Перейти к публикации

Копаем. Отчеты от Armiol'a


Armiol

Рекомендованные сообщения

Но был всё-таки один выезд на шурф ради воспоминаний молодости и показания молодецкой удали ;)

Первая же находка подсказывает - сейф где-то рядом

kluch.jpg

 

И спустя буквально 20 минут на поверхности показывается сейф

chugun.jpg

 

Но, увы.. всё уже украдено до нас.

А потом пошли еще сейфы..

chuguny.jpg

 

И тут пошли оклады икон.. сразу думается, что щас то пойдут кресты киотные, иконки и прочая пластика...

oklady.jpg

 

 

 

 

Но фик... в итоге помучавшись маленько и еще побегав вокруг я поехал домой

img20210606192008.jpg

 

zakat3.jpg

 

  • Нравится 15
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Копаем. Отчеты от Armiol'a создана на форуме Отчеты с копа.
07.05.2021 в 13:13, Armiol сказал:

 

20210504.jpg

 

 

Дааааа вот же прёт-то, завидую белой завистью. Я за двенадцать лет копа ещё не одного пятака Екатерины, не поднял.  Молодец.

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 час назад, Sega88 сказал:

 

Дааааа вот же прёт-то, завидую белой завистью. Я за двенадцать лет копа ещё не одного пятака Екатерины, не поднял.  Молодец.

 

Надо что-то менять :) Где-то они валяются.  Но, конечно, мало их осталось. Крупняк.

Эти патачки остатки клада поднятого еще лет 12-14 назад, когда я еще рыбачить ездил. Мужик копатель тогда говорил, что на этой деревне ведро пятаков собрали.  Вот это остатки прежней роскоши ;)

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@Armiol , отличные выезды, прекрасные фото, собственно, как и всегда!))))

У меня вот проблема - забываю фотографировать. 

плюсую!

Только чего-то не вижу, приплюсовалась ли репа-то :confused:... куда-то она у нас нынче пропала...

Изменено пользователем Синица
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, zondik сказал:

Хороший рассказ. А что в ведре то было? 

не было ведра ;)) это я думал, что плоский кусок ведра выкопал ;) 

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Armiol сказал:

не было ведра ;)) это я думал, что плоский кусок ведра выкопал ;) 

А как оно в чистом виде выглядит?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 минут назад, Базилла сказал:

А как оно в чистом виде выглядит?

1.jpg5.jpg

 

  • Нравится 15
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Armiol сказал:

 я думал, что плоский кусок ведра выкопал ;) 

Если не ошибаюсь, на желтом это ведро, очень даже, не плохо ушло.. default_givi.gif.0eb745683e9fb96de810df116b30921a.gif

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ralf изменил заголовок на Копаем в 2016-2022. Отчеты от Armiol'a
43 минуты назад, Серый68 сказал:

Если не ошибаюсь, на желтом это ведро, очень даже, не плохо ушло.. default_givi.gif.0eb745683e9fb96de810df116b30921a.gif

 

 

Не жалуемся ;))

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, Armiol сказал:

1.jpg5.jpg

 

А что это за ведро? И с какой глубины подняли?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, LolaML сказал:

А что это за ведро? И с какой глубины подняли?

Змеевик: ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ФЕДОР СТРАТИЛАТ И ГЕОРГИЙ
Датировка: 13 - 14 век

 

http://mednolit.ru/photo/obrazy_svjatykh/velikomucheniki_fedor_stratilat_i_georgij/d14_001/60-0-9410

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 минуты назад, Armiol сказал:

Змеевик: ВЕЛИКОМУЧЕНИКИ ФЕДОР СТРАТИЛАТ И ГЕОРГИЙ
Датировка: 13 - 14 век

 

http://mednolit.ru/photo/obrazy_svjatykh/velikomucheniki_fedor_stratilat_i_georgij/d14_001/60-0-9410

О-о, уже в каталог, твоё "ведро" поместили! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 часов назад, Armiol сказал:

1.jpg5.jpg

Из серии,находка,которая бывает раз в жизни.Поздравляю,очень кашерная штука,может быть самая запоминающаяся в жизни камрада.😎

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, Серый68 сказал:

Если не ошибаюсь, на желтом это ведро, очень даже, не плохо ушло.. default_givi.gif.0eb745683e9fb96de810df116b30921a.gif

 

 

А где найти жёлтый? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

42 минуты назад, LolaML сказал:

А где найти жёлтый? 

Ответил, в личку

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Sherl_75 сказал:

Из серии,находка,которая бывает раз в жизни.Поздравляю,очень кашерная штука,может быть самая запоминающаяся в жизни камрада.😎

Спасибо. Да, пока самая запоминающаяся, если не считать кладовые ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Серый68 сказал:

О-о, уже в каталог, твоё "ведро" поместили! 

Да, сохран для змеевиков хороший. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

15 часов назад, Armiol сказал:

Да, сохран для змеевиков хороший. 

Не мог по лучше отлить без дыр ?  я то же иногда практикую отливку предметов , да же из золота ))) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, leo13 сказал:

Не мог по лучше отлить без дыр ?  я то же иногда практикую отливку предметов , да же из золота ))) 

Руки, наверное, кудрявые ;)) Повезло еще, что лопатой не попал

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не так уж давно, а можно сказать и недавно обсуждалась тут новость про вислую печать Мономаха

 

Где я писал, что находка хоть и не рядовая, но бывает попадается. Мне больше всего нравятся именно такие находки. Они дают повод покопаться в истории, узнать что-то новое,  выяснить откуда оно взялось, что значило, кто владел и чем он примечателен. 

 

Вот и тут намедни, в чистом поле на старом пеньке была обнаружена половинка вислой печати. Горе, боль и слезы, но что поделаешь - ломали их, чтобы документ открыть иногда, или может сама сломалась от времени, или дятел раздолбил... не суть.. всё равно это повод покопаться. 

Изначально, что изображено было не понять, но после щетки сюжет стал прозрачен и понятен.

1.jpg2.jpg

 

То, что я увидел это Богородица/Успение, если кто-то из Вас подумал так же, то мы с Вами не угадали, да и не мы. Но об этом далее.

 

Итак поиски привели к каталогу Сфраги, в котором я ничего такого не обнаружил. Однако, на соседнем ресурсе мне подсказали, что это печать под номером й  №378. Ростовое изображение св. Анны. Слева колончатая надпись: N-А-ГI-Ѧ, справа: А-N-N-А (под титлом). Вокруг ободок. О.с. Изображение Успения. Вокруг ободок.  

Я на нее смотрел, но из-за отсутствия изображения не подумал, что это св. Анна. Да и вообще, если честно, в первый раз узнал, что оказывается есть еще иконы мать Богоматери с ней на руках. Век живи - век учись. Но! Никакого комментария кому она принадлежит в каталоге нет, поэтому захотелось покопаться дальше.

С учетом используемого в древности, да и сейчас, символизма и специфичности рисунков, привел меня к мысли, что скорее всего эта печать принадлежала какой-то Анне, в качестве покровителя которой выбрана св. Анна. 

 

Путем нехитрых поисков в интернете были найдены следующие кандидатуры соответствующие периоду:
1) Анна Византийская (греч. Άννα Πορφυρογέννητη, 13 марта 963[1], Константинополь — около 1011[2], Киев) — византийская царевна из Македонской династии (царица по ПВЛ), жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси
2)А́нна Все́володовна (родилась между 1046 и 1067 годами) — княжна, дочь киевского князя Всеволода, предположительно от первого брака с греческой царевной, сестра великого князя Владимира Мономаха.
3) Анна Ярославна, Агнесса или Анна Киевская (1032— 1075/1089) — младшая из трёх дочерей киевского князя Ярослава Мудрого от брака с Ингегердой Шведской, супруга французского короля Генриха I и королева Франции.)
4) Анна Васильевна Рязанская , великая княгиня (рус. Анна Васильевна; 1451-1501) - русская дворянка, регент Рязанского княжества в 1483 и в 1500-1501 годах, во время несовершеннолетия ее сына и внука. Она была единственной дочерью великого князя Московского Василия II и матерью и бабушкой последних великих князей Рязанского княжества.
5) Святая Анна Кашинская, жена Михаила Ярославича, с 1294 года. Михаи́л Яросла́вич (1271/1272 — 1318) — князь Тверской (1282 или 1286—1318), великий князь Владимирский (1305—1318). После кончины мужа, великого князя Михаила Ярославича, замученного в Орде в 1318 году, постриглась в монахини. Своей жизнью снискала такое глубокое уважение современников и благоговейную память потомков.

Первых двух можно вычеркнуть, т.к. и по датам правления и по месту правления, очень далеки от Суздаля.
Анна Ярославна же, в 18 лет отправилась во Францию и вряд ли до этого времени успела обзавестись печатью и слишком широко рассылать письма. Да, и "Успение" ей врядли подходит.
Единственными логичными кандидатурами является Анна Рязанская и Анна Кашинская, но если почитать историю Анны Рязанской, то стоит отметить, что символ Успения ей никоим образом не подходит, в отличие от Анны Кашинской. Мужа которого замучили в орде, после чего она постриглась в монахини. Таким образом, символ успения-смерти, символ полного изменения, своего рода празднование того, что телесная оболочка прекратила свой земной путь и теперь это другой человек, очень подходит Анне Кашинской. С учетом того, что ее муж был великим князем Владимирским вполне можно предположить какие-то интересы в районе Суздаля, даже какие-то духовные связи с одним из центров православия.

  

И мысль казалась правильной и абсолютно верной пока...

 

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Пока на соседнем, пользователь с ником Дэррон Николс не сказал, что "насколько помню, публиковала М.В. Седова в статье Сложение местной иконографии медного литья во Владимиро-Суздальской Руси". За что ему огромное спасибо.

Что ж, настоящие исследователи должны проверять все факты, поэтому обратимся к данной статье. Статья очень интересная и раскрывает загадку данной пломбы, да и вообще рассказывает много интересных фактов, о которых мне доселе было неизвестно. Думаю, многим будет интересно.

Итак...

 

P.S. Надеюсь, что проблем с авторскими правами сильно не будет, т.к. статья вышла 1988 г. Поэтому попробую привести ее тут целиком.

P.P.S. Заранее извиняюсь, если где-то будут косяки в распознавании текста.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

М. В. Седова
СЛОЖЕНИЕ МЕСТНОЙ ИКОНОГРАФИИ МЕДНОГО ЛИТЬЯ ВО ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ РУСИ
Б. А. Рыбаков, изучая ремесло древней Руси, впервые обратил внимание на изделия, отлитые в одной форме как деревенскими, так и городскими ремеслениками, и наметил некоторые районы сбыта их продукции. В частности, он отметил, что «в деревенских курганах Владимиро-Суздальской Руси встречены небольшие квадратные иконки, литые в одной литейной форме. Район их распространения: Сверчково (б. Юрьевский у.), д. Зворыкино па Шексне близ Белоозера и неизвестное селение близ Богородска Московской обл. (расстояние 300— 400 км)» *. Эти же привески-иконки с изображением Богоматери с младенцем — «Умиление» в сочетании с еще одним типом подобных предметов — привесок с изображением сцены «Успение Богоматери» впоследствии были рассмотрены мной в специальной работе Ввиду того что оба эти типа иконок неоднократно встречены в одних курганных комплексах, они были по сопутствующему материалу датированы серединой — второй половиной XII в., а появление их связывалось с установлением во Владимиро-Суздальской Руси культа Богоматери в эпоху правления Андрея Боголюбского.
За прошедшие с момента публикации годы накопился новый материал, позволяющий заново обратиться к этой теме и пересмотреть некоторые вопросы, связанные с возникновением самой иконографической традиции привесок-иконок. В первую очередь это относится к находке в 1979 г. свинцовой актовой печати в кремле Суздаля. Печать была найдена при раскопках богатой усадьбы конца XI в., по-видимому, в доме ее владельца *. Диаметр печати 25 мм. На лицевой ее стороне помещено изображение Богоматери в рост с младенцем на правом руке. По сторонам этого изображения была надпись (вероятно, эпитет), от которой четко сохранилась лишь последняя буква альфа (рис. 1, 1а). На оборотной стороне помещена сцена «Успения Богоматери», причем вся композиция, как и на публиковавшихся ранее привесках-иконках, повернута в правую сторону (рис. 1, 16). Количество фигур апостолов — шесть вместо двенадцати, да и то боковые фигуры еле различимы. Исследовавшая печать В. С. Шандровская сопоставила ее с другими печатями со сценой «Успение» и пришла к выводу, что скорее всего печать византийского происхождения. Наиболее же ярким доказательством этого является фигура Богоматери Одигитрии в рост с младенцем на правой руке.

2022-08-17_10-32-09.jpg

Такое «обратное» изображение Богоматери в полный рост (а не поясное) известно лишь в византийской сфрагистике*. Полную аналогию суздальской печати представляет фрагмент моливдовула из коллекции II. П. Лихачева в Эрмитажном собрании (М—12373). Несмотря на фрагментарность этой печати, все же удается проследить па лицевой стороне изображение Богоматери с младенцем на правой руке, а на обороте — сцепу «Успения Богоматери», повернутую вправо. Место находки этого фрагмента печати неизвестно. Таким образом, в настоящее время известны 2 экз. печатей с тождественными изображениями. Еще одна интересная находка была сделана в Галиче при случайных обстоятельствах. Это бронзовая круглая привеска-иконка диаметром 24 мм с ушком для подвешивания и двусторонними изображениями. На одной стороне помещена уже знакомая нам по печати фигура Богоматери в рост с младенцем на правой руке (рис. 1, 2а), на другой стороне — сцена «Успения Богоматери», повернутая вправо (рис. 1, 26). Сходство изображений на суздальской печати и галичской иконке настолько очевидно, что ясно, что отливка привески сделана с оттиска печати. Галичская находка заставила заново просмотреть все известные привески с изображением «Успения Богоматери». При этом оказалось, что на экземпляре из Ярополча Залесского на оборотной стороне имеется полустертое изображение фигуры Богоматери в рост также «обратное». Диаметр этой привески 24 мм (рис. 1, 3) Такой же диаметр имеет привеска из кургана № 53 у д. Кирьяново Ярославской обл. (рис. 1, 4) ’, однако на обороте ее фигура Богоматери уже не просматривается. Судя по четкости изображений и диаметру, близкому печати, привески из Галича, Ярополча и д. Кирьяново относятся к наиболее ранним отливкам. Все остальные экземпляры таких привесок имеют диаметр 22 мм, оборотная сторона их гладкая, а схематизированные заглаженные изображения лицевой стороны свидетельствуют о многократных переливках с оригинала. Найдены они в следующих пунктах: 2 эка., отлитые в одной форме,— в кургане 38 у с. Ненашевское Владимирской обл.* (рис. 1, 6—7); 6 экз.— в женском погребении кургана 1 близ деревень Мятино и Зворыкино Вологодской обл.’; 1 экз. — в женском погребении кургана 3 близ д. Студенец (Могилище) Ивановской обл.10 (рис. 1, 8); 1 экз. происходит из Старой Рязани Место находки еще 3 экз. неизвестно. Это экземпляр из собрания Государственного Исторического музея в Москве (рис. 1, 5) “, Государственного Исторического музея в Киеве ’* и случайная находка в Новгород-Северском р-не Черниговской обл.’4
Из сказанного видно, что как печать с двусторонними изображениями Богоматери и «Успения», так и 11 экз. привесок-иконок с «Успением» найдены в пределах Владимиро-Суздальской Руси (рис. 2). Среди этих привесок-иконок есть экземпляр из Ярополча, где еще просматривается на оборотной стороне фигура Богоматери с младенцем, т. е. это одна из ранних отливок с оригинала, которым, возможно, является суздальская печать. Место находки фрагмента печати из лихачевского собрания Эрмитажа неизвестно, так же как и привески из щукинского собрания ГИМ. Наиболее близкая, аналогичная печати привеска-иконка. отлитая, скорее всего, по ее образцу, найдена в Галиче Волынском, что лишний раз свидетельствует о тесных политических и семейных связях княжеских родов Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси. Привеска могла попасть в Галич вместе с кем-то из выходцев с северо-востока. Наконец, привески из собраний киевского и черниговского музеев имеют полустертые сглаженные изображения, а диаметр их 22 мм. Все это указывает на то, что привески изготовлены путем многочисленных повторных отливок с оригинала, а также на то, что производились они не в Поднепровье. Иначе находки их не были бы там столь единичны.

2022-08-17_10-37-04.jpg
Закономерно возникает вопрос о том, кому могла принадлежать печать, послужившая оригиналом для целой серии подражаний. Это должно было быть не случайное, а хорошо известное в Суздальской земле лицо.
Правом прикладывания печати на Руси пользовались лишь представители высшей светской и духовной власти. Судя по тому что на нашей печати помещено изображение Богоматери, владельцем ее был человек духовного звания, причем высокий иерарх. Ведь, как известно, традиционное изображение Богоматери с младенцем (чаще всего в полный рост) было общецерковной эмблемой Константинополя и в течение более пяти столетий начиная с IX в. помещалось на буллах патриархов. Русской общецерковной эмблемой изображение становится на рубеже XI—XII вв. причем изображается Богоматерь «Знамение» поясная.

Сцена «Успение Богоматери» появляется на византийских печатях в XI в. Существуют изображения, повернутые как в традиционную левую. так и в правую сторону, а количество фигур в сцене варьируется от 6 до 12 1в. В русской сфрагистике известен всего один недатированный экземпляр печати с «Успением», повернутым в левую сторону, из Новгорода.
Описываемая суздальская печать была, по-видимому, подвешена к какому-то пергаменному документу, хранившемуся в доме хозяина богатой усадьбы. В этом же доме была найдена западноевропейская серебряная монета — денарий, чеканенный в Мейнце епископом Бардо между 1031—1051 гг. В соседнем доме, составлявшим единый жилой комплекс с первым, была обнаружена серебряная монета, чеканенная во Фризии (г. Утрехт) епископом де Понте между 1054—1076 гг.
Таким образом, печать по условиям нахождения с монетами может быть датирована второй половиной или даже последней четвертью XI в. Весь комплекс построек усадьбы погиб в пожаре, который можно сопоставить с пожаром, упомянутым в летописи под 1096 г. ”во время междоусобной войны между Владимиром Мономахом, владевшим Суздальской землей, и муромо-черниговским князем Олегом Святославичем, когда последний взял Суздаль. На помощь суздальцам из Новгорода вышел сын Владимира Мономаха Мстислав. Вот как описывает эти события летописец: «Олег же приде к Суждалю и слышавъ яко идет по нем Мстпславъ. Олег же повеле зажеща Суждаль город, токмо остася дворъ монастырьскыи Печерьскаго мавастыря и цркы юже тамо есть стаго Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы»**. В этом тексте большой интерес представляет упоминание древнейшего на всем Северо-Востоке Дмитриевского монастыря, основанного выходцами из Киево-Печерской обители, и епископа Ефрема, пожертвовавшего в этот монастырь села. Переяславский епископ Ефрем, сподвижник Владимира Мономаха, неоднократно упоминается на страницах летописи. Под 1089 г. говорится о создании им в Переяславле церкви св. Михаила, надвратной церкви св. Федора, церкви св. Андрея, каменных бань и городских стен, а также других зданий. В этом отрывке Ефрем назван митрополитом: «В се же лето священа бысть церкы святого Михаила (Переяславьская) Ефремом митрополитомь тоя цркы юже бе создалъ велику сущю, бе бо преже в Переяславля митрополья» ”.
Под 1091 г. летопись упоминает епископа Ефрема в числе участников в церемонии перенесения мощей св. Феодосия в Успенский собор Киево-Печерского монастыря “ И пз летописи, и по сведениям Киево-Печерского патерика восстанавливается облик Ефрема. Он был «скопец, высок телом», происходил из знатной семьи («каженик некто от княжа дома»), был пострижен монахом в Печерский монастырь, в 60-х годах удалился в Константинополь, где пребывал до 1072 г. и переписал студийский устав для Феодосия. На Переяславскую митрополию вступил после 1077 г. В юрисдикцию епископа переяславского входили дела смоленские и суздальские ”. Поэтому с именем Ефрема связана активная строительная деятельность в Суздале. Так, под 1222 г. в летописи есть упоминание о том, что «великый князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали на первемь месте, заздрушив старое зданье, понее учала бе рушитися старостью и верх ее впал бе, та бо цркы создана прадедом его Володимером Мономахом и блженымь еппомь Ефремом». Эта «первая» церковь, открытая археологами, была посвящена «Успению Богоматери» ”. Строительные приемы употреблявшиеся при ее создании, близки постройкам времени Ефрема в Переяславле ”. Образцом же для суздальского собора послужил Успенский собор Киево-Печерского монастыря ”. Временем создания древнейшей каменной постройки на Северо-Востоке Руси можно считать период между 1096—1105 гг. В сведениях летописи о пожаре 1096 г. нет упоминания каменного собора, говорится лишь о церкви св. Дмитрия. По-видимому, собор еще не существовал. Год смерти митрополита Ефрема неизвестен, но в 1105 г. на переяславскую кафедру был уже возведен епископ Лазарь. Наиболее вероятной датой строительства Успенского собора в Суздале считается 1101—1102 гг.
Подводя итог всему сказанному, хочется отметить ту большую роль, которую играл Ефрем в жизни Ростово-Суздальской Руси,— это и церковное строительство, и покровительство Дмитровскому монастырю, и передача ему сел, владельцем которых, вероятно, он сам являлся. Логично поэтому предположить, что свинцовая актовая печать, найденная в Суздале в слоях, датирующихся временем наиболее интенсивной деятельности Ефрема, принадлежала именно ему. Тогда становится легко объяснимым и то явление, что печать этого иерарха стала образцом для целой серии привесок-иконок, получивших распространение в основном в пределах Ростово-Суздальской земли. То, что печать Ефрема носит византийский облик, можно объяснить его длительным пребыванием в Константинополе, где могла быть изготовлена матрица. Однако существенно и упоминание Н. П. Кондакова о появлении в 70-х годах XI в. в Киеве одной из самых чтимых икон — «Царьградской Божьей матери» (в полный рост с младенцем па правой руке) ”. Она могла послужить образцом для мастера — резчика матрицы. Небезынтересно также свидетельство Густынской летописи под 1092 г.: «В сие лето посвящен есть Ефрем Грек на митрополию Киевскую от Николая третьего патриарха» ”. Исследователи дружно отрицают эти сведения летописи в отношении Ефрема — митрополита Переяславского ”. Но если принять это свидетельство, то становится объяснимым присутствие на публикуемой печати изображения «обратной». Богоматери — эмблемы константинопольских патриархов, патронов киевской митрополии.
Сцена «Успение Богоматери» вполне закономерно должна была присутствовать на печати Ефрема, так как он был выходцем из Печерского Успенского монастыря и в Суздале выстроил также Успенский собор. В позднем летописце XVIII в. есть очень интересный текст о строительстве в Суздале церкви Успепия князем Владимиром (ошибочно дана дата 910 г.): «Великий князь Владимир всеа России прииде во град Суждаль и крести Суждальскую землю и в кремли городе заложи церковь первую Пречистыя владычицы честнаго и славнаго ея Успения, в ней же и место себе сделал и вырезал и подписал на свое имя. тут же и двор себе устроил возле церкви Успения богородицы и сия подпись с начала в церкви Успения Богородицы на тябле пишет, а в тябле поставлены иконы греческого письма, и те иконы и до днесь в тябле целы суть»
Это, безусловно, сведения, происходящие из самого Суздаля. Вероятно, при постройке первого Успенского собора в пего была вложена и храмовая икона греческого письма с нетрадиционным для Руси композицнонным изображением сцены «Успение», повернутой вправо. Это решение было воспринято и мастерами, создававшими знаменитые «Суздальские златые врата», где клеймо с этим сюжетом также повернуто вправо (рис. 3).

2022-08-17_10-47-30.jpg

 

Идентичность решения композиции «Успения» на Суздальских вратах, суздальской актовой печати и привесках-иконках с территории Владимиро-Суздальской Руси позволяет предположить, что местом производства привесок-иконок был Суздаль (а не Владимир, как предполагалось ранее) ”. Кроме того, вся серия привесок-иконок, воспроизводивших актовую печать, заставляет более внимательно отнестись к мастерам, изготовлявшим те и другие предметы. Видимо, это были одни и те же ремесленники. Свидетельством этому является близость изображений на печатях и иконках, отмеченная для Новгорода”, идентичность вышеуказанной печати с «Успением», повернутым влево, из Новгорода и печати из Старой Рязани ’* и другие случая.
Судя по находке актовой печати в Суздале в хорошо датированном монетами слое конца XI в., можно несколько удревнить и всю серию аналогичных привесок-иконок. Скорее всего их следует датировать первой половиной — серединой XII в.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Armiol сказал:

Вот и тут намедни, в чистом поле на старом пеньке была обнаружена половинка вислой печати.

Попробуй еще раз то место пройти. Если возможность будет.   Тут у нас на форуме форумчанин нашел тоже сначала половину печати , а позже нашел и вторую часть..  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, ЕвгенЕвген сказал:

Попробуй еще раз то место пройти. Если возможность будет.   Тут у нас на форуме форумчанин нашел тоже сначала половину печати , а позже нашел и вторую часть..  

Попробую, конечно, но место очень известное, там толпами ходят лет 20 точно, так что шансы близки к нулю, к сожалению.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вспомним и молодость ;))

Удалось погулять в выходные по утрам.. не шибко густо, но и не пусто.

 

Всем удачных находок.

 

izobrazhenie_viber_2022-08-22_12-20-52-2

 

Изменено пользователем Armiol
  • Нравится 14
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может кому интересно, продолжение истории с анализом вислой печати, начатой тут

 


Несколько раз прочитал статью М.В. Седовой "Сложение местной иконографии медного литья во Владимиро-Суздальской Руси", указанную @Дэррон Николс в сообщении чуть выше. В ней затронуты интересные темы, и обозначено больше фактов для точного исследования. Однако, М.В. Седова атрибутирует изображение святой Анны, как Богоматерь Умиление, видимо из-за низкого качества изучаемой печати. В конце статьи ей принадлежность печати определена как принадлежащая епископу Ефрему.
Однако, читая книгу Надежды Иониной "Суздаль. История. Легенды. Предания" наткнулся на еще одного Епископа - Федора.
Епископ Феодор I (ум. ранее 1023 года) — первый епископ Ростовский, епископ Суздальский.
По происхождению грек, прибыл из Константинополя в Киев в составе свиты первого киевского митрополита Михаила. В 990 или 992 году был рукоположён во епископы Ростова. Построил в городе дубовый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Проповедь христианства, начатая Феодором, была враждебно встречена язычниками. По выражению Степенной книги, святитель «изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших крещения.
Святитель удалился из Ростова в Суздаль и обосновался в Богородице-Рождественском соборе Суздаля.
Таким образом, оба сюжета напрямую подходят к деятельности данного человека и печать вполне могла принадлежать ему.
Опять же, памятуя об указанных Седовой фактах, что именно его печать стала прообразом привесок Успения богородицы с центром производства в Суздале, то можно предположить, что основоположником производства данных иконок был разработчик печати из г. Суздаль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В выходные удалось побегать пару часов. Правда попадалась всё больше проволока, но немножко всё-таки вылезло

 

20220826-1.jpg

20220826-2.jpg

 

 

  • Нравится 8
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...