Перейти к публикации

Станок фальшивомонетчика - находка кладоискателя. Как делали фальшивые деньги.


андред

Рекомендованные сообщения

Статья старая, но заслуживает внимания о способе изготовления поддельных монет в начале 20 века (взято отсюда).

 В 2007 г. в окрестностях бурятского улуса Ушон (Аларский район) одним из иркутских кладоискателей, пожелавшим не раскрывать свое инкогнито, был найден металлоискателем заржавевший от времени непонятная куча металлических кружков, который оказался самым настоящим станком фальшивомонетчика начала XХ века. В комплекте имелись металлические емкости с белым содержимым, похожим на известь или гипс, металлические клише, основа со штырями.

Stanok_1.jpg Stanok_2.jpg

Клише было найдено на монеты достоинством 20 и 15 коп., причем со временем сама форма монеты отделилась от основы (съела ржавчина). Клише выполнено в зеркальном варианте, отдельно аверс и реверс. Металлическая основа станка, видимо, утратила деревянную колодку, на которую крепились детали. Помимо самого станка рядом были обнаружены подготовленные для работы более 2 тыс. медных заготовок двадцатикопеечных монет. Вместе с тем были найдены медные "монеты" зеркальной чеканки достоинством 20 и 15 коп. 1915-го, 1914-го и 1901 гг. Среди них имелась двадцатикопеечная монета 1915 г. — готовая к реализации фальшивка.

Мы задались вопросом: как же работал станок, как делали фальшивые деньги? Все ли детали сохранились? Разбираться в тонкостях процесса нам помогли ученые НИ ИрГТУ, а именно химик- аналитик Евгений Анциферов. Он провел анализ содержимого полости одной из деталей станка, который и показал наличие гипса.

DSC_0034.jpg DSC_0031.jpg

Гипс в фальшивомонетническом деле использовали часто. И, вероятнее всего, емкости с гипсовым содержимым и есть формы для отлива медных заготовок в клише, имитирующие лицевую (аверс) и оборотную (реверс) стороны оригинальной монеты. На медные заготовки, как нам изначально казалось, был нанесен слой серебра. Но оно имеет свойство окисляться, а монеты, пролежав в земле более 90 лет, даже не почернели. Вывод: это не серебро, а какой-то другой металл.

Наиболее доступным и простым получением "серебряных" монет являлось лужение — покрытие медных болванок оловом, благодаря чему металл не окисляется и долго сохраняет свою целостность. Луженые изделия хорошо выдерживают деформацию, изгибы и перегибы, не обнаруживая повреждений. Таким образом, отличить фальшивку от настоящей монеты становится сложнее.

Stanok_3.jpg Stanok_4.jpg 

Имея образец фальшивой монеты, сравнивая ее с оригиналом, невольно начинаешь мыслить как фальшивомонетчик. Каким же способом изготовить фальшивую монету, чтобы она была максимально похожа на подлинную?

Серебряная разменная двадцатикопеечная монета 1915 года чеканилась на Санкт-Петербургском монетном дворе. Вес ее — 3,60 г, диаметр — 22 мм, материал — серебро 500-й пробы, тираж ее выпуска составил 105 млн экземпляров. На реверсе монеты был изображен двуглавый орел, в ногах которого нанесен знак минцмейстера Виктора Смирнова — "ВС". На аверсе монету венчала имперская корона, под ней обозначался ее номинал, а еще ниже, под номиналом, стояла дата выпуска. Перевязь лавровой и дубовой ветвей венчала монету на аверсе. Гурт был рубчатым. Формально все эти признаки присутствуют у фальшивой монеты, вот только вес составляет лишь 3,0 г. Медная заготовка, покрытая оловом, весит 2,9 г, медные фальшивки с чеканкой без покрытия — 2,9—3 г. Создается впечатление, что фальшивка наращивалась металлом.

Stanok_5.jpg

Кроме того, фальшивая монета, достоинством 20 коп. 1915 г. отличается фактурностью, что свойственно лишь изделиям, изготовленным методами гальваноплатики или гальваностегии.

Гальванопластика — получение сравнительно толстого слоя металлических осадков на поверхности какого-либо предмета. Целью ее является получение точной металлической копии предмета. При гальванопластике осадки получаются массивными, прочными, легко отделяющимися от покрываемой поверхности. Основное применение в гальванопластике имеет медь, более ограниченное — железо, никель, серебро, золото, а также олово, хром и другие металлы и их сочетания.

Stanok_6.jpg

Гальваностегия — электролитическое осаждение тонкого слоя металла (тысячные доли миллиметра) на поверхности какого-либо металлического предмета, детали для защиты от коррозии или для декоративной отделки (никелирование, хромирование, золочение, серебрение).

Вероятнее всего, нашими фальшивомонетчиками использовался метод гальваностегии для дальнейшей доработки фальшивки.

Вот как это происходило. На оттиски лицевой и оборотной сторон копируемой монеты, изготовленные из гипса (с последующей проваркой их в воске) или из пластмассы, наносился токопроводящий слой, а на нем путем электролиза осаждалась медь. Полученные таким образом пластины, точно повторяющие рельеф аверса и реверса монеты и имеющие закраины, соответствующие части гурта, подгонялись одна к другой и соединялись пайкой по закраинам — так, чтобы расстояние между ними соответствовало толщине копируемой монеты.

Stanok_7.jpg

Нередко принимался ряд мер, существенно улучшавших качество гальванокопий. Так, например, масса гальванокопии подгонялась под массу копируемой монеты путем помещения между пластинами какого-либо наполнителя, который одновременно исключал прогиб пластин при нажатии и мог придать гальванокопии некоторое подобие звона.

Гальванокопии серебряных и золотых монет, изготовленные из меди, обычно после их окончательной сборки серебрились или золотились, чем попутно маскировались места спайки, а иногда для лучшей маскировки этих мест на гурт гальванокопии надевалось с натягом металлическое кольцо с гуртовой насечкой, узором или надписью. Подобные улучшения делали гальванокопии трудноотличимыми от подлинных монет и позволяли выдавать некоторые из них за подлинники с целью обмана покупателей.

Иногда осаждение металла на гипсовые или пластмассовые оттиски продолжалось до тех пор, пока толщина каждой пластины не достигала половины толщины копируемой монеты, после чего такие пластины соединялись пайкой не по линии соприкосновения закраин, а по всей площади соприкосновения их тыльной стороны. Гальванокопии иногда выполнены так хорошо, что отличить их от подлинных бывает непросто. Однако гальванокопии никогда не "звенят" так, как подлинные монеты. Их "звон", если он вообще есть, гораздо глуше. Покрытые "не своим" металлом, подделки выявляются по несоответствию веса, часто неправильному цвету покрытия, по разнице цвета металла в месте надреза; пластины аверса и реверса при нажатии на них заметно прогибаются.

Надо отметить, что наша фальшивка выполнена мастерски. Сначала лились заготовки, затем они лудились, потом применялся метод гальванопластики. В итоге монету практически невозможно отличить от настоящей.

Материал подготовлен Ольгой Горощеновой, музей кладоискателей, г.Иркутск.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Станок фальшивомонетчика - находка кладоискателя. Как делали фальшивые деньги. создана на форуме Статьи по кладоискательству и нумизматике.

У меня давно мысль была, что фото на весах нужно прилагать и к мелочи серебряной тоже, а то вон оно что...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Были и такие формы для заливки. Фото взято с просторов сети. формы для фальшаков.1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@a.seeker  и у нас на форуме попадались аналогичные находки, хоть и немного

IMG_20151004_182608_3.jpg  6751352.jpg

еще были фото, найти не могу

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, андред сказал:

@a.seeker  и у нас на форуме попадались аналогичные находки, хоть и немного

 6751352.jpg

еще были фото, найти не могу

Угу, моя находочка!:clap: Не совсем клише, скорее заготовка под него. Раздолбай-фальшивомонетчик, ухитрился пролюбить свою будущую форму, вместе с монетой-образцом внутри, которая, собственно и отпечаталась на пластинах. Саму монетку, правда, так и не удалось найти. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@Vector ну так, читаем и помним отчеты :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, андред сказал:

@Vector ну так, читаем и помним отчеты :)

Блин, а я уж сам про эту фиговину забыл давно! :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

почему мелочь лили, а не рубли и полтины?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, vazgen сказал:

почему мелочь лили, а не рубли и полтины?

Всё элементарно Ватсон...Сбыть мелочь проще, внимания к ней меньше. Так-же как и сейчас к тысячным купюрам внимания меньше чем к 5000. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемые Коллеги, прошу помощи в определении. Когда нашел, был уверен, что это убитый николаевский пятак еще и с дырками. Потом, когда немного отмыл, стало ясно, что это все-таки скорее всего не монета. Материал медь, диаметр как у пятака 32 мм, но масса меньше 13.5 гр. На одной стороне проглядывается двухглавый орел в кругу, вторая сторона вроде бы лысая. Что это - пломба, бирка, пробка? От чего? Подскажите, пожалуйста.

20170903_151403.jpg

20170903_151412.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@sakhar положите в этот круг двугривенный последнего чекана реверсом вверьх

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@sakhar Прикольная штука, фальшаки делать ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как жаль, что всего половинка!!! Поздравляю, не частая находка!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А ведь реально 20 коп подходит. Теперь я понял откуда эти риски по краю круга. А как это работало? Кругляк зажимали между таких двух клише и били молотком? А из чего делали фальшаки, из серебра? А почему в качестве клише использовали медь, это же мягкий металл, быстро истирался? Я так понимаю это все-таки переделанный пятак? Ребят просветите, пожалуйста, кто в теме, очень интересно.

20170905_192629.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Это литьевая форма, скорее всего отверстие для заливки металла осталось на другой половинке. Где-то у нас была тема об обнаружении целой формы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ребята, огромное спасибо всем за помощь! Очень интересно, а не подскажите тему по подобной форме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 часа назад, Armiol сказал:

@sakhar Прикольная штука, фальшаки делать ;)

Нее..., не фальшаки, Новоделы!  Точнее даже современноделы :brows:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну да, поеду недостающую часть искать, да буду двугривенниками барыжить:clap:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 05.09.2017 в 16:22, sakhar сказал:

Ребята, огромное спасибо всем за помощь! Очень интересно, а не подскажите тему по подобной форме?

объединил с аналогичной темой

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...