Перейти к публикации

Старые жетоны из наших коллекций.


SHTЫК

Рекомендованные сообщения

cпасибо за информацию( РЕСПЕКТ) И снова я с вопросом-КАК К ПРОФЕССИОНАЛАМ-что за жетончик такой? КУЙБ Р-НА я так понимаю (куйбышевский район) алюмишка в хор сост. выходит что не старый.

155470052c29.jpg

Добавлено (29.05.2009, 19:34)

---------------------------------------------

SHTЫК писал:
что за жетончик такой?

ПОВИДИМОМУ ВАРИАНТОВ НЕТ?

 
Изменено пользователем андред
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Старые жетоны из наших коллекций. создана на форуме Коллекционирование.

SHTЫК, Артель Куйбышевского района,бригада №12-П,а 375-это серийный номер,для отчетности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А может это ,так называемый ,собачий жетон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

diver_ani, нет,точно жетон бригадирских ключей biggrin.gif

Добавлено (30.05.2009, 21:33)

---------------------------------------------

Дабы не плодить новых тем,выставля здесь

SHTЫК, думаю ты не против smile.gif

От чего данная вещь,явно обломок

84a795e34762.jpg

Не уж-то оно biggrin.gif

f2222fbcc3b9.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

SHTЫК, думаю ты не против

ДА БОЖЕ УПАСИ.Я ЗА!!! ТРЕМЯ РУКАМИ.

От чего данная вещь,явно обломок
А НА СКОЛЬКО ВЕЛИКА ЭТА ШТУКОВИНА?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А НА СКОЛЬКО ВЕЛИКА ЭТА ШТУКОВИНА?

Блин,действительно прокосячил..сфотаю завтра с линейкой

Если на словах пока,то с мезинец

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Старинные жетоны.

«На безрыбье и рак – рыба». Одно время, когда пополнять коллекция монет и бон стало затруднительно, начал я приобретать всякую всячину, кою в коллекционерских кругах, всю без разбора, именуют жетонами. Поначалу было интересно, но скоро я понял, что этот таинственный и мало изученный мир, умопомрачителен по обилию и разнообразию, и, что в нем можно запросто затеряться. Интерес пропал, жетоны мирно упокоились в коробках, и я думал - навсегда. Но пришло время «копа», мне и моим друзьям стали попадаться всякие разные жетонные «непонятки». По вопросам на форуме я понял, что эта тема интересует многих и решил немного ее покопать. Представляю первые результаты моих изысканий. Не судите строго. Мир жетонов безграничен, мало изучен, а я лишь приблизился к его рубежам.

Для начала, внесем ясность в вопрос: «Что такое жетон?»

Жетон (фр. Jeton) – 1. Металлический значок, указывающий на принадлежность к какому-либо обществу, а также выдаваемый в память какого-либо события; 2. Металлический кружок, заменяющий монету (например, в торговых автоматах).

Советский энциклопедический словарь. – М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1980. Стр.441.

Жетон (фр. Jeton) – 1. Медаль или металлический значок, присвоенный членам какого-нибудь общества или выдаваемый в качестве приза за состязание или в память какого-нибудь события участникам его. 2. Металлический значок, контрамарка, выдаваемая участнику заседания на право получения вознаграждения. 3. Металлический кружок (взамен наличных денег) во время игры, фишка.

Толковый словарь русского языка. Том I. – М.: ОГИЗ, 1935. Стр.862.

Жетон – медаль, пенязь, шелег или монета, выбитая в память какого-либо события для раздачи; дарик, бросовик.

В.И. Даль. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005. Стр.300.

И, наконец:

«Монетовидные металлические предметы, не являющиеся, однако, монетами в полном смысле этого слова, принято называть либо жетонами, либо металлическими бонами, либо, наконец, металлическими марками.

Название «жетон» происходит от французского слова jeter – «бросить» и первоначально было связано с теми монетовидными предметами, которые разбрасывались народу во время различных торжественных церемоний (коронация, рождение наследника, заключение мира и т.д.). В дальнейшем этим словом стали называть монето- и медалевидные предметы и другого назначения, например, металлические кружки (счетные жетоны) для производства арифметических действий на особых разграфленных досках (до изобретения канцелярских счетов), некоторые виды украшений, амулетов и т.д.

Слово «бон» или «бона» также французского происхождения и обозначает монетовидный знак, хотя и не являющийся общегосударственной монетой, но предназначавшийся только для целей платежа. Это заменители монет, обычно временного и часто вынужденного характера.

И, наконец, слово «марка», производимое от немецкого marka – знак, применительно к монетовидным предметам может означать знак любого назначения и употребляется в самом широком смысле. …Названия «жетон» и «марка» [не редко] применяются как синонимы.

А.П. Шишкин. Классификация русских жетонов, металлических бони металлических марок. (По материалам ГИМ и других собраний).– Газета для коллекционеров «Миниатюра». Выпуск №20, апрель 1994.

Далее А.П. Шишкин предлагает следующую их классификацию:

« I. Жетоны.

а) юбилейные,

б) памятные,

в) сувенирные,

г) рекламные, в том числе рекламно-льготные (в пользу покупателя) и рекламно-охранительные (применявшиеся как пломбы, охранявшие продукцию от подделок),

д) служебные,

е) амулеты и украшения.

II. Металлические боны (знаки с платежными функциями).

а) обязательного обращения,

б) необязательного обращения или частные.

III. Металлические марки.

А. Счетные.

а) счетные марки, в том числе и игральные,

б) кассовые марки.

Б. Учетные.

а) «натуральные» марки или металлические накладные, в том числе и для автоматов,

б) металлические билеты,

в) металлические квитанции, подтверждающие оплату налога или пошлины, или выполнение каких либо повинностей (например, угольные и рудные печатки)».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Счетные жетонычетные пфенниги).

Да простят меня авторы «Словаря нумизмата» Х. Фенглер, Г. Гироу и В. Унгер, но еще раз воспользуюсь их помощью:

Счетный пфенниг, счетный жетон (нем. Rechenpfennig, Raitpfennig, франц. gectoir, jeton, англ. counter, исп. contador, гол. legpenning), металлическая марка для (принятых в древности и в средние века) подсчетов с помощью счетной доски (абака), пришедшей на смену камушкам или жетонам из какой-либо кости, в том числе – слоновой. Счетные пфенниги существовали уже в средние века в Италии (Флоренция, Венеция), Франции, Нидерландах; с начала XIV в. в Нюрнберге их стали изготавливать мастера-специалисты (…), а с конца XV в. также в Хале, Баварии, Австрии, Чехии, Саксонии, Эйслебене и т.д. На счетных пфеннигах очень часто встречаются сведения и изображения, относившиеся к политическим и историческим событиям, так что они, имея хождение среди широких кругов населения, служили носителями информации. Особенно ярко выступает политическая направленность счетных пфеннигов периода раннебуржуазной Нидерландской революции; так, на них встречаются изображения казни графов Эгмонта и Горна (1579), гибели испанской армады (1588), борьбы Нидерландов за свободу вероисповедания и национальную независимость. Часто на счетных жетонах изображался счет на счетной доске, чтобы таким образом способствовать ее распространению; нередки также символы счастья и торговли. В период с XVI по XIX в. нюрнбергские счетные жетоны распространились по всей Европе главным образом потому, что чеканились уже только в меди или латуни и часто были подражаниями известных иностранных монет (Франции и Нидерландов). Их чеканкой занималась главным образом основанная в 1700 фирма Лауэр. В немецком языке до сих пор бытуют поговорки, возникшие в период распространения счетных жетонов, например «Rechnung legen» (отсчитывать, буквально «класть счет»), «einen Stein im Brett haben» (быть на хорошем счету, буквально «иметь /лишнюю/ шашку на доске»).

303256cbbe9a.jpg

Счет на абаке с помощью жетонов.

Гравюра 1503 года.

Западноевропейские счетные жетоны в Сибири.

«…На памятнике (Кыштовский могильник) найден 21 западноевропейский счетный жетон….

Все найденные на могильнике счетные жетоны имеют отверстия дя подвешивания к одежде. Они обнаружены в различных местах могильника в количестве от 1 до 4 штук, и обозначены именами Лауфера и Крауфвинкеля. Время изготовления жетонов - конец XVI – первая половина XVII века.

Как отмечает И.Г. Спасский, «нюрнбергские жетоны XVII и XVIII вв. довольно часто встречаются в Сибири, куда они привозились русскими промышленниками для меновой торговли». Исследователь подчеркивает также, что «существовал спрос со стороны местного населения, употреблявшего их, как и монеты, в качестве украшений».

Подобные жетоны довольно широко представлены в материалах А.П. Дульзона из раскопок на Чулыме. Счетный жетон Лауфера известен в одном из погребений кочевников в Забайкалье, найдены эти предметы и на русских памятниках в Западной Сибири – на острове Фаддея и в Мангазее».

В.И. Молодин. Кыштовский могильник. – Новосибирск, «Наука», 1979. Стр.62, 126-130, 160.

19efceeab170.jpg

Остяки.

С рисунка XIX века.

56caf723a5ee.jpg

Av. Погрудный женский портрет в императорской короне, влево. По окружности, справа и слева от портрета, легенда: «ANNA.D.G.RUSSOR.IMPERАТ.» («Anna Dei Gratia Russorum Imperatrix» - «Анна благодати Божией, императрица России»).

Ободок рубчатый.

Rv. В поле, справа, на троне, с прислоненным щитом с малым гербом России, женщина в императорской короне. Слева - две фигуры дары приносящие. Крылатая фигура Виктории венчает императрицу венком. Сверху, полукругом, легенда: «DONAT VICTRIA TANTA.» («Виктория дает») Внизу, горизонтальной строкой – «М.L.RE.PF.» («М.Lauer Rechenpfennig» - изготовитель фирма М. Лауэр, г. Нюрнберг, Германия, 1739-1748 г.)

Ободок рубчатый.

Латунь. Размер – 26,2х24,2 мм. Толщина – 0,5 мм. Масса – 1,5 гр.

Коллекция МIHAILa

1-е Коростели, август 2010

e6baab9f5e11.jpg

Av: «ANNA.D.G.RVSSOR.IMPERAT.»

Rv: «DONAT VICTORIA TANTA» – «I.I.D.RE.PF.» («Iohann Iacob Detzel · Rechenpfennig»)

Латунь. Размер - 28,1х27,1 мм. Толщина – 0,5 мм. Масса – 1,6 гр.

Коллекция МIHAILa.

1-е Коростели, 2011.

В 1735 - 1739 годах Россия вела войну с Османской империей. В мае-июне 1736 года русская армия под командованием генерал-фельдмаршала Б.Х. Миниха совершила поход на Крым. 20 июля сдался гарнизон крепости Азов. Летом 1837 года русские войска разбили татарское войско под Карасу-Базаром, а в августе 1739 добились победы под Хотином. В сентябре 1739 года, в Белграде, подписан мирный договор между Россией и Портой по которому Россия получила обратно Азов без права его укреплять.

Изменено пользователем Номад
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

0afbd1486140.jpg

(Подражание луидору 70-х – первой половины 80-х годов XVIII века).

Av. Погрудный, профильный, мужской портрет, вправо. По окружности, слева и справа от портрета, легенда : «LUD. XVI. D. G. FR. ET. NAV. REX.» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»)

Ободок рубчатый.

Rv. Воин (легионер) с копьем, шпагой и щитом в полный рост, влево. Слева и справа от изображения легенда: «ARMIS NUNC TOTA» («Оружие теперь всё»). Легенда внизу не читается.

Ободок рубчатый.

Латунь. Размер - 27,7х26,2. Толщина - 0,6 мм. Масса – 2,1 гр.

Коллекция МIHAILa.

1-е Коростели, 29.04.10.

03e515b23781.jpg

Av. Погрудный, профильный, мужской портрет, вправо. По окружности, слева и справа от портрета, легенда : «LUD·XVI·FR·NAV·REX:·» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»)

Ободок рубчатый.

Rv. Воин с копьем, шпагой и щитом в полный рост, влево. Слева и справа от изображения легенда: «ARMIS·NUNC·TOTA:·» («Оружие теперь всё»). Легенда внизу: «·RECH·PF·R·» («Счетный пфенниг, Иоганн-Христиан Рейх»)

Ободок рубчатый.

Латунь. Овал (25,0х23,0). Толщина- Масса –

Коллекция Шандора.

1-е Коростели, 2011.

Луидор (франц. Louis d'or – «золотой Луи», Louis – Людовик) – французская золотая монета, чеканка которой началась в 1640 г. при Людовике XIII и продолжалась до Великой французской революции (1789-1794). На аверсе обычно изображался портрет короля, реверс постоянно менялся (крест, построенный из восьми букв «L», увенчанный четырьмя коронами; скипетр и лилия; мальтийский крест и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2248a44b3c5e.jpg

(Тип луидора второй половины 80-х годов XVIII века).

Av. Погрудный, профильный, мужской портрет, влево. По окружности, слева и справа от портрета, легенда : «LUD·XVI·FR·ET·NAV·REX·» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»)

Ободок рубчатый.

Rv. Французский геральдический щит с тремя лилиями под королевской короной. По окружности легенда: «·IOHANN·IACOB·DETZEL·RECHN·PFEN·» («Иоганн Якоб Детцель – счетный пфенниг»).

Ободок рубчатый.

Латунь. Овал (25,0х24,0). Толщина - Масса –

Коллекция Шандора.

1-е Коростели, 2011.

17a0387d942a.jpg

Жетон сильно поврежден, имеет значительные следы износа.

Латунь. Диаметр – 22,5 мм. Толщина - Масса -

Коллекция Шандора.

1-е Коростели, 2010.

В действительности, геральдическая лилия (fleur-de-lys) представляет собой изображение цветка желтого ириса, символизировавшего в средние века Пресвятую Деву. Еще с X века лилии считались эмблемой королевской династии Копетингов (987-1328). В конце XIV в. (династия Валуа, 1328-1589) на синем поле осталось только 3 лилии, что, возможно, связано с догматом о троичности христианского божества – Троицей. Генрих Наваррский, основатель династии Бурбонов (1589-1792), на государственном гербе рядом с традиционным синим щитом с лилиями поместил красный наваррский щит с цепью, но по мере того как Наварра превратилась в заурядную французскую провинцию, в гербе страны остался лишь коронованный щит с лилиями. Великая французская революция смела монархические символы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

51c1ef2c6ede.jpg

(Тип луидора 70-х – начала 80-х годов XVIII века)

Av. Мужской погрудный портрет вправо. Легенда, справа и слева от портрета: «LUD.XVI.D.G.FR.ET.NAV.REX.» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»).

Rv. Обнаженная женщина верхом на рыбе которую она держит за хвост. Вверху по окружности легенда: «FELICITAS PVBLICAS» («Счастье общества»)

Назидательный смысл аллегории очевиден: «Счастье непостоянно как женщина и ускользает от нас как рыба, которую хотят удержать за хвост».

Латунь. Диаметр - 24,3. Толщина – 1,0. Масса – 2,8 гр.

Коллекция Номада.

Низовья Оби, 1994.

dedf9913dd76.jpg

(Тип луидора второй половины 80-х годов XVIII века).

Av. Профильный, мужской портрет, влево. По окружности, слева и справа от портрета, легенда : «LUD.XVI.D.G.FR.ET.NAV.REX.» («Людовик XVI Божьей милостью Франции и Наварры король»)

Ободок рубчатый.

Rv. Парковый ансамбль. По полуокружности легенда: «LUST BAUT DAS LAND» («Желание строить землю»). Слово внизу не читается.

Ободок рубчатый.

Латунь. Размеры – 28х25,5 мм. Толщина – 0,7 мм. Масса – 2,0 гр.

Коллекция Номада.

1-е Коростели,2011.

"Век осемнадцатый" - эпоха "торжества разума" с ее глубоким убеждением, что человек может "подчинить природу дисциплине". Во Франции, как нигде, эта идея реализуется в парковом строительстве. Эталоном становится Версаль. "В этом обширном, открытом со всех сторон парке взгляд посетителя скользит по уступам площадок и упирается в горизонт. Каждый боскет имеет собственный характер и внешний вид, что создает разнообразие ансамблей. Посредине симметрично расположенных водоемов, на перекрестках четко распланированных аллей, под листвой подстриженных деревьев, в глубине извилистого лабиринта стоят статуи, воспроизводящие мифологические сюжеты. Вода по трубам течет в водоемы и устремляется в воздух мощными фонтанов" Людовик XIV пишет своему сыну: "Король Франции должен видеть в этих увеселениях не просто развлечения. Люди наслаждаются зрелищем, которое, по существу, и создано для того, чтобы нравиться. Таким образом мы завоевываем их души и сердца скорее, чем наградами и милостями"

(Энциклопедия серии "Открытие мира юношеством", том 10 - "Торжествующая монархия" - М., "Терра", 1997. С.889.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

cbf818c07dcc.jpg

Av. Фрегат в волнах. Вверху, по дуге, легенда: «MIT LUCR» («Отправить - получить»)

Ободок рубчатый.

Rv. Пальма. По окружности легенда: «·REICH·REG·PFE·»

Ободок рубчатый.

Латунь. Диаметр - Толщина – Масса –

1-е Коростели, 2011

Коллекция Шандора.

«Пальма не производит ничего, что не было бы полезным; молоко, масло, дерево, кору, имеется листва, плоды, сок и шерсть. Благочестивый человек тоже склонен служить, т.к. божескому обычаю нужно следовать посредством благодеяний»

Барон фон Гоберг, 1675.

Из-за своего стройного прямого ствола и роскошной кроны пальма повсеместно считается символом подъема, победы и обновления.

Энциклопедический словарь символов/ Авт.-сост. Н.А. Истомина. – М., 2003.

Стр. 635-636.

Фрегат был вторым основным типом боевых кораблей в XVIII веке. Как позже крейсера, фрегаты разделялись на легкие и тяжелые. Тяжелый фрегат появился в XVII веке, но наиболее распространенными в XVIII веке были легкие фрегаты. Они были просто самыми дешевыми военными кораблями, которых можно было наделать много и быстро. В том числе и путем переоборудования торговых судов. К середине XVIII века стали специально производить подобные корабли, но рассчитанные на максимальную скорость – корветы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жетоны амулеты и украшения.

  1. «Лубочные» жетоны.

В отличии от счетных пфеннигоф, ставших украшением по прихоти сибирских модниц, «лубочные» жетоны изначально производились как украшения. Другая их особенность – чисто российское происхождение. Видимо популярность счетных пфеннигов в известной среде была столь велика, что когда их поступление в Россию сократилось или прекратилось совсем (вероятно - во второй четверти XIX века), русские предприниматели наладили собственное производство доходной продукции. Предположение, что «лубочные жетоны» подражают западноевропейским счетным жетонам подтверждается близостью размера, веса, применяемого материала и стилистики оформления. Вместе с тем, это российский продукт – сюжеты изображений, применение кириллицы, псевдо легенды, часто совершенно бессмысленные, на счетных пфеннигах нами не встречены. «Лубочными» я называю эти ранние российские жетоны-украшения потому, что по стилю оформления они напоминают неповторимый русский лубок – доступный, понятный, почитаемый простым народом.

16437b0b8e85.jpg

Av: Батальная сцена: воин поражающий неприятеля штыком. . По окружности легенда: «У РУСАКА ШТЫКЪ ПРАВОРН?Й ТЕСАКА». Ободок – бусинно - рубчатый.

Rv: Сидящий под деревом, в пол оборота влево, воин с пикой и саблей в руках. Ободок – бусинно - линейный в обрамлении 6-ти конечных звезд чередующихся с крупными точками.

Латунь. Диаметр – 23 мм. Толщина – 0,5 мм. Масса – 0,95. Коллекция Номада. Привезен с низовий реки Оби в начале 90-х годов XX в.

Не смотря на схематизм изображения, обращают на себя внимание некоторые детали, которые позволяют приблизительно определить время изготовления жетона.

В 30 - 40-х годах XIX века Николай I вводит в российской армии новую форму. Среди прочего изменился и головной убор. Вместо кивера головы русских ратников украсили шлемы, подобные шеломам русских средневековых витязей – «русская каска образца 1844 года». Первоначально каска имела плюмаж из черного конского волоса на острие пики, но довольно скоро от этого украшения отказались. «Пикельхельмы» перестали быть российским общевойсковым убором после 1862 г. Воин с ружьем, на аверсе жетона, изображен именно в таком, раннем (с плюмажем) варианте шлема, т.е. второй половины 40-х годов.

88d60636116b.jpg

А. Гебенс. Сцена в лагере под Красным селом. 1849.

Стоит гвардеец-измайловец в полевой форме, на голове - шлем с плюмажем.

Не менее интересна и фигура, изображенная на реверсе жетона. Характерный, «фракийский», шлем, пика с флажком и сабля (палаш?) говорят, что перед нами кирасир российской армии.

d3a74c718c99.jpg

Белоусов Л.А. Штаб-офицер, рядовой и трубач 1-й кирасирской дивизии. 1840.

Изменено пользователем Номад
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4ff00abbe03f.jpg

Av: Держащиеся за руки барышни в фас в длинных платьях и капорах. В руках барышень - лукошки (?). Легенда внизу стерта. Ободок рубчатый.

Rv: Витязь в шлеме с плюмажем, в корзно, со знаменем в правой и неопределимым предметом (пальмовая ветвь?) в левой руке. Легенда, по сторонам фигуры, стерта и не читается. Ободок – линейный.

Латунь. Диаметр – 23 мм. Толщина – 0,5 мм. Масса – 1,2 гр. Коллекция Номада.1-е Коростели, 04.07.12.

Сюжет на жетоне напоминает лубок, иллюстрирующий народную песню: «КАКЪ ПОШЛИ НАШИ ПОДРУЖКИ ВЪ Л?СЪ ПО ЯГОДЫ ГУЛЯТЬ».

830014bc43fe.jpg

Добужинский М.В. Провинция 1830-х годов. 1907-1908.

75960f7d04e5.jpg

Длинные, по щиколотку платья, расширенные кверху рукава, капоры… Женская мода середины XIX века.

Капоры были популярны около 40 лет, и вышли из моды к 60-м годам XIX века.

7d8c67bb9284.jpg

П.А. Федотов. Прогулка (Автопортрет с отцом и сестрой). 1837. Фрагмент.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2c69cae09570.jpg

Av: «Девица прекрасная и молодец преизрядный». Слева и справа не читаемая легенда.

Ободок – линейный и косые рубчики.

Rv: Всадник с рункой (тип протазана, применявшегося в российской армии в конце XVII - начале XVIII века в качестве парадного оружия кавалерийских офицеров) на вздыбленном коне, вправо. Под ним нечитаемая легенда. Ободок – линейно - рубчатый

Латунь. Диаметр – 22 мм. Толщина – 0,7 мм. Масса – 1,35. Коллекция Номада. Привезен с низовьев реки Оби в начале 90-х годов XX века.

На Аv жетона, вероятно, изображена сцена помолвки или венчания.

«Я возьму тебя по праву руку,

Поведу тебя к суду Божьему,

К суду Божьему, к златому венцу,

От злата венца – к себе во двор».

«Платье молодой обыкновенно бывает новое … на груди – монисто из коральков красных или бисера разноцветного; в ушах – серьги длинные с каменьями, на пальцах – кольца золотые … голова бывает перевита цветами. … Горожане из мещан и купцов заменили сарафаны цветными и длинными платьями…»

«Жениха величают князем, а невесту – княгиней, Князь бывает одет в кафтан багрецового сукна; шаровары на нем черные бархатные … сапоги юхтовые с оторочкой, шляпа с павлиньим пером, шея перевязана красным платочком; волосы подстрижены в кружок».

А.В. Терещенко. История культуры русского народа. – М., 2007. Стр. 163, 171-172.

8982f99dc234.jpg

А.Г. Убиган. Русская пляска.

54298afd7828.jpg

Головной убор невесты – «девичья краса». Псковская губерния.

Одежда всадника и, особенно, головной убор, более похожий на тюрбан с султаном, не находят аналогов в военной форме европейских армий, но их можно увидеть на турецких башибузуках. Башибузуки (дословно с турецкого: «с неисправной головой») – название отрядов турецкой нерегулярной кавалерии. Башибузуки вербовались из наиболее воинственных племен Албании и Малой Азии. Вооружение (копье, сабля, кинжал и пистолет) и продовольствие предоставляло правительство, но жалования не платило. В русском языке синонимом термина «башибузук» является «головорез»

4102cee4d9b2.jpg

476c71914916.jpg

Верещагин В.В. Два ястреба (башибузуки). 1878-1879.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

49447878093f.jpg

Лиц. Всадник с рункой на вздыбленном коне, вправо (сюжет повторяет изображение предыдущего жетона), под ним нечитаемая легенда. Ободок – линейный.

Об. Едва различимое изображение человека в рост, влево, с державой и скипетром (?) в руках. Легенда не читается. Ободок – рубчатый.

Латунь. Диаметр – 22 мм. Толщина – 0,5 мм. Масса – 1,1 гр.Коллекция Номада. 1-е Коростели, 15.05.12.

Жетон сильно стерт и сюжет изображения не поддается объяснению.

f8176e75a9c7.jpg

Лиц. Всадник с копьем на скачущем коне, влево. Под ним не читаемая легенда. Ободок линейно – рубчатый.

Об. Человек с ружьем держит за руку женщину. Под изображением не читаемая легенда.

Ободок линейно - рубчатый.

Латунь. Диаметр – 22 мм. Толщина – 0,9 мм. Масса – 1,9 гр. Коллекция Номада. Привезен с низовий р. Оби.

Сюжет лицевой стороны, несколько иначе, но повторяет изображения вышеописанных жетонов. В российской кавалерии середины XIX века нет формы подобной той, что на всаднике.

Человек с ружьем на обороте тоже, похоже, турецкий солдат. Несколько «квадратная» голова возможно из-за головного убора – фески.

996480bd9afe.jpg

Верещагин В.В. Победители. Фрагмент.

Кисть правой руки женщины проросла листьями (народное прочтение древнегреческого мифа «Дафна и Аполлон»? Сцена пленения?). Вероятно, эта серия жетонов - народный отклик на события русско-турецкой войны 1828-1829 или Восточной войны 1853-1856 годов.

Изменено пользователем Номад
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересно чертовски. Я такие даже и не видел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4f1c9a5fbd1a.jpg

К сожалению, последний жетон из серии «лубочных» (коллекция Шандора) сильно побит временем. Потерт и пробит в трех местах. Изображение на обеих сторонах едва угадывается и не поддается интерпретации. Будем ждать аналогов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  1. 2. Жетон - подвеска.

А. «Украшение для женщин и девиц»

97184f35921b.jpg

Лиц.: Двуглавый орел, на груди герб Москвы. Ободок бусовый.

Об.: В венке из дубовых ветвей женская голова влево. По окружности легенда:

«*УКРАШЕН* ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ и Д?ВИЦЪ». Ободок линейный.

Латунь. Диаметр – 33,0 мм. Толщина – 1,0 мм. Вес – 6 гр. Коллекция Номада.

2d01effe838c.jpg

Лиц.: Двуглавый орел, на груди герб Москвы. Ободок бусовый.

Об.: В венке из дубовых ветвей женский профильный портрет влево.

По окружности легенда: «*УКРАШЕНIЕ* ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ и Д?ВИЦЪ». Ободок линейный.

Латунь. Диаметр – 33.2. Толщина – 1,0. Вес – 5,9 гр. Коллекция MIHAILa.

2dc6cfcada28.jpg

Лиц.: Малый герб Российской империи. Ободок бусовый.

Об.: В венке из лавровой и дубовой ветвей женская голова влево.

По окружности легенда: «?УКРАШЕН? ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И Д?ВИЦЪ ». Ободок линейный.

Латунь. Коллекция Шандора.

888ae9712fd7.jpg

Av: Малый герб Российской империи. Ободок бусовый.

Rv: В венке из дубовых ветвей женская голова влево.

По окружности легенда: «?УКРАШЕН? ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И Д?ВИЦЪ ». Ободок линейный.

Латунь. Диаметр - 25 мм. Толщина - 1,0 мм. Вес - 3,0. Коллекция Шандора.

a4f451bd35d1.jpg

Лиц.: Малый герб Российской империи. Ободок бусовый.

Об.: В венке из лавровой и дубовой ветвей женская голова влево.

По окружности легенда: «?УКРАШЕН? ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И Д?ВИЦЪ ». Ободок линейный.

Латунь. Диаметр – 32 мм. Толщина – 1 мм. Вес – 5,7 гр. Коллекция MIHAILa

6eb18f55975d.jpg

Лиц.: Малый герб Российской империи. Ободок бусовый.

Об.: В венке из лавровой и дубовой ветвей женская голова влево.

По окружности легенда: «?УКРАШЕН? ДЛЯ ЖЕНЩИНЪ И Д?ВИЦЪ ». Ободок линейный.

Латунь. Коллекция Шандора.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот это труд! Перелопатить столько материала и так хорошо все систематизировать... Почет и уважение Вам, Номад!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Б. «Фабрикант Д.Л. Кучкин»

КУЧКИН Дмитрий Лазаревич – московский купец 2-й гильдии, владелец фабрики металлических изделий (1898-1908, 4-й Мещанская улица, 2-й Лавровский проезд). Продукция фабрики - мелкие изделия из латуни, жести - жетоны, значки и т.п. многие из которых подписаны «Д. КУЧКИН», «ФАБ. Д. КУЧКИН. М.», «ФАБ. Д. КУЧКИН МОСКВА» и «FABRIKANT D.L. KUTSCHKIN».

66cdb4bd0fad.jpg

Лиц.: Малый государственный герб Российской империи.

Вверху, полукругом, легенда: «FABRIKANT D.L. KUTSCHKIN» («Фабрикант Д.Л. Кучкин»). Ободок «стрельчатый».

Об.: В венке из лавровой и дубовой ветвей женская голова влево. Ободок бусовый.

Латунь (бронза?). Диаметр – 33,7 мм. Толщина – 2,2 мм. Вес – 14,25. Коллекция MIHAILa.

f8435b0a6291.jpg

Лиц.: Двуглавый орел, на груди - французский красный щит.

По окружности легенда: «FABRIKANT D.L. KUTCHKIN» («Фабрикант Д.Л. Кучкин»). Ободок рубчатый.

Об.: В дубовом венке женская голова вправо. Ободок рубчатый.

Латунь. Диаметр – 39,5. Толщина – 1,2 мм. Вес – 10,9 гр. Коллекция Номада.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В. «LA CONCKUREN·CEBRUDER HOROVITZ»

Что-то "под французов"... Я не смог перевести эту легенду. Может быть у кого нибудь получится?

57e457888fd0.jpg

Лиц.: Двуглавый орел, на груди - французский красный щит.

По окружности легенда: «LA CONCKUREN·CEBRUDER HOROVITZ» («?»). Ободок рубчатый.

Об.: В дубовом венке женская голова вправо. Ободок рубчатый.

Латунь. Диаметр – 40,0 мм. Толщина – 1,0. Вес – 10,6. Коллекция Номада.

e125c60659ba.jpg

Лиц.: Двуглавый орел, на груди - французский красный щит.

По окружности легенда:«LA CONCKUREN CEBRUDER HOROVITZ» («?»). Ободок рубчатый.

Об.: В дубовом венке женская голова вправо. Ободок рубчатый.

Латунь. Диаметр – 40,0 мм. Толщина – 1,0. Вес – 10,6. Коллекция Шандора.

Изменено пользователем Номад
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вышеописанные жетоны-подвески по материалу, из которого изготовлены, по технологии, сюжету, стилистике и размерами составляют единую группу продукции фабрики Д.Л. Кучкина. Но в наших коллекциях есть жетоны, выпадающие из рассматриваемого ряда.

e0b8acb4a3e3.jpg

Лиц.: Композиция из кадуцея и двуглавого орла. Ободок «треугольники».

Rv: Женская голова в профиль, влево. Ободок гладкий.

Латунь. Диаметр – 21,3 мм. Толщина – 0,7 мм. Вес – 1,2 гр. Коллекция Шандора.

f7d27fb755a5.jpg

Лиц.: Женская голова в профиль, влево в венке из дубовых ветвей и «веревочном» кольце. Ободок «треугольники».

Об.: Солнечный лик в дубовом венке. Ободок «треугольники».

Латунь. Коллекция Шандора.

Побродив немного по интернету, на сайте нашего форума (HSHBola «Монисто (что за медальончики)» от 13 июля 2012) и в заметке «О разновидностях жетонов «Русь», я нашел любопытный материал, который позволил построить следующую любопытную цепочку.

55c1c907e17e.jpg

8cbc8af41064.jpg

Очевидно, что эти жетоны является продолжением и развитием линии «лубочных». Мне кажется, что это не «кучкинская» продукция, но тогда чья?

МАСТЕРСКИЕ И ФАБРИКИ ПЕТЕРБУРГА

1. Художественно-модельерное ателье Августа Жакара - чеканила художественные медали и плакетки.

2. Мастерская Рудольфа Тримана (в период 1-й мировой войны носила название «Петроградская медальня») - выпускала медали, плакетки, жетоны и знаки.

3. Мастерская серебряных изделий Альберта Кейбеля - выпускала не только ордена и знаки, но и серебряные предметы бытового назначения.

4. Фабрика орденов и знаков Д.И.Осипова.

5. Мастерская золотых, серебряных и бронзовых изделий «Эдуард» («Фабрикой орденов и академических знаков»). В 1922 г. здесь были изготовлены знаменитые металлические боны 2-й государственной шорно-футлярной и чемоданной фабрики

6. Граверная и гильоширная мастерская Эдуарда Кортмана

Продукция известна в довольно большом количестве. Из 223 полковых и академических знаков, описанных в каталоге Артиллерийского исторического музея (на которых указано место изготовления), 98 сделано в мастерской Кортмана.

7. Фабрика металлических и каучуковых штемпелей - среди продукции этой фирмы были жетоны и знаки.

8. Фабрика металлических изделий (преимущественно пуговиц) братьев Вундер. Кроме основной продукции (пуговицы) здесь изготавливали должностные знаки и медали.

9. Фабрика офицерских пуговиц и штамповочных металлических предметов Авксентия Копейкина - кроме пуговиц и штампованных предметов, применявшихся в обмундировании, выпускала разные металлические знаки.

10. Пуговичная мастерская Максима Копейкина (брата А.Копейкина) причастна к выпуску некоторых жетонов.

11. Мастерская и магазин орденов Эдуарда Эклунда

12. Мастерская фирмы «Арид»

13. Ювелирная мастерская Карла Иоганна Бока - готовили жетоны для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.

14. Мастерская Павла Фогта.

15. Мастерская Ансельма Буша. Кроме академических и прочих знаков мастерская производила жетоны.

16. Мастерская Александра Р-...-рга, работала в период 1-й мировой войной.

17. Мастерская Генриха Кана. В каталоге Артиллерийского исторического музея описан 21 полковой знак, сделанный в этой мастерской.

18. Ювелирная мастерская Эдуарда Шуберта кроме ювелирных изделий выпускала академические знаки и различные жетоны.

19. Мастерская П.А.Фокина выпускала полковые знаки с пометкой «П.Ф.»

20. Мастерская Андрея Брылова.

21. Мастерская Иоганна Юргенса.

МАСТЕРСКИЕ И ФАБРИКИ МОСКВЫ

1. Ювелирная мастерская Карла Иоганна Бока

2. Фабрика металлических изделий Дмитрия Лазаревича Кучкина. В числе мелких изделий из латуни, жести, проволоки выпускала жетоны.

3. Фабрика металлических изделий В.К.Збука производила «трактирные» марки, как они были названы в рекламной карточке фирмы.

4. Фабрика штемпелей и металлических изделий И.Шансон & Ф.Жаке -

металлические марки и даже медали.

5. Товарищество фабрики металлических изделий А.М.Постникова -

фабрику золотых, серебряных и бронзовых изделий.

6. Фирма «Фаберже» - сначала фирма изготовляла исключительно ювелирные предметы. С 1887 г. стала делать и крупные серебряные изделия, столовые и чайные сервизы, приборы и пр.

В торгово-промышленных справочниках еще упоминаются не менее трех десятков различных мастерских занимающихся аналогичным производством.

Форум Фалеристика.

Автор orden-russ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Восточные жетоны-подвески кустарного производства.

b7f0d9545555.jpg

Односторонняя подвеска кустарной работы.

Орнамент и легенда арабскими буквами.

Бусовый ободок.

Чеканка, гравировка,

Без ушка, отверстия пробиты.

Латунь. Диаметр - 35,0. Толщина – 0,5. Вес – 3,7 гр

756ef16d386e.jpg

Односторонняя подвеска кустарной работы.

Растительный орнамент. Линейный ободок.

Чеканка, гравировка.

Без ушка, отверстие просверлено

Белый металл (Ag?). Диаметр – 31,5 мм. Толщина – 0,6 мм. Масса – 3,2 гр.

cd6220d53cbc.jpg

Односторонняя подвеска кустарной работы.

Растительный орнамент.

Чеканка, гравировка.

Без ушка, отверстие просверлено

Луженая латунь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Жетоны-подвески (?) кустарного производства русского стиля.

6f7f9d94bb3b.jpg

Олень бегущий влево.

Ободок бусовый.

Односторонний. Не обороте, в центре, след припоя (утраченное крепление?).

Штамп.

Латунь. Диаметр 32 мм.

1e1a18cd434e.jpg

Пегас скачущий влево.

Орнаментальном ободке.

Односторонний. Не обороте, в центре, след припоя.

Штамп.

Латунь. Диаметр – 35 мм. Вес – 4,3 гр.

03db54353fe7.jpg

Казак на коне, вправо.

Ободок «веревочный».

Односторонний. Не обороте, в центре, след припоя.

Штамп.

Латунь. Диаметр 28 мм. Вес 2,9 гр.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С верху вниз восьмой по счету....ток рожа другая, а деревья те же. :) Если нужен, могу выслать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо Караколь, буду весьма признателен!

P.S. Спасибо Монета! Вот и еще одна загадка раскрыта. Пуговицы... Я и не предполагал такого варианта.

Изменено пользователем Номад
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо Караколь, буду весьма признателен!

P.S. Спасибо Монета! Вот и еще одна загадка раскрыта. Пуговицы... Я и не предполагал такого варианта.

Реквизиты в личку скиньте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кустарные без изображений и легенд.

84c17b0a1dbc.jpg

Латунь. Диаметр около 30 мм. Вес 6,8 гр.

Литье.

ddfe571a67a8.jpg

Латунь. Диаметр около 16,5 мм. Вес 1,9 гр.

Литье.

Кустарные монетовидные.

1ed095c713ac.jpg

Лиц. Оттиск лицевой стороны ПОЛТИНЫ 60-х годов XIX века. По окружности легенда: «ЧИСТАГО СЕРЕБРА 2 ЗОЛОТНИКА 1О ½ ДОЛЕЙ»

Об. Клеймо мастера «I Б».

Cu – 26,0 – 6,4.

c0c012220487.jpg

Лиц. Оттиск лицевой стороны десяти копеечной монеты второй половины XIX – начала XX века.

Об. Клеймо мастера «Р С».

Brs – 17,0 – 1,6

92bcca04b467.jpg

Лиц. Оттиск лицевой стороны 15 копеек 1861-1917 г.

Об. Клеймо мастера («след птицы»).

Brs.

Изменено пользователем Номад
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...