Перейти к публикации
nightmaster

Переночуют в древней землянке

Рекомендованные сообщения

nightmaster

Переночуют в древней землянке

На следующей неделе недалеко от Ульяновска пройдет историко-археологический эксперимент: несколько человек планируют переночевать в землянке, построенной по образцу VI века.

post-498-0-62600400-1328896476_thumb.jpg

Инициатором эксперимента стал ульяновский археолог Леонид Вязов.

Его товарищи охотно поддержали необычную затею.

- Центральный элемент землянки – столб, на котором держится крыша, рядом с ним, в небольшом углублении, – открытый очаг для отопления и приготовления пищи, по углам расположены полати, на них спали и, вероятно, хранили утварь. Под ними – ямы для хранения продуктов, – перечисляет Леонид элементы небогатого интерьера жилища, выстроенного у села Новая Беденьга.

Интерьер хоть и не богатый, но примечательный. Прототипом для полуземлянки послужило жилище VI века, исследованное археологами в селище на Самарской Луке. Жилища такого типа, рассказывает Леонид Вязов, строило население Среднего Поволжья IV-VII веков нашей эры, оставившее так называемую «именьковскую культуру». Землянки такого типа известны на всей территории расселения «именьковцев» – в Самарской области, в Татарстане и в нашем регионе.

У Новой Беденьги, что в Ульяновском районе нашей области, жилище строили в соответствии с раскопанным прототипом. На полметра с лишним оно углублено в землю, стены срубные. На центральном столбе держится крыша из жердей, обмазанных глиной и покрытых сверху дерном.

В ближайшее время под этой крышей должны появиться первые обитатели. Леонид Вязов с товарищами решили в восстановлении быта «именьковцев» пойти до конца. Поэтому после реконструкции древней землянки ее предложено испытать. Чтобы проверка пригодности жилища была убедительной, испытания проводят в зимних условиях.

- Летом эксперимент получился бы не совсем чистый. Какой смысл жечь очаг, если можно на улице и без него переночевать, – объясняет археолог. А надо посмотреть, насколько прогревается землянка, какими обладает качествами как жилое сооружение, как ведет себя система отопления, как нужно производить процесс протапливания, нет ли сильного задымления.

Леонид и другие участники эксперимента планируют заселиться в землянку в конце следующей недели. Переживать холод экспериментаторы будут не только в жилище древнего образца, но и в одежде, созданной по древним образцам, и с помощью соответствующей пищи. Одеться планируют в кожаные сапоги, рубахи, шерстяные плащи. Ужин приготовят из злаков, перемолотых с помощью ручной мельницы, воссозданной также по археологическим образцам. Каша получится под вполне модным для современности названием «три злака». Судя по данным раскопок, «именьковцы» употребляли просо, ячмень и пшеницу, причем обычно смешивали зерновые. Кашу экспериментаторы сдобрят салом – свиней в Поволжье разводили уже в именьковские времена.

Опыт будет продолжаться минимум сутки. Главный этап в нем – ночевка, ведь в это время заметно похолодает.

- Первый день эксперимента должен быть подготовительным. Затем главное – продержаться при низких температурах. Самое интересное будет происходить ночью, – говорит Леонид Вязов. – А там – как пойдет.

Может пойти и так, что археологи станут первыми, но не единственными обитателями древней землянки.

Жилище «именьковцев» воссоздавалось не только для эксперимента, а еще и как музейный объект под открытым небом в рамках туристического центра у Новой Беденьги. Возможно, и туристы, когда потеплеет, захотят заселиться в землянку и почувствовать себя древними людьми.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
SVA

Жива таки идея экспериментальной археологии. Мы такое у нас в области уже проходили. Была у нас в веселые 90-е годы такая организация Детский экспериментальный археологический центр "Каракан", в которой в своё время довелось поработать. Так вот, в один из периодов скитания по Новосибирскому Приобью (1994-1995 гг.), центр располагался недалеко от села Ташара. Там мы построили несколько реконструкций, одной из них была реконструкция полуземлянки эпохи поздней бронзы. Землянка функционировала 2 полевых сезона, в ней постоянно кто-нибудь жил веселой компанией, человек в 10. В 1995 был поставлен и зимний эксперимент, был выезд с проживанием на зимних каникулах. После того как место было оставлено землянка простояла до 2004 года, активно использовалась местными рыбаками, пока кто-то её не сжег.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Чалдон-Саргатский

Хорошее мероприятие, для детей развлечение. Да видимо и убелённым сединой горожанам. тоже как и нам "романтикам" надоело сидеть в грязном городе, в каменных джунглях.

Мне кажется экспериментаторам, ночь будет бессонной.

Это надо неделю топить. чтобы сооружение просохло. а так будет отдавать холодом.

SVA, наверняка пьяные рыбаки сожгли. у нас частенько отдыхающие свои авто палят на озере,

нажруться и спят в салоне с сигаретой в зубах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
nightmaster

Обнова к новости:

В археопарке при Центре ремёсел состоялся уникальный эксперимент

Наша газета уже писала, что в туристско-рекреационной зоне «Центр ремесел», расположенной близ деревни Новая Беденьга, запланирована реконструкция жилища VI века. В конце прошлой недели ульяновские археологи не только соорудили землянку, но и испытали на себе образ жизни наших далеких предков.

В ходе эксперимента автор идеи Леонид Вязов влез не только в землянку, но и в одежду, изготовленную по образцам той, что была в моде веков этак пятнадцать-шестнадцать назад. Строение тоже было сооружено по всем правилам: в виде квадратной полуземлянки, центральным строительным элементом которой является столб, на нём держится четырехскатная крыша. Крыша сделана из жердей, которые обмазали глиной и накрыли дерном. В качестве «лежачих мест» - полати, под ними вырыты специальные ямы для хранения продуктов.

- Это жилище, кстати, не совсем правильно окрещенное журналистами «землянкой», представляет собой реконструкцию жилого сооружения, исследованного археологом Скарбовенко на селище Ош-Пандо-Нерь на Самарской Луке и датируемого VI в. н. э., - рассказал главный герой проекта Леонид Вязов. - Ученые относят его к так называемой именьковской культуре. Создатели этой культуры обитали в Среднем Поволжье в IV-VII вв. н. э. Обогрев в этом строении происходит за счет открытого очага прямо в жилище. Между прочим, во время эксперимента внутри было очень жарко - часа за четыре прогрелось аж до плюс 25 градусов, причем это не предел. Можно и выше 30 разогреть - при постоянно горящем очаге и при минус 20 снаружи. Если его погасить, землянка остывает примерно на два-три градуса в час, на полатях и через пять часов - плюсовая температура. Но вот уровень задымленности очень высокий. Дышать было трудно.

Экспериментаторы попытались полностью реконструировать быт предков: жгли костер, мололи зерно (тогда питались именно им), кипятили воду. Кроме того, они попробовали изготовить «по рецептам древних» одежду, еду, бытовую утварь - сами лепили горшки. Всего они провели в землянке около двадцати часов.

- Реконструкция древних сооружений по археологическим материалам - очень сложный процесс. К сожалению, до нас дошло очень немногое - очертания углубленных частей построек, обугленные фрагменты деревянных частей, еще менее значительные детали... Скудность источников не позволяет точно представить, каков был облик постройки в древности. Поэтому почти все подобные реконструкции в значительной степени гипотетичны. И такая экспериментальная, практическая проверка позволяет уточнить наши представления, - сообщил Леонид Вязов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×