Перейти к публикации

Изюмский шлях-самая страшная дорога на Руси.


НикООлас

Рекомендованные сообщения

После распада Орды на отдельные ханства, затишье на Руси не наступило – с востока и юга страну по-прежнему окружали враждебные племена кочевников, а на ее территорию то и дело совершали набеги ногайские ордынцы, астраханцы, но больше всего горя доставили ей жители Крымского ханства – татары, прямые потомки монгольских завоевателей.

Правила крымскими татарами династия ханов Гиреев, которые гордились тем, что имели в предках Чингисхана. Ханство быстро попало в зависимость к Османской империи и платило туркам дань, собирая ее золотом, товаром, а главное – рабами и рабынями с окрестных земель. Вот за этим-то товаром и совершали татары набеги на Киев, на Польшу и Русь. Вся территория от крымского Перекопа до самой Тулы была покрыта множеством дорог, которые по-украински назывались шляхами или сакмами.

Эти дороги еще называли татарскими, и главными из них были две – Муравский шлях и Кальмиусский шлях. Шли они по водоразделам, минуя глубокие балки, и были прекрасно заметны по земляным гребням, которые появлялись по сторонам дороги, когда татарские кони выбивали копытами степную землю.

Ширина шляхов составляла от 40 до 60 метров, а глубиной они были «до колена человеку». По преданиям, шляхи были выбиты монгольскими войсками еще в XIII веке, когда орды Бату-хана шли завоевывать Европу.

Изюмский шлях – территория страха...

Однако излюбленной дорогой кочевников стал Изюмский шлях, ведь на всем его протяжении, начиная от брода через Северский Донец, не было больше ни одной реки, а значит, передвигаться по нему можно было очень быстро.

Может показаться, что шлях получил свое название от города Изюм, мимо которого он проходит на юге, но на самом деле шлях появился гораздо раньше: первые упоминания о нем появляются в летописях в 1571 году.

«Дорога горя» брала начало в верховьях речки Ораш на левом берегу Днепра и шла на север через Изюмский брод между реками Северский Донец и Оскол, чтобы недалеко от одноименного города влиться в Муравский шлях.

Если Муравский шлях использовали только Крымские татары, а Кальмиусский – ногайцы, то по Изюмскому шляху ходили и те, и другие, и набеги их начались задолго до падения Золотой Орды.

Никоновская летопись свидетельствовала, что осенью 1482 года на Русь по татарским шляхам пришел Менгли-Гирей – он «град Киев взя и огнем сожже,… а оного полону бесчисленно взя, и землю Киевскую учиниша пусту...»

Псковская летопись дополняет картину упадка: «по всем волостям мужи и жены, и дети множество пленивше, сведоша в Орду, и от Киева защед плени рускых порубежных городов 11 и много зла створиши, отъидеше». В 1492 году крымские ордынцы наголову разбили армию воевод Колтовского и Сидорова. В 1501 году хан Шейх-Ахмет взял Рыльск и Ногород-Северский, разорил Брянск и Стародуб.

После распада Золотой орды начался длительный период войн между Крымским ханством и государством Российским, а татары начали ходить по Изюмскому шляху многотысячными ордами. Степная окраина Руси превратилась в территорию страха.

Например, в «Разрядной книге 1475–1605 годов» встречается послание от князя Ивана Шуйского, который прислал в Москву голову Григория Коробьина с известием о том, что от Северского Донца идет огромное татарское войско: «а по сакме сметил тысяч с тридцать». (Сакмá – слово тюркского происхождения, неизвестное современному читателю, означало в старину след, оставленный на земле зверем или конницей. В русской летописной терминологии сакмы - пути передвижения татарских войск.)

Дикое поле...

Французский картограф Гийом де Боплан, который служил в Литве, вспоминал, что кочевники ходили в набеги налегке, каждый на своей лошади, нередко захватывали с собой еще и запасную – для награбленного. Лошади были покрыты шкурами или грубыми попонами, татары были вооружены луками и саблями, и брали с собой минимум вещей: огниво для костра, а главное, веревки для связывания рабов – такая добыча называлась ясырем (от турецкого esir — узник войны, пленный).

Часть рабов отдавали хану, часть османам, остальных – продавали на рынках Крыма: это и была основа экономики ханства. По приблизительным подсчетам через невольничьи рынки полуострова прошло не менее 3 млн рабов.

Если баран стоил всего 20 акче (от турецкого akçe — «беловатый» — мелкая серебряная монета, обращавшаяся на территории Османской империи и сопредельных государств в XIV-XIX вв.), то цена женщины достигала 600 акче, а крепкого мужчины – 900 акче.

Французский наёмник Жак Маржерет, который с 1600 года был на службе у Российского государства, указывал, что всего в пятистах верстах от столицы страна была практически необитаема, за исключением нескольких городков. Он замечал, что земля здесь была плодородна, но обрабатывать её было некому. Местные жители старались засевать свои наделы в непосредственной близости от городов.

А географ Юрий Георгиевич Чендев в статье «Татарские шляхи в географическом ландшафте» указывает, что даже после того, как в конце XVIII века татарские набеги прекратились, никто не отваживался обрабатывать землю вблизи этих дорог еще добрых полвека.

Защищались, как могли...

Чтобы защититься от татар, русские с 1571 года выжигали степи, чтобы лишить татарских лошадей корма и остановить вторжения. Этим, например, в 1647 году занимался воевода Валуйский. Осенью с сентября по октябрь, пока не начались затяжные дожди, группы всадников под предводительством «боярских детей» выжигали степи с востока и с юга от Валуек.

Поджоги степи продолжались плоть до первой трети XVIII столетия. В конце XVII века для защиты от татар была возведена Изюмская черта – оборонительная линия, которая проходила по территории современных Белгородской и Харьковской областей.

Изюмская черта представляла собой комплекс оборонительных сооружений в виде крепостей, земляных валов, которые строились из земли и бревен, и засечных черт – сооружений из рвов и поваленных перед ними деревьев. Кроме Изюмской черты были возведены Перекопский и Палатовский валы.

Изюмская черта проходила от городка Коломака, через Высокополье, Новый Перекоп, Змиев, Лиман, Изюм до Острополья и Валуйков и завершалась на речке Тихая Сосна.

Набеги татар прекратились, а Изюмский шлях перестал быть «дорогой горя» только в конце XVIII века, когда Екатерина Великая присоединила Крым к Российской империи. Население Крыма к этому времени составляло 3 000 000 человек.

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/107038-izyumskiy-shlyah-samaya-strashnaya-doroga-na-rusi/
Поделиться на других сайтах

Тема Изюмский шлях-самая страшная дорога на Руси. создана на форуме Общий раздел.

@НикООлас Очень интересно! 

У нас нагайцы сожгли сторожевой острог на р.Буртас в 156? году,после этого острог перенесли в г.Вадинск , и стали строить засечную черту по р.Буртас и далее на Н.Ломов и далее на с.Мокшан .

Вдоль р.Буртас ещё сохранились кое- где оборонительные валы. А у городов Верхнего и Нижнего Ломова они очень большие( до 3 м.в высоту) и длинные.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/107038-izyumskiy-shlyah-samaya-strashnaya-doroga-na-rusi/#findComment-1238966
Поделиться на других сайтах

Напомнило...

 

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/107038-izyumskiy-shlyah-samaya-strashnaya-doroga-na-rusi/#findComment-1238968
Поделиться на других сайтах

Смотрю сейчас перед сном " Историю государства Российского", вся история это война. Воевали все и со всеми !  А это видео с засечной чёрты.

 

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/107038-izyumskiy-shlyah-samaya-strashnaya-doroga-na-rusi/#findComment-1238972
Поделиться на других сайтах

Дополню и исправлю:

Изюмский шлях не стоит считать самой страшной дорогой на Руси. Он являлся ответвлением от Муравского шляха и с ним же соединялся северо-восточнее Белгорода и юго-западнее Старого Оскола, т.е. в пределах Московского государства середины 17 века длился километров 100, в отличие от того же Муравского, который шел до Тулы.

 

28 минут назад, НикООлас сказал:

Ширина шляхов составляла от 40 до 60 метров, а глубиной они были «до колена человеку»

Нет у шляхов ни ширины, ни глубины. Это направления в степи без четких границ. Как Вы себе представляете татарский тумен (10 тыс всадников), двигающийся колонной шириной 60 метров? 

 

19 минут назад, НикООлас сказал:

В конце XVII века для защиты от татар была возведена Изюмская черта – оборонительная линия, которая проходила по территории современных Белгородской и Харьковской областей

 

До Изюмской черты в 30-40х годах была построена Белгородская черта, которая радикально решила вопрос набегов по Муравскому и Изюмскому шляхам, их перегородили валом со рвом а в непосредственной близости построили крепости. Карпов и Болховой у Муравского, Корочу и Яблонов у Изюмского.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/107038-izyumskiy-shlyah-samaya-strashnaya-doroga-na-rusi/#findComment-1238998
Поделиться на других сайтах

не было тогда дорог. были направления.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/107038-izyumskiy-shlyah-samaya-strashnaya-doroga-na-rusi/#findComment-1239003
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...