андред

Действия граждан и сотрудников правоохранительных органов в случае обнаружения несанкционированных разведок, раскопок, металлопоиска в ХМАО-Югре

16 сообщений в этой теме


Информация по предотвращению силами органов местного самоуправления, правоохранительных органов и граждан несанкционированных археологических раскопок и разведок, торговли археологическими предметами на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 

 

Ханты-Мансийск - 2014

 

Общественное значение объектов археологического наследия и правовая база по их сохранению, государственной охране, использованию и популяризации

 

Объекты археологического наследия имеют очень важное значение для изучения прошлого любой территории, а для дописьменных периодов истории они являются единственными и исключительными. Если информация не смогла отложиться в летописях, хрониках и других письменных документах – значит, извлечь её можно только из археологических объектов: древних посёлков, крепостей, кладбищ. Поэтому все страны на государственном уровне охраняют своё археологическое наследие, причём достаточно часто – строгими мерами уголовного преследования вплоть до смертной казни.

 

Российская Федерация не являет здесь исключения: нашей страной подписаны Международная хартия по охране и использованию археологического наследия 1990 г. и Европейская конвенция по археологическому наследию 1992 г.; памятники древних культур находятся под защитой целого корпуса законов и подзаконных актов, перечисленных немного далее.

 

На территории Российской Федерации именно для региона Сибири (в том числе, разумеется, и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) объекты археологии имеют чрезвычайно важное значение и для познания местной истории, и для формирования общественного сознания, и для создания привлекательного образа территории. На югорской земле человек проживает, по самым скромным подсчётам, 200 веков, а письменность пришла с российским населением только 4 века назад. Из этого соотношения совершенно очевидно, что подавляющую часть местной истории можно исследовать только по археологическим материалам. И это же сопоставление цифр объясняет, почему из 5302 объектов культурного наследия, стоящих на государственном учёте и охране в автономном округе, 5187 (98%) представляют археологическую древность.

 

Столь высокая роль объектов археологического наследия в социальном развитии Югры вызвала к жизни специальный Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 июня 2006 г. № 64-оз «О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

 

Для исполнения полномочий государственной охраны и регионального контроля в сфере историко-культурного наследия на территории автономного округа создан орган исполнительной власти – Служба государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Госкультохрана Югры).

 

Помимо указанного органа исполнительной власти, борьба с правонарушителями в сфере охраны археологического наследия возложена на правоохранительные органы автономного округа.

 

Речь не идёт об естественных разрушениях древних селищ и могильников в результате подмывов берегов или действия бурь с массовым лесовалом, когда нарушается целостность грунта вместе с культурными отложениями прежних эпох. Это, если можно так выразиться, естественный процесс, и потери здесь невелики. Гораздо более масштабный вред сохранности археологического наследия наносят действия человека.

 

Как правило, в подавляющем большинстве случаев причиной ущерба выступает деятельность хозяйствующих субъектов, для которых воздействие на культурную и природную среду является неизбежной частью их производственной деятельности. В то же время отдельные граждане могут наносить ущерб памятникам из-за своей неосведомленности об их ценности и режимах охраны или, что в последнее время стало национальным бедствием, в результате незаконных грабительских раскопок, совершаемых с целью обогащения путём добычи древних предметов и их дальнейшей реализации. По объёмам ущерб от этой криминальной причины в настоящее время не менее, а может быть даже и более, чем вред от хозяйствующих субъектов.

 

К сожалению, антикварный рынок в России формируется в уродливых нецивилизованных, зачастую криминальных формах. У нас до сих пор нет внятной законодательной базы для регулирования этого рынка. Этим и пользуются так называемые «чёрные копатели». Если в прежние полтора-два десятилетия они орудовали на юге России и в Крыму, где в могилах можно-таки отыскать и золото, и  шедевры мирового древнего искусства, то постепенно в зону их криминального бизнеса попала и Югра с её гораздо более скромным в материальном плане археологическим наследием. За последние годы сотрудниками Госкультохраны Югры и УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округе – Югре зарегистрировано более двух десятков случаев разрушения могильников и городищ как местными, так и приезжими грабителями, причём эта статистика идёт по нарастающей. Но это только официальные данные. По информации местных жителей, таких фактов намного больше.

 

Поселения (неукреплённые селища и укреплённые городища) чаще всего подвергаются разрушениям с помощью металлодетекторов. С их помощью из культурного слоя извлекаются все металлические изделия. Учитывая, что большинство предметов из металла (монеты, украшения, оружие) являются датирующими (т. е. по ним специалист может определить возраст всех остальных находок в этом же слое, а следовательно – в какой-то мере реконструировать жизнь людей в это время), и представляют художественную и эстетическую ценность, можно утверждать, что памятникам наносится огромный урон. Изъяв эти вещи, варвары вырывают язык у ограбленного памятника, превращают его действительно в «немого свидетеля прошлого», как любят писать журналисты. Теперь даже археологи могут оказаться не в состоянии привязать его к какому-то конкретному времени и прочитать для всех нас ещё одну страничку из прошлого Югры. Зачастую выкопанные изделия из чёрного металла просто выбрасываются за ненадобностью, хотя для археологов они являются ценнейшими материальными источниками, отражающими развитие технологии, ремесла и инструментальной индустрии.

 

При грабеже могил, помимо научного вреда, наносится и моральный общественный вред. Ведь почти всегда погребение уничтожается, останки некогда жившего человека выбрасываются, а иногда подвергаются глумлению и надругательству. Подобной участи подвергаются и малоценные, по мнению мародеров, вещи – изделия из кости и чёрного металла, керамика. Полностью разрушаются остатки погребальных сооружений и уничтожается информация о расположении вещей, позе погребенного, различные следы ритуалов и другие материальные следы духовной культуры древних.

 

В настоящее время многие из разрушителей старых могил и поселений пытаются оправдать свою варварскую деятельность интересом к истории и коллекционированию, «помощью» археологической науке, которая якобы не справляется с большим объёмом памятников (как будто стоит задача «всё раскопать», как «вырубить весь лес» или «выкачать всю нефть»). В действительности за этой ширмой прячется лишь корысть, жадность и стремление нажиться на том, что принадлежит другим. Древние вещи, извлеченные из культурного слоя, а значит и принадлежащие государству, приобретаются перекупщиками и оседают в частных коллекциях.


«Чёрные копатели», как правило, владеют информацией о местной географии и расположении объектов археологии, хорошо подготовлены теоретически, прекрасно экипированы полевым оборудованием (прежде всего, металлодетекторами), передвигаются на собственном автотранспорте. По вполне понятным причинам, они не афишируют свою криминальную деятельность и маскируются либо под туристов, либо под научно-исследовательские экспедиции. Работать такие криминальные группы стараются вдали от крупных населённых пунктов и оживлённых автотрасс.

В такой ситуации наиболее эффективным способом спасти археологическое наследие Югры и поставить заслон на пути криминального антикварного рынка становится активное включение в процесс охраны своего культурного достояния органов местного самоуправления, участковых уполномоченных полиции, местной общественности.

 

 

 

Нормативно-правовая база по сохранению, государственной охране, использованию и популяризации объектов археологического наследия в Российской Федерации


Конституция Российской Федерации

Кто должен заботиться об объектах археологического наследия?

Ст. 44. «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

 

Европейская Конвенция об охране археологического наследия ETS № 143 (ратифицирована Госдумой РФ 17 июня 2011 г.)

Обязан ли гражданин России передавать в государственные органы случайно обнаруженные археологические находки?

Ст. 2: «Каждая сторона обязуется создать с помощью средств, подходящих для данного государства, правовую систему охраны археологического наследия, предусмотрев:

…iii. обязательное уведомление компетентных органов тем, кто случайно обнаружил элементы археологического наследия, и их передачу на обследование».

 

Обязана ли Российская Федерация сохранять своё археологическое наследие?

Ст. 3: «Для того, чтобы сохранить археологическое наследие и гарантировать научную значимость археологических исследований, каждая сторона обязуется:

i. применять процедуры выдачи разрешений и контроля за раскопками и другими видами археологической деятельности таким образом, чтобы:

a. предотвращать любые незаконные раскопки или изъятие элементов археологического наследия…».

 

Обязана ли Российская Федерация предотвращать незаконный оборот археологических предметов? Могут ли российские музеи приобретать археологические предметы из грабительских раскопок?

Ст. 10: «Каждая сторона обязуется:

…ii. уведомлять компетентные органы в государстве происхождения… о любом предложении, в отношении которого есть основания подозревать, что оно связано с незаконно производимыми раскопками или с неправомерными действиями на раскопках… и предоставлять необходимые детали такого предложения;

 

iii. предпринимать такие шаги, какие являются необходимыми для обеспечения того, чтобы музеи и аналогичные учреждения, политика приобретения которых находится под государственным контролем, не приобретали элементы археологического наследия, которые, как можно подозревать, связаны с неконтролируемыми находками или незаконными раскопками, или же неправомерно с официальными раскопками;

 

iv. что касается музеев и аналогичных учреждений, которые находятся на территории страны, но политика приобретения которых не находится под государственным контролем, то:

a. направить им текст настоящей конвенции;

b. прилагать все необходимые усилия для обеспечения соблюдения музеями и учреждениями принципов, изложенных в параграфе 3 выше;

 

v. ограничить, насколько это возможно, посредством проведения просветительной работы, распространения информации, проявления бдительности и налаживания сотрудничества передачу элементов археологического наследия, полученных в результате неконтролируемых находок или незаконных раскопок, или же неправомерно в результате официальных раскопок».

 

Закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

то такое объекты археологического наследия (или археологические памятники)?

Ст. 3, аб. 2: «Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои».
 

Что такое археологический предмет?

Ст. 3, аб. 3: «Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок».

 

Что такое культурный слой?

Ст. 3, аб. 4: «Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы».

 

К какой категории объектов культурного наследия – федерального, регионального или местного значения – относятся объекты археологии?

Ст. 4. «…Объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия».

 

Является ли владелец или арендатор земельного либо водного участка владельцем археологического объекта, расположенного на этом участке?

Ст. 49. п. 2: «Объект археологического наследия и земельный участок или участок водного объекта, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно».

Ст. 49. п. 3: «Объекты археологического наследия находятся в государственной собственности».

Ст. 50, п. 1: «…Объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат».

 

Какие уровни властных структур в Российской Федерации должны осуществлять государственную охрану объектов археологии?Преамбула: «Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

 

Уголовный кодекс Российской Федерации

Какое уголовное наказание влечёт за собою уничтожение или повреждение объекта археологии?

Ст. 243. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации…

«1. http://www.zakonrf.info/uk/Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей – наказываются штрафом в размере до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот часов, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершённые в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в Список всемирного наследия, историко-культурных заповедников или музеев-заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия, – наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет».

 

Несёт ли уголовную ответственность за сохранение объекта археологии владелец или пользователь земельного участка, на котором этот объект расположен?

т. 243.1. «Нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия, повлекшее по неосторожности их уничтожение или повреждение в крупном размере, – наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 

Может ли гражданин заниматься поиском и изъятием из мест залегания археологических предметов без специального разрешения?

т. 243.2.: «1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, – наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, – наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

3. Те же деяния, совершенные:

а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет».

Примечание. «Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания».

 

Какое уголовное наказание влечёт за собою хищение предметов из археологических памятников?

Ст. 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность:

«1. Хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. То же деяние:

а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

…в) повлекшее уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, указанных в части первой настоящей статьи, наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трёх лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».

 

Какое уголовное наказание влечёт за собою приобретение или сбыт предметов из археологических памятников?

Ст. 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путём:

«1. Заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору… наказываются ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев».

 

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Можно ли без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия организовывать и проводить земляные, строительные или иные работы на территории, где располагаются объекты археологии?

Ст. 7.14.: «Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до трёхсот тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до одного миллиона рублей». 

 

Какое административное наказание влечёт за собою уничтожение или повреждение объекта археологии?

Ст. 7.14.1.: «1. Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двадцати миллионов рублей. 

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершённые в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до шестидесяти миллионов рублей». 

 

Какое административное наказание понесёт ответственное лицо, если оно не остановит  хозяйственные работы при появлении угрозы состоянию объекта культурного наследия или при обнаружении признаков ранее неизвестного объекта культурного наследия (например, при появлении обломков глиняной посуды  или других древних предметов в котловане)

В настоящее время действует ст. 7.14.2.: «Неисполнение заказчиком и (или) исполнителем работ обязанности по приостановлению земляных, строительных, дорожных или иных работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность, после получения письменного предписания государственного органа охраны объектов культурного наследия, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трёхсот тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до четырёхсот тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей». 

 

Однако 24 июля 2015 г. в действие вступит ст. 7.33 КоАП РФ, которая будет наказывать за «уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ… от обязательной передачи государству культурных ценностей, обнаруженных в результате проведения таких работ». При этом протоколы об административных правонарушениях по этой статье уполномочены составлять уже не полицейские, а должностные лица ФСБ России.

 

Какое административное наказание влекут за собою работы на объектах археологии без разрешительных документов?

Ст. 7.15.: «1. Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до трёхсот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от одного миллиона до десяти миллионов рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок. 

3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершённые с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин, – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на должностных лиц – от четырёх тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок, и специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин. 

Примечание. «Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания». 

 

Какое административное наказание влечёт за собою торговля предметами, похищенными из археологических памятников?

Ст. 14.2.: «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой».

 

Субъектом данных составов преступлений является физическое лицо, достигшее 16–летнего возраста.

 

Гражданский кодекс Российской Федерации

Что такое клад? Являются ли кладом предметы из слоя археологического памятника?

Ст. 233: 1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

 

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

 

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

 

При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.

 

3. Правила настоящей статьи не применяются к лицам, в круг трудовых или служебных обязанностей которых входило проведение раскопок и поиска, направленных на обнаружение клада».

 

Комментарий. В чём разница клада и находок? У клада нет хозяина, у находок есть хозяин. Собственником археологических предметов, независимо от их материальной ценности, является государство (см. выше выдержку из Закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

 

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 июня 2006 г. № 64-оз «О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Кто имеет право участвовать в мероприятиях по сохранению объектов археологии на территории Югры?

Ст. 5: «Общественные и религиозные объединения, физические и юридические лица… оказывают содействие государственному органу охраны объектов культурного наследия автономного округа по сохранению, использованию, популяризации и охране объектов культурного значения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также принимают участие в проведении мероприятий по сохранению и использованию объектов культурного наследия на территории автономного округа, в том числе в целях науки, просвещения и иных общественно полезных целях».

 

Кодекс музейной этики Международного совета музеев (Россия является членом этой организации с 1957 г.)

Этично ли музеям приобретать археологические предметы, приобретённые из незаконных или ненаучных полевых исследований?

П. 2.4.: «Музеи не должны приобретать произведения, если есть повод убедиться в том, что их возвращение связано с незаконным или ненаучным полевым исследованием, намеренным разрушением или порчей памятников, археологических или геологических раскопок, видов и среды обитания. Приобретение также не должно совершаться, если владелец, арендатор земли или соответствующие юридические или правительственные органы не были поставлены в известность о находке».

 

 

 

Перечень документов, необходимых для санкционированных археологических раскопок

 

Раскопки объектов археологического наследия на территории России допустимы только в двух случаях:

– в научно-исследовательских целях;

– в целях сохранения объекта археологического наследия.

 

Проводить эти работы могут лишь специалисты, имеющие опыт и специальные разрешительный документы.

 

1. Разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия выдаётся Министерством культуры Российской Федерации.

 

Это единственный документ, подтверждающий право конкретного владельца вести археологические полевые работы определённого вида (раскопки или разведки) на территории Российской Федерации. Он действителен только при предъявлении удостоверения личности.

 

Правовая регламентация – ст. 45.1. Федерального Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»): «1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов…, проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа)…

2. Разрешение (открытый лист) – документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ…».

 

 

 

«7. Виды археологических полевых работ:

1) археологические разведки – проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия…;

2) археологические раскопки – проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3) археологические наблюдения – проведение научных исследований объектов археологического наследия на повреждённых участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия».

 

В открытом листе указывается следующая информация:

– номер разрешения (Открытого листа);

– фамилия, имя, отчество лица, получившего разрешение;

– указание территории, на которую распространяется право держателя листа осуществлять археологические полевые работы, либо название археологического памятника, назначенного к археологическим раскопкам;

– перечень археологических полевых работ, разрешённых носителю разрешения;

– срок действия разрешения продолжительностью не более одного года.

 

Открытый лист должен быть заверен гербовой печатью и подписью руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством России в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

 

Открытый лист (обязательно подлинник) должен присутствовать у руководителя при проведении любого вида археологических работ. При этом исследователь, на имя которого выдан Открытый лист, обязан непосредственно руководить археологическими работами, не покидая мест их ведения и не передоверяя руководство другому лицу в течение всего срока работ.

 

Держатель открытого листа обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до начала археологических полевых работ направить (или вручить) письменное уведомление об археологических полевых работах с указанием срока проведения археологических полевых работ в Службу государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО – Югры и в орган местного самоуправления, на территории муниципального образования которого планируется проведение археологических полевых работ (п. 6 ст. 45.1 Закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г.).

 

Подлинность открытого листа можно проверить по списку их выдачи на сайте Министерства Культуры Российской Федерации. Режим доступа: http://mkrf.ru/deyatelnost/departament/list.php?SECTION_ID=19355

 

2. Разрешение на проведение работ по сохранению объектов   культурного наследия.

Это именной документ, подтверждающий право владельцев осуществлять археологические полевые работы по сохранению объекта археологического наследия на территории ХМАО – Югры. Разрешение выдается органом государственной охраны объектов культурного наследия автономного округа.

 

 

 

Правовая регламентация – п. 1 ст. 45 Федерального Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»: «Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия…»;

 

п. 1 ст. 15 Закона ХМАО – Югры от 29 июня 2006 г. № 64-оз «О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»: «Выдача задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ в отношении объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия осуществляются государственным органом охраны объектов культурного наследия автономного округа…».

 

Разрешение необходимо только для проведения спасательных археологических полевых работ, при научно-исследовательских работах его наличие не требуется.

 

В разрешении на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия указывается следующая информация:

– название и фамилия руководителя научно-производственной организации, осуществляющей работы;

– наименование археологического объекта;

– адрес археологического объекта;

– категория историко-культурного значения;

– состав работ по сохранению археологического объекта;

– исполнитель работ.

 

Разрешение должно быть заверено в Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: подлинной подписью руководителя либо лица, его замещающего, а также подлинной гербовой печатью службы.

 

Срок действия  разрешения: со дня выдачи до 31 декабря текущего года.

 

 

 

 

 

 

Основные внешние признаки отличий научно-исследовательских изысканий и работ по сохранению объектов археологического наследия от грабительских раскопок на этих объектах

 

Научно-исследовательские и аварийно-спасательные раскопки === Грабительские раскопки

 

У руководителя работ наличествует разрешительная документация (открытый лист и, если требуется, разрешение Госкультохраны Югры) === Подлинная разрешительная документация отсутствует
 
Руководитель работ имеет план раскопа с поквадратной разбивкой и обозначением исследуемых объектов и сделанных находок === Полевая документация отсутствует
 
В работах участвуют организованные экспедиции примерно от 7–10 чел. и более. === Состав почти всегда смешанный
 
Работают либо одиночки, либо малочисленные группы в 2–4 чел. === Состав, как правило, мужской
 
Отряд имеет оборудованный долговременный лагерь. При многочисленном составе должны присутствовать жилая, кухонная и санитарно-гигиеническая зоны === Оборудованного долговременного лагеря нет
 
Соблюдаются меры противопожарной безопасности === Зачастую трава для избавления от помех при работе металлодетектором выжигается
 
Раскоп либо шурф имеют чёткую прямоугольную форму, как правило, ориентированную по сторонам света Траншея может не иметь географической ориентации, но обязательно правильна геометрически === Раскоп имеет вид одной либо нескольких ям и ямок разных размеров без правильной формы и географической координации. Иногда это всего лишь снятие дёрна либо моховой подушки
 
Стенки шурфа, траншеи или раскопа строго вертикальные, ровные === Стенки ям бесформенные
 
Площадь раскопа разделена на квадраты размерами 1х1 м или 2х2 м. Сетка квадратов обозначена линиями колышков либо натянутого шнура === Яма не имеет делений на правильные квадраты
 
Грунт из раскопа выбирается незначительным горизонтальным уровнем (не более 10 см) тонкими вертикальными пластами. Дно раскопа плоское (для поисков объектов) === Чаще грунт из ямы выбирается без всякой методики. Дно неровное, поскольку главной целью является извлечение находок (материальных предметов)
 
На раскопе присутствует измерительная и фиксирующая аппаратура (нивелиры, теодолиты, тахеометры и т. п.) === Подобная аппаратура отсутствует
 
Металлодетектор выполняет вспомогательную роль, причём только вне границ раскопа === Активное использование металлодетектора
 
При раскопках поселений из слоя изымаются все находки === Часто неметаллические предметы (обломки керамических сосудов, камни и т.п.) выбрасываются
 
При раскопках могильников часть скелета забирается для дальнейших исследований, часть перезахоранивается === Человеческие кости часто разбрасываются около грабительской ямы

 

 

 

Действия органов местного самоуправления, граждан в случае обнаружения несанкционированных раскопок и разведок, торговли археологическими предметами

 

Для эффективной зашиты археологического наследия представителям органов местного самоуправления и гражданам, обнаружившим несанкционированные раскопки, земляные и строительные работы на археологических памятниках, металлодетекторный поиск или торговлю археологическими артефактами, полезно руководствоваться следующими рекомендациями:

 

1. Люди, занимающиеся кражей, перепродажей археологических артефактов и ищущие «клады» на археологических памятниках, являются преступниками и, как правило, имеют представление о противозаконности своих действий, поэтому могут быть опасны. Некоторые, если судить по рекомендациям на сайтах копателей о необходимом снаряжении, имеют при себе холодное и огнестрельное оружие. Поэтому в первую очередь необходимо исключить возникновение конфликтной ситуации.

 

2. Обнаружившему раскопочные или земляные (строительные) работы, а также  незаконный поиск археологических артефактов с помощью металлодетекторов следует поинтересоваться, с какой целью они проводятся, попросить показать разрешительные документы (см. раздел «Перечень документов, необходимых для санкционированных археологических раскопок»), осмотреть место работы (см. раздел Основные внешние признаки отличий научно-исследовательских (аварийно-спасательных) и грабительских раскопок на объектах археологии»).

 

3. Обнаружившему незаконную торговлю археологическими предметами следует знать, что легальной торговли таким «товаром» в России нет и быть не может, поскольку их свободный оборот (купля, продажа, обмен, дарение) законодательно запрещён.

 

4. В случае возникновения подозрений не стоит высказывать их. Ни в коем случае нельзя осуществлять попытку задержания, применять силу, вступать в активную конфронтацию. Необходимо руководствоваться следующими правилами:

– внимательно изучите и запомните копателей (металлодетектористов, перепродавцов) – их количество, внешний вид, цвет волос, цвет и фасон одежды, обуви, головных уборов, особые приметы;

– постарайтесь запомнить имена или клички, которые используют преступники, информацию о том, откуда они, надолго ли приехали;

– постарайтесь запомнить марку, цвет и государственные номера транспортных средств;

– постарайтесь сфотографировать лица копателей (металлодетектористов, перепродавцов), номера их автомашин и результаты «раскопок» или продающиеся артефакты. На распечатанных снимках обязательно проставьте дату и место съемки, поставьте свою подпись с расшифровкой;

– в кратчайшие сроки поставьте в известность по телефону сотрудников Службы государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО – Югры (см. далее), орган УМВД России на месте, дежурного окружного УМВД;

– составьте и отправьте заказными письмами с уведомлением о вручении письменные запросы (желательно с приложением фотографий) в Службу государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО – Югры (см. далее), в местные и окружные органы УМВД России.

 

 

 

Действия сотрудников МВД России в случае обнаружения несанкционированных раскопок и разведок, торговли археологическими предметами

(Из рекомендаций МВД России по применению положений Федерального Закона от 23 июля 2013 г. № 245–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии»)

 

«…4…Субъектом данных составов преступлений является физическое лицо, достигшее 16–летнего возраста.

 

5. В соответствии с частью третьей статьи 150 УПК РФ преступления, предусмотренные частями первыми статей 243, 243–3, частями первой и второй статьи 243–2, статьей 243–1 УК РФ, относятся к подследственности подразделений дознания. Расследование вышеуказанных составов преступлений может осуществляться как в общем порядке, так и в сокращенной форме дознания.

 

Рассмотрение указанной категории уголовных дел в соответствии со статьей 31 УПК РФ отнесено к подсудности районных (городских) судов.

 

6. Разграничение уголовных преступлений от административных правонарушений, совершенных в сфере археологии, осуществляется по следующим признакам.

 

6.1. Признаком, разграничивающим уголовно наказуемые деяния, предусмотренные частями первой и второй статьи 243–2 УК РФ «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов», от деяния, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ «Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения», являются последствия названных деяний.

 

К административной ответственности по части 1 статьи 7.15 КоАП РФ привлекаются лица, осуществляющие ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом).

 

К уголовной ответственности

– по части первой статьи 243–2 УК РФ должны привлекаться лица, осуществляющие поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя;

– по части второй статьи 243–2 УК РФ – те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия.

 

6.2. Уголовно–наказуемые деяния, предусмотренные частями первой и второй статьи 243 УК РФ «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания», от деяния, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.15 КоАП РФ, разграничиваются в зависимости от ценности объекта, который поврежден или уничтожен в результате названных деяний.

 

К административной ответственности по части 2 статьи 7.15 КоАП РФ привлекаются лица, осуществляющие ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно–наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом), повлекшие по неосторожности повреждение или уничтожение объекта археологического наследия, выявленного объекта археологического наследия.

 

К уголовной ответственности

– по части первой статьи 243 УК РФ должны привлекаться лица, осуществившие уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей;

– по части второй статьи 243 УК РФ – те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включённых в Список всемирного наследия, историко–культурных заповедников или музеев–заповедников либо в отношении объектов археологического наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленных объектов археологического наследия.

 

7. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин является квалифицированным составом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.15 КоАП РФ, и уголовного преступления, предусмотренного частью третьей статьи 2432 УК РФ.

 

8. Для правильной квалификации вышеуказанных составов преступлений необходимо руководствоваться следуюшей нормативно-правовой базой:

– Закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73–ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

– Закон Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 245–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии»;

– Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804–1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

– Гражданский кодекс Российской Федерации;

– Уголовный кодекс Российской Федерации

– Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации;

– Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

– Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»;

– Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1997 г. № 452 «Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. № 1143 «Об утверждении Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»…;

 

9. При проведении на территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России, археологических полевых работ следует проверять у лиц, осуществляющих такие работы, наличие разрешения (открытого листа), соответствие проводимых археологических полевых работ условиям, предусмотренным разрешением (открытым листом).

 

10. При обнаружении в ходе проверки документов, личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей, а также досмотра их транспортных средств, осуществляемых в порядке, установленном КоАП РФ, либо досмотра пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене, вещей, которые могут являться археологическими предметами, для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьями 7.15 или 7.15.1 КоАП РФ, целесообразно доставлять указанных лиц не только в помещение дежурной части органа внутренних дел (полиции), но и в участковый пункт полиции. При этом доставление граждан в служебные помещения органов внутренних дел (полиции) может осуществляться с даты вступления в силу конкретного предписания Федерального закона, которым руководствуется сотрудник полиции».

 

 

http://www.nasledie.admhmao.ru/wps/portal/cltr/!ut/p/b1/04_SjzS0tDA1tDA0MjPXj9CPykssy0xPLMnMz0vMAfGjzOIdPUOCwrzdDQ38LV0NDTwtA40DDN0DjC3MDYEKIoEKDHAARwNC-r30o9Jz8pOAVoXrR4EV4zHLzyM_N1U_NyrHIlvXUREAtgR4fw!!/dl4/d5/L2dJQSEvUUt3QS80SmtFL1o2XzA3OE1NOVMzNEZJNTIwSVI3UzJITDc4Uk0y/

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обложили демоны...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кто ожидал чего-то иного? "Жадность фраера сгубила!" :)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поучительно...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может ли гражданин заниматься поиском и изъятием из мест залегания археологических предметов без специального разрешения?


т. 243.2.: «1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, – наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или.....


 


Вопрос в стиле-а может ли гражданин ткнуть другого гражданина в пузо ножом, длина лезвия которого не превышает 90мм? 


 


Вопрос должен быть поставлен так-а может ли гражданин ходить по полю с включенным металлодетектором и сканировать им земную поверхность? 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вроде     уже   и   сезон  по  копу  к  концу  подходит    и  причем   2015  года  ,   а  все     пугают  ...

Ну  кого  поймали  ????  Если   вы  про  Костромских  ,  дак  надо  было   додуматься  трактор     на   раскопки  притащить .  Я     все  думаю   а   по    что   не  экскаватор.

Где    потери  ,   после  некчемных    бумаг    из    той  же  Югры...

Да    нет   их  ,  как    и  не  СТОИТ  ПУГАТЬ...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может ли гражданин заниматься поиском и изъятием из мест залегания археологических предметов без специального разрешения?

т. 243.2.: «1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, – наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или.....

 

Вопрос в стиле-а может ли гражданин ткнуть другого гражданина в пузо ножом, длина лезвия которого не превышает 90мм? 

 

Вопрос должен быть поставлен так-а может ли гражданин ходить по полю с включенным металлодетектором и сканировать им земную поверхность? 

 

Может ли гражданин заниматься поиском и изъятием из мест залегания археологических предметов без специального разрешения?

т. 243.2.: «1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, – наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или.....

 

Вопрос в стиле-а может ли гражданин ткнуть другого гражданина в пузо ножом, длина лезвия которого не превышает 90мм? 

 

Вопрос должен быть поставлен так-а может ли гражданин ходить по полю с включенным металлодетектором и сканировать им земную поверхность? 

Караколь, из прочитанного материала я понял то, что с включенным мд ходи сколько угодно, но без лопаты...)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да есть такой документ у меня с собой в смартфоне. Как местный житель блюдю

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 22.08.2015в09:11, vladimir 1962 сказал:

 

Караколь, из прочитанного материала я понял то, что с включенным мд ходи сколько угодно, но без лопаты...)

 

А где прописано что нельзя ходить с лопатой?

Речь шла про извлечение культурных предметов, Вы же их будете извлекать руками а не лопатой, так что самое главное что бы при Вас и уж тем более у Вас не было этих самых культурных предметов.

Хотя честно говоря без понятых даже наличие этих самых предметов при желании можно разбить формулировкой "не было у меня никаких предметов - покажите фото | видео этих предметов у меня и где вообще присутствующие при задержании меня понятые?!"

Так что "иду по полю и ищу красивый цветок что бы пересадить его к себе на дачу. А детектор у меня с собой так как ну очень я боюсь наступить на неразорвавшуюся бомбу времен ВОВ, нас же так сильно бомбили, вот и телефон местных саперов у меня с собой если не верите ..."

 

2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Откуда у нас в ХМАО ВОВ? Вы что?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Кнехт сказал:

Откуда у нас в ХМАО ВОВ? Вы что?

Олег, ну партизаны-то наверно всё равно были?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только "белое" движение немного постреляло и все

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

@Кнехт да я смеюсь

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 22.08.2015в12:11, vladimir 1962 сказал:

 

Караколь, из прочитанного материала я понял то, что с включенным мд ходи сколько угодно, но без лопаты...)

А  то  ...)))   Будешь белым    и  пушистым  ,  не  то что с  лопатой  .

%D0%9F%D0%BE-%D1%8F%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1

 

 

 

3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ПРАВИЛА НАПИСАНЫ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗНАТЬ.НЕ НАРУШАТЬ....А Я СЧИТАЮ ЧТО ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ НУЖНО ОБОСНОВАНО ДОКАЗАТЬ.ГВОЗДЬ БРОНЗОВЫЙ В КАРМАНЕ НЕ ЦЕНЕН НО ВЕСОМ.ОБРАЩАЯСЬ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ЗАХОРОНЕНИЯ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ЮГРЫ РАСПОЛОЖЕНЫ ПОЧТИ СТИХИЙНО.ДЛЯ НИХ ЭТО СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ.А ПРИ ЗАХОРОНЕНИИ В ИНОЙ МИР ОТПРАВЛЯЛИ С САМЫМ ЦЕННЫМ....БЕЗ ПРИНЦИПНЫХ ГОБЛИНОВ НЕ УВАЖАЮ.ЭТО КАК НУЖНО ЛЮБИТЬ БАБЛО ЧТО-БЫ СВЯТОЕ КАПАТЬ.!?РЕЗЮМИРУЮ ТАБЛИЧКИ ХОТЬ И НЕТ ЧТО ОХРАНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ....НО ПОПАДЕШСЯ,ВИНОВАТ!!!)

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
7 часов назад, ce-ge-WARS сказал:

ПРАВИЛА НАПИСАНЫ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЗНАТЬ.НЕ НАРУШАТЬ....А Я СЧИТАЮ ЧТО ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ НУЖНО ОБОСНОВАНО ДОКАЗАТЬ.ГВОЗДЬ БРОНЗОВЫЙ В КАРМАНЕ НЕ ЦЕНЕН НО ВЕСОМ.ОБРАЩАЯСЬ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ЗАХОРОНЕНИЯ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ЮГРЫ РАСПОЛОЖЕНЫ ПОЧТИ СТИХИЙНО.ДЛЯ НИХ ЭТО СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ.А ПРИ ЗАХОРОНЕНИИ В ИНОЙ МИР ОТПРАВЛЯЛИ С САМЫМ ЦЕННЫМ....БЕЗ ПРИНЦИПНЫХ ГОБЛИНОВ НЕ УВАЖАЮ.ЭТО КАК НУЖНО ЛЮБИТЬ БАБЛО ЧТО-БЫ СВЯТОЕ КАПАТЬ.!?РЕЗЮМИРУЮ ТАБЛИЧКИ ХОТЬ И НЕТ ЧТО ОХРАНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ....НО ПОПАДЕШСЯ,ВИНОВАТ!!!)

 

А про правила использования Caps lock, вы в курсе? А про правила русского языка, расстановки знаков препинания и выделение абзацев и отдельных предложений? 

Я вот считаю что ваше сообщение оскорбляет пользователей, попытавшихся его прочитать. :wacko:

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас