Перейти к содержимому
Георгий

ожерелье

Рекомендуемые сообщения

Георгий

Ожерелье Шехерезады.

Литературно-историческая сенсация?

Философские системы рассыпаются,

как песок, религии падают одна за другой,

как сухие осенние листья, но то, что

прекрасно, есть сокровище вечности и

радость на все времена.

О.Уайльд.

Во времена, уходящие почти к началу нашей эры, первая в истории рассказчица сказок Шехерезада (в переводе – «благородная обличьем»), умная, образованная дочь персидского царя, прочитавшая много книг, летописей и преданий, поведала людям сказки, получившие название «Тысяча и одна ночь».

Прошло время, и вот уже несколько веков всемирно известный сказочный свод является предметом исследований, при которых проводятся любые возможные параллели с сюжетами и описаниями из других произведений фольклора («Одиссеи» Гомера, русских, европейских, африканских сказок и т.д.), а также с реальными фактами. Последние относятся в основном к героям сказок – например, Гарун-аль-Рашид является историческим персонажем.

Гранды учёной исторической мысли, арабисты, не один десяток лет в разные века трудившиеся над исследованием текста всемирно известного сказочного свода «Тысяча и одна ночь», такие как немец К.Броккельманн, британец Э.Лэйн, голландка М.Герхардт, датчанин И.Эструп, наши соотечественники М.Салье и И.Крачковский и многие другие, желая увидеть реальность, пробивающуюся сквозь сказочную канву, буквально по крупицам, даже по смысловым оттенкам отделяли в тексте элементы чистой фантазии от более или менее достоверных фактов, наверняка не обходя ни одного, хоть как-то идентифицируемого.Большинство из них утверждают, что начало написания сказок уходит в 8-9в., а окончательную редакцию они получили в Египте в 13-15 веке.

Составная часть свода – сказка о семи путешествиях Синдбада-морехода. Вот, что писал ещё в начале прошлого века крупнейший специалист по этим сказкам Эструп И. в своей книге «Исследования о «Тысяче и одной ночи», её составе, возникновении и развитии (М., 1904 г.):

«Путешествия Синдбада – не что иное, как поэтическое творение, в состав которого вошли, как остов для рассказа, все имевшиеся у арабов в средние века сведения, а на канве этого остова впоследствии были все те предания и чудесные приключения о неведомых странах, которые в то время были в обращении в народе».

Материал сказки состоит из «рассказов путешественников и приключений моряков в самом широком смысле слова – в диапазоне от предельно точных описаний до типично моряцких выдумок» (Герхардт М. Искусство повествования. Литературное исследование «Тысячи и одной ночи», М., 1984)

Во «Втором плавании» Синдбада есть такие слова:

«Здесь, между множеством других зверей водится также носорог; он несколько меньше слона, но больше буйвола, и назван так потому, что на носу у него вырастает рог величиной с локоть и белыми начертаниями, как бы врезанными посредине и напоминающими фигуру человека» («Тысяча и одна ночь», под ред. В.В.Бутромеева, М., «Белый город», 2007)

Чистая ли это фантазия или данный эпизод имеет под собой реальную почву?

Попробуем разобраться.

Виднейшие исследователи прошлых лет, конечно же, не оставили без внимания этот текст, но ответ на поставленный вопрос не нашёл отражения в их работах.

Известный современный британский учёный-зоолог профессор Дэвид Тэйлор (ныне здравствующий) пытался найти доказательство приведённой цитате уже с точки зрения профессионала-практика, и вот, что он пишет о результате своих поисков во 2-й главе своей книги «Слониха-пациентка» (изд-во «Армада», 1998):

«Похоже, сказки «Тысячи и одной ночи» ввели меня в заблуждение. Там ясно написано чёрным по белому, что когда распилишь вдоль рог носорога, то увидишь на разрезе две человеческие фигуры. Ничего подобного. Как я не напрягал воображение, я этого не заметил… О рогах ходит множество легенд. Вот что рассказывает «Тысяча и одна ночь»: в «Сказке о втором путешествии Синдбада-морехода» говорится, что если распилишь рог носорога вдоль, увидишь образованные белыми линиями две человеческие фигуры. Что-то я не заметил этих линий, когда распилил рог на глазах у Мэтта, и не имел счастья видеть их ни разу, распиливая впоследствии десятки рогов, которые мне приходилось удалять по хирургическим причинам».

Подведём итог.

Именитым учёным-востоковедам прошлых лет и авторитетному профессору-практику нашего времени не посчастливилось найти какого-либо подтверждения или реального воплощения этой части древнего предания.

В добросовестности их работы сомневаться не приходится, потому что нет нужды говорить о том, какое значение имеет любой вклад, тем более в наши дни, привнесённый в исследование памятника арабской культуры – сказок «Тысяча и одна ночь».

Теперь о главном.

Взгляните ещё раз на фотографию.

Всё-таки до нашего времени дошла эта единственная вещь с отчётливым «белым начертанием, как бы врезанным посредине» фигуры девушки на обратной стороне кулона ожерелья, и выполнено это изделие из рога чёрного носорога.

О том, сколько ему лет, можно судить, учитывая при этом, что последнее упоминание о силуэте человеческой фигуры в роге носорога уходит во времена написания сказочного свода.

Столь почтенный возраст не так уж невероятен в силу того, что у носорога (и только у него) рог представляет собой сильно спрессованный волос. Волос же вообще, как известно, может хорошо сохранятся неопределенно долго.

Вполне можно представить себе, что когда-нибудь будет найден, скажем, ещё один алмаз «Орлов» или даже лучше, но этот шедевр живой природы уже неповторим. Всему виной уникальность материала – рог чёрного носорога, который, якобы, обладает всевозможными целебными свойствами, из-за чего это животное веками нещадно истреблялось. Не помогли никакие меры по его сохранению, и недавно оно исчезло совсем.

Вот сообщение с сайта Globalscience.ru от 13.11.2011г.:

«В Африке больше не осталось чёрных носорогов, согласно недавнему глобальному оцениванию видов, находящихся под угрозой исчезновения. Красный список, составленный международным союзом охраны природы (IUCN), стал бесспорным подтверждением тому, что такого подвида животных больше не существует».

А вообще, «как утверждают древние записи, добывать (привозить из других стран – прим. автора) и обрабатывать необычный материал начали в эпоху Хань (3 в. до н.э. – 2 в. н.э.) В течение всей своей долгой истории изделия из рога носорога представляли собой роскошные вещи для высших слоёв общества. Но из-за того, что рог носорога является достаточно редким материалом, количество дошедших до настоящего времени изделий из рога носорога очень мало. Все они являются музейными ценностями (Russian.cri.cn – Международное радио Китая)»

Это украшение достойно иметь своё собственное название – «Ожерелье Шехерезады».

post-9387-0-16949800-1326909534_thumb.jp

post-9387-0-44924800-1326909548_thumb.jp

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Евгений61

Где сейчас это ожерелье находиться??? В какой стране???

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
metaldetectingrussia

странное ожерелье

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

×