Перейти к публикации

Церковная реформа 17 века.


SynMAG

Рекомендованные сообщения

Зачем была нужна церковная реформа Патриарха Никона? Почему соловецкие монахи не приняли нововведения? Ваше мнение.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/
Поделиться на других сайтах

Тема Церковная реформа 17 века. создана на форуме Общий раздел.

Вот уж не знаю, но читал Атлас Маркса, так там объяснялось ошибками накопившимися при многочисленных переписях церковных книг и в результате множественных вариантов перевода с греческого, вполне логическое объяснение. Не принятие тоже вписывается в нравы, как уж повелось пусть так и будет, негоже уклад жизни ломать. Как то так...

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-211732
Поделиться на других сайтах

7 класс учебник Истории России конец 16-18 век А.А. Данилов,Л.Г.Косулина ,58 стр.реформа Никона и 67стр. выступление старообрядцев

Изменено пользователем viktorr
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-211739
Поделиться на других сайтах

Формальную основу реформы Gorgi сформулировал верно - унифицировать священные книги, что особенно важно было в условиях централизации государства и распространения книгопечатания. Сразу же возникло разногласие, какие источники взять за основу - греческие (византийские) или древнерусские. Будущие сторонники "старой веры" отстаивали второй вариант, считая что с возникновением униатства греки отошли от истинной веры, чистого православия, дух которого сохранился лишь в древнерусских книгах. Но победила первая позиция. Свою роль сыграли политические интересы крепнущего Московского царства - духовный контроль над всем православным миром ("Москва - третий Рим, и четвертому не бывать!"). В среде мирян, значительной части белого духовенства и монахов нововведения отвергались прежде всего потому, что веруя в старых, дореформенных, традициях люди оказывается всю жизнь грешили, а это прямая дорога в ад. Кому хотелось обрекать себя на вечные муки в загробной жизни? Были, конечно и иные - социальные причины, но это особый разговор.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-211740
Поделиться на других сайтах

Победила это конечно громкие слова из общепринятых исторических сведений. На самом то деле победила только в средней полосе России. Наши старообрядцы благополучно дожили до 17 года... Когда первый раз знакомился с этим вопросом был удивлён , что почти все православные общины в наших местных деревнях были старообрядческими. Вместо церквей были молельные дома. Гонения конечно были , были и гари . Последняя гарь в современном Колыванском районе была в середине 19 века , когда уже в средней полосе России вообще уже никто не помнил , что это такое. С другой стороны на Западе как не истребляли протестантов так до сих пор их кирхи стоят . Почти то же самое , что у нас...

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-211754
Поделиться на других сайтах

Наши старообрядцы благополучно дожили до 17 года...

Почему только до 17 года? Я и сейчас знаю в зауралье село, где живут двоедане (староверы), и молильный дом в землянке, и двумя пальцами крестятся, и иконы старообрядческие - только их (староверов) уже мало осталась Изменено пользователем andreg
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212471
Поделиться на других сайтах

«СТАРЫЙ ОБРЯД ЖИВЕТ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» Изменено пользователем viktorr
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212513
Поделиться на других сайтах

Церковная реформа патриарха Никона. Возникновение раскола в Русской Церкви и в русском обществе

Ещё до принятия патриаршества Никон обращал внимание на ошибки, допущенные в богослужебных книгах. И ещё до него пытались эти ошибки исправить; но исправления велись всё по тем же славянским книгам, правда, более древним, но тоже с ошибками, допущенными при переписывании греческих (византийских) оригиналов. С греческих книг не брались исправлять просто за незнанием греческого языка. Но, тем не менее «исправленные» книги печатались и вводились в обращение, а печатное слово уже считалось «неприкосновенным».

В 1654 году, через два года после вступления на патриарший престол, Никон созвал русских архипастырей на соб23, и они признали необходимость исправления богослужебных книг и обрядов, что было закреплено соответствующим соборным актом.

Между тем с Востока вернулся монах Арсений Суханов, посланный туда ещё ранее для собирания древнейших греческих рукописей, и привёз с собой свыше шестисот древних книг (некоторые из них были написаны более пятисот лет назад24). Получив эти пособия для исправления книг, Никон стал заниматься организацией столь важного дела. Из Киева были приглашены учёные монахи, главой их был поставлен Епифаний Славеницкий, знаток греческого языка, а помощником ему стал учёный грек Арсений. Прежние исправители богослужебных книг остались в стороне, отчего и обиделись; а впоследствии именно они и стали главными противниками патриарха Никона в деле церковных реформ.

Несомненно, властный патриарх оказывал влияние на исправление церковных книг, исходя и из своих собственных взглядов на богослужение. Также следует отметить, что делу исправления церковных книг при Никоне была свойственна и некоторая торопливость, вызванная, вероятно, желанием патриарха быстрее утвердиться в своей правоте. Но, несмотря на всё это, работы по исправлению богослужебных книг при патриархе Никоне были проведены очень тщательно и основательно, как когда бы то ни было.

…Когда необходимые книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями присутствовали и два восточных патриарха25, как «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской»26. С этого момента, собственно говоря, и начался раскол русской православной церкви.

«Новшества» не были приняты во многих местах. Русских людей пугает любая новизна – так пугало их и столь решительное введение в обиход новых церковных порядков. Так что поначалу отторжение «никоновских» книг было чисто психологическим и оттого мало выраженным. Но некоторые люди с богословским27 образованием сразу же не приняли исправленных книг из соображений так называемой «церковной идеологии»: в тех греческих церковных книгах, по которым велись исправления, они увидели отражение союза православной и католической церкви – Флорентийской унии28. Среди таких людей вперёд сразу выдвинулись те, кто до Никона исправлял (с горем пополам) церковные книги, а при нём, как уже говорилось, оказались не у дел. Они-то и пошли просвещать народ: мол, Никон дурное дело-то затеял – связался с греками (греки были главными консультантами в деле исправления богослужебных книг при Никоне), попавшими под «пагубное влияние католицизма». Так в Русской Церкви появилось целое течение, обособившееся от официальной («никонианской») церкви, не признавшее церковной реформы патриарха Никона.

«Раскольники», или, как они себя сами называли «староверы» («старообрядцы») в большинстве своём были невежественными, но оттого не менее упорными в том, что считали себя единственными носителями «истинной веры», которая отличалась от «никонианской» буквально следующим: № Старорусская Церковь29 Официальная Русская Православная Церковь 1 Богослужение совершать только по старым (преимущественно иосифовским30) книгам. Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам. 2 Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку31. 3 Крест почитать только вомьмиконечный32. Крест почитать только четырёхконечный33. 4 С крестным ходом34 вокруг храма идти с востока на запад. С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. 5 Имя Спасителя35 писать: «Исус». Имя Спасителя писать: «Иисус». 6 «Аллилуйя»36 петь дважды. «Аллилуйя» петь трижды. 7 Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. 8 Служить литургию37 на семи просфорах38. Служить литургию на пяти просфорах. 9 В восьмом члене Символа Веры39 следует читать: «И в Духа Святаго Господа истиннаго и животворящаго». Нет информации.

Как видно из приведённого выше, разногласия не затрагивали основ православной веры, а касались лишь отдельных её моментов. Так что определяющую роль религиозных побуждений в расколе Русской Церкви ещё можно оспорить. Для большинства староверов эти тонкости были просто неизвестны. Раскол для них стал попыткой сохранить духовный строй страны, которая с присоединением Украины (1654 год) начала устанавливать контакты с Европой, как с одной из альтернатив своего развития40. Церковная реформа совпала с культурной экспансией Запада, оттого была так болезненно воспринята.

Для людей, стоявших у истоков раскольнического течения, всё было значительно серьёзней. Они были или религиозными фанатиками, или популистами41 и властолюбцами. Последних, к сожалению, было больше. Но были и такие, для кого решающим и принципиальным был действительно вопрос веры. Среди них – протопоп42 Аввакум, тот самый автор «Жития протопопа Аввакума, написанного им самим»43 – «важнейшего памятника раскольнической литературы»44. Он был самым ярым противником никоновских реформ, почти «патриархом» староверов, и привлекал на свою сторону таких же рьяных «истинно верующих», из коих стоит отметить знаменитую боярыню Феодосию Прокопьевну Морозову45. Кстати, против Никона восстал и знаменитый Соловецкий монастырь46, куда накануне реформы ссылали всех её противников. Ряды раскольников пополнялись с каждым днём.

Протопоп Аввакум и Иван Неронов при первых же распоряжениях Никона по исправлению книг выразили свой протест. «Мы же задумалися, сошедшеся между собой (говорил Аввакум); видим, яко зима хощет быти: сердце озябло и ноги задрожали»47. Посоветовавшись, они подали жалобу на Никона – по их мнению, он поступал не как православный. Никон был гневен на своих старых приятелей и сослал их из Москвы (Аввакума – в Тобольск, а Неронова – в Вологодский край).

Под влиянием этого протеста Никон понял, что «лучше действовать соборным приговором, чем личной властью»48. Собор, как известно, одобрил и утвердил все исправления Никона, лишь один архиерей – епископ Павел Коломенский – был не согласен с собором, за что был лишён сана и заточён.

Последователей Никона его противники обидно называли «никонианцами» и «щепотниками», а самого патриарха Аввакум называл антихристом49 и даже предсказывал год наступления его царствования – 166650 (из-за подобных высказываний Аввакум стал личным врагом Никона). Официальная церковь тоже не бездействовала: объявляла староверов еретиками51 и предавала их анафеме52, а иных и казнила (так, в 1682 году был сожжён протопоп Аввакум).

Сожжению протопопа Аввакума предшествовали его долгие мучения и скитания по ссылкам – об этом свидетельствуют фрагменты «Жития…»: «…Таже меня взяли от всенощной Борис Нелединский со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли; их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда же россветало в день недельный53, посадили меня на телегу и ростянули, и везли от патриаршего двора до Андроньева монастыря54 и тут на чепи кинули в тёмную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил… Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно… На утро архимарит с братьею пришли и вывели меня: журят мне, что патриарху не покорился, а я от Писания ево браню да лаю. Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцу55 под начал; велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут и под бока толкают, и за чепь торгают и в глаза плюют… Таже послали меня в Сибирь с женою и детьми. До Тобольска три тысящи вёрст недель с тринадцать волокли телегами и водою и санями половину пути… Посем указ пришёл: велено в Дауры56 вести… Также с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе57. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лёд. Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошедей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные томные люди…»58

Из отрывков «Жития…» можно судить, как жестоко были наказуемы противники Никона, причём наказание накладывалось и на их семьи (ссылкам подвергались даже не в чём не повинные дети).

В 1666 году имел место ещё один собор русского духовенства, который окончательно утвердил все изменения, внесённые в богослужебные книги по реформе Никона. С этой поры ещё больше усилились гонения на раскольников. Но те не сдавались, а лишь ещё более ожесточались – убегали в Сибирь (вспомним семью Лыковых, ставшую известной благодарямногочисленным публикациям Василия Пескова в «Комсомольской правде»), устраивали акты самосожжения.

Итак, церковный раскол при патриархе Никоне имел достаточно много предпосылок: психологические, социокультурные, религиозные, политические. И он, пожалуй, был неизбежен. Но ведь можно было обойтись и без национальной трагедии!

http://stanislaw.ru/rus/research/nikonschism.asp#.UPUAlOQz3Xo

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212525
Поделиться на других сайтах

Кладбище старовер отличается (бывал неоднократно на двоеданском кладбище)

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212546
Поделиться на других сайтах

Почему только до 17 года? Я и сейчас знаю в зауралье село, где живут двоедане (староверы), и молильный дом в землянке, и двумя пальцами крестятся, и иконы старообрядческие - только их (староверов) уже мало осталась

Просто после 17 -го уже все церкви попали ....А сейчас это понятно. Хоть пяткой правой ноги крестись.... :D

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212599
Поделиться на других сайтах

Вопросом не задавались, почему у староверов большинство молельных домов находилось и находятся в землянках (не знаю как в сибири, но в зауралье точно)? И в землянках они были далеко до 17 года, а все потому что гонения на них были, особенно до 17 года. Староверы ведь действительно были фанатиками (Илан правильно в статье отметил: "они были или религиозными фанатиками, или популистами и властолюбцами", как пример: попросишь воды у истинного старовера, он после тебя кружку разобьет и это действительно было так)

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212623
Поделиться на других сайтах

"....не читайте перед обедом советских газет.." (С). обычные люди , не путайте их с разными сектантами... Гарь это было скорее верхом протеста и очень давно. Они и сейчас среди нас (общин полно и деревнях и городах). Никто их и не замечает .Они и не выделяются. Их можно определить по старого вида крестикам нательным (и то не факт-сам ношу) . Это так называемые "казачьи" и "листики". Собственно как их можно называть сектантами , если все обряды как проводят они сейчас , вся Россия проводила до реформы Никона?

Изменено пользователем sarmat
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212624
Поделиться на других сайтах

информацию про двоедан (так их называют) от первоисточников, правда первоисточники свой век доживают (про крестики правильно заметили, есть еще много признаков), а не из совескийх газет :)

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212627
Поделиться на других сайтах

Думаю, что многие стали сторонниками реформы еще и из экономических соображений, ведь староверы облагались двойным налогом.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212647
Поделиться на других сайтах

попросишь воды у истинного старовера, он после тебя кружку разобьет и это действительно было так)

Деды и прадеды мои в верх-тарке жили, были староверами. Кружки не били, просто для путников стояла отдельная кружка и всё..

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212651
Поделиться на других сайтах

sarmat: "...обычные люди , не путайте их с разными сектантами..."

"Церковь - особый тип религиозной организации,объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян".

"Секта - религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. Сектантство - обособленные религиозные группы, оппозиционно или враждебно настроенные к господствующим церквам. Характеризуется фанатизмом, догматизмом, враждебностью к инакомыслящим".

Согласно Н.М. Никольскому ("История русской церкви") в расколе изначально сформировалось три направления: боярское, посадское и крестьянское. Боярское довольно быстро исчезло. Посадский раскол (городские торгово-промышленные круги) при самой энергичной поддержке духовенства не принявшего "новой веры" образовал к середине XIX века "законченную старообрядческую церковь" ("поповцы, поповщина"). Далее, цитирую: "Развитие в среде крестьянской оппозиции пошло иным путем. По мере того как первоначальные крестьянские организации, образовавшиеся в конце XVII в., разлагались под влиянием социальной дифференциации, они распадались на буржуазные церковные организации (прим. впоследствии объединившиеся с поповцами) и на сектантские крестьянские общины, организации борьбы. Помимо того ... крестьянство в течении XVIII и XIX вв. создавало все новые и новые секты". В старообрядничестве секты называются, "беспоповщинскими толками", "согласиями" . Этих течений очень много, не берусь перечислить даже малую толику их: поморский толк, федосеевцы, "дырники", "рябинники", "новожены", преображенская община, монинцы, филипповцы, бегуны, "хлысты", скопцы и т.д. и т.п.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212653
Поделиться на других сайтах

Их можно определить по старого вида крестикам нательным (и то не факт-сам ношу) .

Андрей, заказывали изготовление или...?

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212656
Поделиться на других сайтах

Думаю, что многие стали сторонниками реформы еще и из экономических соображений, ведь староверы облагались двойным налогом.

отсуда и пошло название "двоедане"
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212658
Поделиться на других сайтах

По мере того как первоначальные крестьянские организации, образовавшиеся в конце XVII в., разлагались под влиянием социальной дифференциации, они распадались на буржуазные церковные организации (прим. впоследствии объединившиеся с поповцами) и на сектантские крестьянские общины, организации борьбы.
.

Г.А., так это что получается, что секты и сектанты возникли в рез-те "социального неравенства"?

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212659
Поделиться на других сайтах

Деды и прадеды мои в верх-тарке жили, были староверами. Кружки не били, просто для путников стояла отдельная кружка и всё..

у меня супруга из "двоедан", ей отец про это так рассказывал

Двоедан никогда не считал за секту, в отличии от свидетелей иоговых

Изменено пользователем andreg
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212661
Поделиться на других сайтах

sarmat: "...обычные люди , не путайте их с разными сектантами..."

"Церковь - особый тип религиозной организации,объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян".

"Секта - религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. Сектантство - обособленные религиозные группы, оппозиционно или враждебно настроенные к господствующим церквам. Характеризуется фанатизмом, догматизмом, враждебностью к инакомыслящим".

Согласно Н.М. Никольскому ("История русской церкви") в расколе изначально сформировалось три направления: боярское, посадское и крестьянское. Боярское довольно быстро исчезло. Посадский раскол (городские торгово-промышленные круги) при самой энергичной поддержке духовенства не принявшего "новой веры" образовал к середине XIX века "законченную старообрядческую церковь" ("поповцы, поповщина"). Далее, цитирую: "Развитие в среде крестьянской оппозиции пошло иным путем. По мере того как первоначальные крестьянские организации, образовавшиеся в конце XVII в., разлагались под влиянием социальной дифференциации, они распадались на буржуазные церковные организации (прим. впоследствии объединившиеся с поповцами) и на сектантские крестьянские общины, организации борьбы. Помимо того ... крестьянство в течении XVIII и XIX вв. создавало все новые и новые секты". В старообрядничестве секты называются, "беспоповщинскими толками", "согласиями" . Этих течений очень много, не берусь перечислить даже малую толику их: поморский толк, федосеевцы, "дырники", "рябинники", "новожены", преображенская община, монинцы, филипповцы, бегуны, "хлысты", скопцы и т.д. и т.п.

У Даля "секта" -до словно "клуб по интересам"..... :)

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212666
Поделиться на других сайтах

"Социальная дифференциация" и "социальное неравенство" не тождественные понятия. Богатый старовер в Российской империи все равно оставался раскольником и двойное налогообложение и пр. прелести государственного давления ложились на его плечи, т.с. выделяли из общего ряда подданных. А сектантство это одна из форм протеста против неравенства. Вспомните знаменитое семейство староверов Лыковых. Их форма протеста кроме бегства т.с. "духовного", бегство от общества вообще в дебри енисейской тайги. Кстати, встреча с обществом им очень дорого обошлась.

P.S. А Платон этого слова вообще не знал :DSekta (лат.) - учение, направление, школа.

Изменено пользователем Номад
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212667
Поделиться на других сайтах

Андрей, заказывали изготовление или...?

Их и сейчас льют. Просто форма не меняется...

Вот интересно..Сектанты и тому подобное все считают...А вот не помню только где именно ...То ли списки населённых мест , то ли что то подобное. Конец 19 века в половине деревень нынешнего Колыванского района официально числились старообрядческие приходы....Я же не с потолка беру информацию и не из книг советского периода... :brows: . Ни кто их не трогал.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212669
Поделиться на других сайтах

"Социальная дифференциация" и "социальное неравенство" не тождественные понятия.

Г.А., спасибо но как быть с оным:

сектантство это одна из форм протеста против неравенства.
Их и сейчас льют.

Не видел, честно говоря....

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212674
Поделиться на других сайтах

Не видел, честно говоря....

Они сейчас уже продвинутые...Есть и сайты в Интернете... :D Поройся..Там всё описано.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212680
Поделиться на других сайтах

Поройся..Там всё описано.

Понято!

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212682
Поделиться на других сайтах

Поймал! Все время оглядываюсь на Сармата. Не хочется вступать в спор по такой щекотливой теме. Он, видишь, даже очевидное под сомнение берет на том основании, что "из книг советского периода...". Вот сотворит он свой труд (ИСТОРИЯ ОТ САРМАТА :D) тогда никаких проблем не будет. Кстати, Никольский начал работать над этой книгой до 1917 года. :)

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212683
Поделиться на других сайтах

Здорово...только опубликовали в издательстве СССР с некоторыми сокращениями? Так? Чего споришь ? Или считаешь все тупые и не учи?.Напрасно. От Номада у нас только история СССР и то в издательстве того же СССР.... :) Пора уже понять , что в тех книгах ВСЁ политизированно. Вам правда нужна или заученные догмы? :wacko: А на один из сайтов староверов зайти слабо? И почитать , что сами эти люди о себе пишут...

Изменено пользователем sarmat
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212684
Поделиться на других сайтах

:) Ну нравится Сармату Советский период, что сейчас поделать :) Изменено пользователем andreg
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212686
Поделиться на других сайтах

История всегда была политизирована. Начиная с глиняных табличек и папирусов. Если историк опирается на документы, то не важно в какой период труд был подготовлен. Вопрос в интерпритации. А вот это уже ваше личное дело.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/10213-cerkovnaya-reforma-17-veka/#findComment-212702
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...