтобы можно было его толковать. И она извлекается сложным образом - не только лопатой и кисточками в ходе раскопок. Есть очень много измерений, расчерчивания, интердисциплинарных исследований в области ботаники, зоологии, физики, химии, металлургии и т.д.»

Используются современные методы, например, анализ ДНК и способы составления подводных карт. Южное Причерноморье Болгарии уже имеет такую карту.

«Здесь очень активно участвует центр подводных исследований в Созополе. Эта система позволяет даже локализовать объекты на глубине 20 м. Можно установить также, каким был рельеф в древности, так как теперь море покрыло больше суши и большая часть археологических памятников, то есть поселения и некрополи, которые теперь под водой, когда-то не были. При помощи этой технологии можно локализовать каждый предмет величиной более 5 см. Это нам очень помогает, и мы используем эту технологию, чтобы экономить средства. Мы стремимся в большей мере использовать т.наз. недеструктивные методы, то есть не раскапывать, а предварительно оценивать, что нас ожидает, и, таким образом, не копать в пустую, где это возможно. Естественно, без раскопок не обойтись, но после них приходит черед проблемы реставрации и консервации объекта. Поэтому надо очень расчетливо вести раскопки. Только там, где это неизбежно, особенно что касается инфраструктурных «спасательных» раскопок. Очень полезны георадары и магнитометры, которые все больше нами используются, чтобы экономить время и деньги. Даже в крупных городах, где есть старинные подземные коммуникации, эти геофизические методы могут быть приложены очень успешно».

Источник: БНР

post-498-041017800 1278240957_thumb.jpg

На фото: Керамические сосуды эпохи поздней бронзы, обнаруженные в ходе спасательных раскопок в минувший сезон у села Кермен, в Сливенском крае, на месте проложения участка магистрали „Тракия".

http://www.gazeta.bg/news/view/7060

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу