Перейти к публикации

17 июля праздник день независимости Сибири!!


Slepoy2009

Рекомендованные сообщения

Декларация Независимости Сибири принята Временным Сибирским правительством 4(17) июля 1918 года, в Омске. Таким образом, нынче исполняется - 91 год со дня ее принятия. Принятию Декларации независимости Сибири предшествовали развитие областнических тенденций после свержения монархии в 1917 году, Съезд народных уполномоченных Сибири в августе 1917 года в Омске, где была утверждена Сибирская символика (герб и флаг). Позже в Сибири сложилось два центра создания государственности - Омск, где создается Временное Сибирское правительство, и Иркутск, где создается Центросибирь. Впрочем, и там, и там тон задавали эсеры.

К сожалению, ни в Омске ни в Иркутске власти новой Сибири не смогли адекватно определиться с отношением к Гражданской войне в России, и сибирские добровольческие войска так или иначе начали втягиваться в нее - на стороне Белой гвардии. В конце концов это привело к тому, что генерал Гришин (Алмазов), фактически создатель Сибирской арми, был вынужден покинуть Омск, генерал Пепеляев был вынужден согласиться на участие в Белом движении, а закончилось все это переворотом Колчака в ноябре 1918 года, после чего о Сибирской независимости речи уже не шло. Попытки Пепеляева как-то уговорить Колчака считаться с Сибирью как самостоятельной страной не нашли у того понимания - Колчак был еще более централист, чем кто бы то ни было из большевиков. Все это, естественно, привело к тому, что народ Сибири полностью отказал в поддержке и Колчаку, и всем, кто как-то был с ним связан, в том числе и Сибирской армии.

День Независимости Сибири для всех нас - напоминание в том числе и об упущенных возможностях, и о тех уроках, которые мы должны извлечь из нашей сложной и богатой событиями истории.

Добавлено (15.06.2009, 23:01)

---------------------------------------------

"Сибирь более чем прочие части империи прочувствовала всю тяжесть монархического гнета, всю силу притеснений и оскорблений, наносимых народу от ее самовластных правителей.

С самого начала наша страна, будучи завоевана нашим народом для создания в ней независимой и свободной жизни, была беззаконно захвачена в руки жадных к обладаниям московских царей и самовольно присвоена ими вместе с народом. В продолжение почти трех столетий в неё посылались воеводы и губернаторы, которые, по своему произволу управляя ей, обирали и грабили, пытали и мучили, вешали и убивали несчастный народ наш.

Вся история Сибири ознаменована страшными насилиями и злодействами царского чиновничества, да рядом политических и экономических стеснений. Присвоение себе народных земель, захват целых гор, изобилующих драгоценностями, в казну, как Алтайских и Нерчинских, грабеж народа, разорение инородцев, сборы податей, идущих не на народные нужды, а на содержание воров и убийц народных - чиновников, на обогащение царских любовниц и толпы шпионов. Кабала целых сословий как то: казаков и подзаводских крестьян; наводнение страны ссыльными преступниками, развращающими коренное население, стеснение торговли, создание частных и казенных монополий, в последнее время раздача земель чиновникам и покушение тем чтобы создать поземельную аристократию на угнетение народа; и еще тысячи подобных преступлений. Вот чем ознаменовало свое управление в Сибири русское правительство!!!

В настоящее время правительство, доведя свой народ до разорения, пытается для удержания своей власти проводить реформы. Но можно ли верить тому правительству, которое, твердя о реформах, не дает народу самому, через выборных, заботиться о своих нуждах; освобождая крестьян, проливает их кровь и отдает их землю помещикам; которое, суля милостью, душит тысячи поляков? Такому правительству нельзя верить: оно не друг, а злодей и палач народа! Его реформы - есть низкая ложь и подлый обман!>

Но как бы ни относилось правительство к Сибири, оно не сможет, по отдаленности, знать её нужды; его чиновники всегда будут людьми чуждыми народу; особая территория, производство, население, интересы - "всё это требует самостоятельности Сибири, и она должна отделиться от России во имя блага своего народа, создавши свое государство на началах народного самоуправления. Демократический состав общества особенно благоприятствует Сибири создать республику, состоящую из штатов, подобно Америке".

Но как достичь этого? Только войной и восстанием за независимость. Поэтому каждый сибирский патриот обязан стремиться всеми силами "к доставлению народу скорейшего освобождения и подготовления восстания на врагов его. Теперь настало время этого подготовления!"

Образовавшееся общество "Независимость Сибири" обращается ко всем сибирякам с требованием начать воспитывать молодое поколение в любви к своей родине, сорганизоваться и подготовиться к решительному дню борьбы, дню мести и освобождения. Для достижения этого великого дня общество "Независимость Сибири" призывает всех любящих народ наш братски соединиться от Урала до Восточного океана в одну семью и идти искать свободы народной.

"Идемте же! - заканчивает горячим призывом воззвание. Не страшитесь ни пыток, ни казней! На святое дело освобождения с криком: да здравствует независимость Сибири! Да здравствует свободный наш народ! Да здравствует наше славное будущее!"

Эта прокломация была написана в 1865 году.....

Добавлено (15.06.2009, 23:07)

---------------------------------------------

А вот текст самой декларации:

Временное Сибирское Правительство, приняв на себя всю полноту власти в стране после изгнания узурпаторов — большевиков, наряду с другими важнейшими задачами, полагает также необходимым вывести Сибирь из того неопределенного положения, в котором она находится вследствие разгона большевиками Сибирской Областной Думы и продолжающегося их господства в Европейской России.

Временное Сибирское Правительство отчетливо сознает, что всякое промедление в разрешении вопроса об определении государственной сущности Сибири чрезвычайно гибельно по своим последствиям в связи со слагающейся международной обстановкой, но, несмотря на это, оно было бы лишено возможности правомерно взять на себя тяжелый труд определения будущих судеб родины, если бы не имело в этом отношении авторитетного указания со стороны Сибирской Областной Думы, выраженного в ее декларации от 27 января 1918 года.

Лишь опираясь на эту декларацию, в которой Сибирская Областная Дума совершенно определенно высказывается за предоставление Сибири самых широких прав государственного характера, Временное Сибирское Правительство почитает возможным, не дожидаясь нового ее созыва, ввиду остроты момента, возложить на себя бремя разрешения этого вопроса.

На основании изложенного и принимая во внимание, что Российской государственности, как таковой, уже не существует, ибо значительная часть территории России находится в фактическом обладании центральных держав, а другая захвачена узурпаторами народоправства — большевиками, Временное Сибирское Правительство торжественно объявляет во всеобщее сведение, что ныне оно одно вместе с Сибирской Областной Думой является ответственным за судьбы Сибири, провозглашая полную свободу независимых сношений с иностранными державами, а также заявляет, что отныне никакая иная власть помимо Временного Сибирского Правительства не может действовать на территории Сибири или обязываться от ее имени.

Вместе с тем Временное Сибирское Правительство почитает своим священным долгом заявить, что созыв Всесибирского Учредительного Собрания, которому оно передаст свою власть, является его непреклонным намерением, к скорейшему осуществлению которого оно будет стремиться всеми своими силами.

Однако Временное Сибирское Правительство полагает также совершенно необходимым объявить не менее торжественно, что оно не считает Сибирь навсегда оторвавшейся от тех территорий, которые в совокупности составляли Державу Российскую, и полагает, что все его усилия должны быть направлены к воссозданию Российской государственности.

Временное Сибирское Правительство полагает, что, по счастливом достижении этой высокой цели, характер дальнейших взаимоотношений между Сибирью и Европейской Россией будет определен Всесибирским и Всероссийским Учредительными Собраниями. Исходя из этих соображений. Временное Сибирское Правительство приступает к своей ответственной работе с твердой уверенностью, что будет в ней поддержано всеми государственно-мыслящими элементами страны.

Председатель Совета Министров и министр иностранных дел Петр Вологодский

Министр внутренних дел В. Крутовский, министр юстиции Григорий Патушинский, министр финансов Иван Михайлов, министр туземных дел Михаил Шатилов.

4 (17) июля 1918 г.

Добавлено (15.06.2009, 23:13)

---------------------------------------------

91 год назад, 17 июля 1918 года по новому стилю, глава Временного Сибирского правительства, выдающийся политик и общественный деятель Сибири Петр Вологодский подписал Декларацию о государственной самостоятельности Сибири.

Факт этот старательно замалчивался как в советское время, так и после псевдовосстановления капитализма в России. Впрочем, и при царском режиме идеи самостоятельности Сибири отнюдь не приветствовались.

Само Временное Сибирское правительство, между тем, еще в день подписания Декларации вполне могло бы поднять бокалы за столетие самой идеи независимой Сибири. Именно за сто лет до этого родилась идея создания республики в Сибири, принадлежащая перу книгоиздателя и журналиста Николая Новикова. Любопытно, что, несмотря на достаточно строгий режим императора Александра I, столица не обратила внимание на подобное вольнодумство, сочтя его за выдумки сибирских чиновников. Мысль зрела в просвещенных сибирских кругах почти полвека, когда в 1865 году был раскрыт заговор сибирских сепаратистов, созданный с целью отделения Сибири от России и создания аналога Североамериканских соединенных штатов.

"Заговорщики" того времени ныне входят в число лучших представителей своего времени – Григорий Потанин, Николай Ядринцев, Афанасий Щапов. Идея же независимых сибирских штатов не просто сохранилась, но и получила свое развитие.

Напомним, что Сибирь была силой завоевана императорской Россией, де-факто являлась колонией и юридически была не неотъемлемой частью Российской империи, а лишь ее унией. Российский император в числе своих титулов имел и звание царя Сибирского, что означало признание территориальной отграниченности Сибири. В феврале 1917 года, после позорного отречения от престола сначала трусливого Николая II, а затем и слабохарактерного Михаила, Сибирь потеряла все основания для пребывания в унии и получила фактическое право на выход из состава Российской империи – вместе с Польшей, Финляндией и прочими ее частями. В течение всего 1917 года во всех городах Сибири обсуждались проекты отделения от России, а 5 августа была принята бело-зеленая сибирская государственная символика по проекту П.А.Казанцева.

Форма правления и устройства Сибири также не вызывала принципиальных разногласий. В Сибири никогда не было крепостного права, помещиков и их рабов. Императорская власть на сибирских просторах была номинальной и зачастую минимальной, все жизненные вопросы решались общенародным собранием. Фактически перед независимой Сибирью стояло два варианта развития: либо конфедерация по аналогии с Соединенными штатами, либо конфедерация с Советами народных депутатов.

В июне 1918 года, в результате освобождения большей части Сибири от большевиков, было принято решение о создании Временного Сибирского правительства во главе с П.В.Вологодским. 17 июня по новому стилю, в силу необходимости определения статуса Сибири, правительством была принята "Декларация о государственной самостоятельности Сибири ":

Добавлено (15.06.2009, 23:14)

---------------------------------------------

В качестве столицы Сибири был избран город Омск.

К сожалению, правительство Вологодского плохо представляла себе реальные пути развития Сибири. Идеальным вариантом такого развития было бы немедленное отделение от большевистской России и объявление независимой конфедерации. Однако история не имеет сослагательного наклонения – достаточно беспомощное Временное Сибирское правительство позволило втянуть себя в гражданскую войну на стороне белых. В результате, вместо борьбы за Сибирь, на сибирских просторах развернулась борьба за власть в Москве между двумя чуждыми сибирякам силами: красными и белыми. Для Сибири это закончилось печально: глубочайший кризис правительства привел к военному перевороту и диктатуре А.В.Колчака, которого мало интересовала сибирская независимость, зато волновали обязательства перед Антантой.

Между тем, если бы в крайне тяжелое для большевиков лето 1918 года Сибирское правительство предложило Москве мир, нейтралитет и независимость Сибири, на тех же условиях, на которых эту независимость получили Польша и Финляндия, нет никаких сомнений, что предложение было бы принято. Тем самым большевики избавлялись от ярма огромной неуправляемой территории, на которой советская власть в полной мере почувствовалась лишь после второй мировой войны, и одновременно получали дружественного политического и экономического партнера.

Отделение не удалось. Виной тому, в первую очередь, отсутствие той самой политической воли, о которой мы столь много говорим и в наши дни. И сейчас отделение Сибири на мирных, законных основаниях – вопрос именно политической воли, ибо у современного кремлевского режима нет ни сил, ни желания как-то поддерживать и развивать эту территорию. Современная Сибирь – это хуже, чем колония, так как в обмен на выкачиваемые богатства сибиряки получают лишь нищету, болезни и отсутствие каких-либо перспектив на будущее.

В завершение хотелось бы процитировать слова генерал-лейтенанта Анатолия Пепеляева, командующего Сибирской армией, сказанные им 2 февраля 1923 года:

"Моя мечта — выйти в Сибирь, создать сибирскую национальную народно-революционную армию, освободить Сибирь, собрать Всесибирское Учредительное народное собрание, передать всю власть представителям народа. И дальше как они решат. Мои убеждения: я народник, ненавижу реакцию с ее местью, кровью, возвращением к старому, и пока буду во главе вооруженных сил, никогда не допущу старорежимцев. Власть крестьянства, деревни — вот мой идеал".

Добавлено (15.06.2009, 23:21)

---------------------------------------------

История...

Идеи устройства республики в Сибири впервые родились под пером Н. И. Новикова в 1820-х годах, о чем в Петербург неоднократно сообщалось по линии полицейского ведомства. Однако тогда этому вольнодумству не придали особого значения, сочтя ее за вымысел местных чинуш, желающих любой ценой выслужиться, чтобы получить перевод из Сибири. В 1865 году для царского правительства и сибирских губернских властей как гром среди ясного неба прозвучали слова «заговор сибирских сепаратистов об отделении Сибири от России и образование республики подобно североамериканским соединенным штатам». 44 участника этого дела надлежало примерно наказать, и российские власти не поскупились на выдумку. Впервые в истории Российской империи по ходатайству губернатора осужденных на каторгу и ссылку выслали не в Сибирь, а из Сибири, признав таким образом, что для Потанина, Ядринцева, Усова, Щапова, Шашкова и остальных участников этого дела Сибирь была Родиной. В качестве одного из главных обвинений наряду с отделением от России всем им вменялось требование создания университета в Сибири, воистину страшное преступление сродни убийству или государственной измене. На долгие годы после этого любое упоминание об университете в Сибири считалось крамолой и сепаратистской выдумкой.

Стоит отметить и вот еще какой факт. На допросах в 1865 году Григорий Николаевич Потанин заявил: «Деятельность моя заключалась только в следующем: в воспитании в сибирском юношестве местного патриотизма посредством идеи о будущем Сибири как независимой республики и в разработке этой же идеи в литературе и науке». На вопрос следователя, какое именно участие он принимал в образовании Сибирской республики, Потанин отвечал: «Об образовании Сибирской республики я еще не думал».

В 1905 году областническое движение получило новый импульс. По инициативе областников, кадетов и эсеров создается Сибирский областной союз, в котором принимают участие П.В. Вологодский и Г.Н. Потанин. И параллельно этому Вл.М. Крутовский выдвигает идею учреждения Общесибирской думы – Сибирской Областной Думы (прообраза будущего парламента), в ведение которой должны находиться все местные дела и в частности заведование всеми землями области, под которой понимается вся Сибирь.

В январе 1906 года на съезде Сибирского союза эсеров выдвигается лозунг – добиваться создания Сибирской Областной Думы и пропаганды автономной Сибири.

29 марта 1907 года на улицах Читы к ужасу местных полицейских чинов появляется прокламация «Сибиряки!» за подписью «Партии сибирской независимости», которая призывала: «... Мы зовем всех, кому дорога Родина, под наши знамена борцов за идею Сибирской независимости».

После Февральской революции в России и отречения царя (стоит напомнить, что Сибирь находилась в унии с Россией только вследствие покорения Сибири и «восприятия» русским царем титула царя Сибирского. После отречения Николая II и отказа Михаила Александровича от принятия венца Сибирь, не имеющая основания для пребывания в унии, фактически получила право на выход из состава бывшей РИ.) 5 марта 1917 года группа сибиряков созывает в Петрограде организационное собрание Союза Сибирских областников, чуть позднее 11 марта 1917 года в Новониколаевске собираются члены Сибирского союза независимых социалистов-федералистов. Параллельно с этим волна собраний прокатилась и по другим городам Сибири. В Благовещенске собираются республиканцы-федералисты, в Хабаровске – областники, в Верхнеудинске – создается Сибирская демократическая федеративная партия.

1 мая 1917 года в Томске среди красных знамен впервые появилось и бело-зеленое знамя автономной Сибири.

В мае Томское губернское народное собрание принимает резолюцию о сибирской областной думе и созыве общесибирского съезда для обсуждения вопросов организации и избрания СОД. 21 мая 1917 года на областническом съезде в Иркутске был впервые заслушан доклад Ивана Иннокентьевича Серебренникова «Об автономии Сибири». А уже 2 августа 1917 года в Томске собирается сибирская конференция общественных организаций, которая принимает постановление об автономном устройстве Сибири, а 5 августа единогласно утверждает проект государственного флага Сибири работы П.А. Казанцева: «Национальный Сибирский флаг представляет собою сочетание 2-х цветов: белого и зеленого. Белый цвет означает снега Сибирские, зеленый - Сибирскую тайгу. По форме флаг является прямоугольником, который диагональю, соединяющей левый верхний угол с правым нижним разделяется на две части, причем верхняя часть зеленая, нижняя белая».

С 6 по 17 октября 1917 года в Томске заседает I Сибирский областной съезд, на котором избирается Сибирский областной совет и принимается решение, что Сибирь должна обладать всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, иметь Сибирскую областную думу и кабинет министров.

В университетской библиотеке, где заседал съезд, висело бело-зеленое знамя с надписью «Да здравствует автономная Сибирь!». На съезд прибыло 183 делегата из 17 городов и 2 сел. В его работе участвовали кадеты, эсеры, меньшевики, энесы, члены партии «Алаш», а также представители «Бунда» и большевиков. Съезд был представлен русскими, поляками, украинцами, татарами, евреями, немцами, бурятами, алтайцами и телеутами.

С 6 по 15 декабря 1917 года в Томске проводится Чрезвычайный Сибирский областной съезд, на котором принимается решение приступить к организации временной сибирской власти и назначить на 8 января 1918 года созыв Сибирской областной думы, в целях подготовки которой был избран Временный Сибирский областной совет во главе с Г.Н. Потаниным.

В письме Потанину его знакомый Г.Д. Гребенщиков писал по этому поводу: «Минуло девять месяцев, как Россия вступила на новый путь, и теперь, когда из свободы сделали разбой, а из любви и братства - ненависть и злобу, - особенно радостно было узнать, что в Сибири во главе республики поставлены Вы, первый печальник и борец за ее самобытное самоопределение…»

15 декабря Временный Сибирский областной совет принимает Положения о временных учреждениях Сибирского самоуправления, названного участниками съезда временной конституцией Сибири.

Однако 30 декабря 1917 года Г.Н. Потанин уходит в отставку с поста председателя Областного совета по причине несогласия с политикой в отношении большевиков и преклонного возраста. Ему исполнилось 82 года.

В январе 1918 года по Сибири прокатилась волна арестов среди областников и участников обоих съездов, но, тем не менее, в ночь с 28 на 29 января 1918 года в Томске нелегально состоялось первое заседание Сибирской областной думы под председательством И.А. Якушева. Участники СОД избрали министров Временного правительства автономной Сибири в следующем составе:

От партии эсеров:

Председатель Совета министров и министр земледелия – П.Я. Дербер

Военный министр – полковник А.А. Краковецкий

Министр внутренних дел – А.Е. Новоселов

Государственный контролер – Н.Е. Жернаков

Государственный секретарь – В.И. Моравский

и 3 министра без портфелей – Е.В. Захаров, С.А. Кудрявцев и М.Б. Шатилов

От областников:

Министр иностранных дел – П.В. Вологодский

Министр народного здравия – Вл.М. Крутовский

Министр юстиции – Г.Б. Патушинский

Министр снабжения и продовольствия – И.И. Серебренников

Министр финансов – И.А. Михайлов

Министр путей сообщения – Л.А. Устругов

От националистов:

Министр туземных дел – В.Т. Тибер-Петров

Министр экстерриториальных народностей – Д.Г. Сулима-Самойлович

Министр народного просвещения – Э.Д. Ринчино

Министр без портфеля – Г.Ш. Неометуллов

От меньшевиков:

Министр торговли и промышленности – М.А. Колобов

Министр труда – И.С. Юдин

До мая 1918 года большая часть членов правительства была вынуждена скрываться от большевиков и вести подпольную деятельность, однако в мае был создан эсеро-областнический Западносибирский комиссариат, боевое крыло которого возглавил симпатизирующий эсерам и автономистам полковник А.Н. Гришин-Алмазов. К концу мая 1918 года Гришин-Алмазов собрал под своим руководством около 7 тысяч вооруженных подпольщиков и партизан.

Гришин-Алмазов договаривается о совместном выступлении против большевиков с расположившимися в районе Новониколаевска командирами чешских частей - капитанами Гайдой, Кадлецом и Клецандой. В ночь с 25 на 26 мая 1918 года, в Новониколаевске и Мариинске начинается мятеж белочехов, поддержанный подпольными офицерскими дружинами Гришина-Алмазова. Уже к 12 часам дня 26 мая советская власть в Новониколаевске была свергнута, был захвачен Совет, арестованы и расстреляны наиболее активные большевики.

На следующий день, 27 мая, была объявлена мобилизация офицеров, и в этот же день была сформирована и отправлена на Тайгу и Томск рота из добровольцев и офицеров в двести с лишним человек, в помощь тамошним подпольщикам. 31 мая происходит падение Томска, а затем, как по команде, из-под власти большевиков освобождаются города Мариинск, Омск, Петропавловск, Курган, Челябинск, Ишим, Павлодар, Семипалатинск, Барнаул, Бийск, Красноярск, Ачинск и т.д. Исключение составил только Иркутск, где антибольшевистское восстание оказалось жестоко подавленным, а большинство его участников погибло. Но и это было недолго - 17 июля Иркутск был взят белыми (фактически за день до этого была создана Сибирская армия).

В конце июня члены ВПАС собираются на заседание и издают резолюцию о создании Временного Сибирского правительства на территориях, освобожденных от большевиков. 23 июня 1918 года в ВСП были избраны:

От эсеров:

Министр туземных дел – М.Б. Шатилов

Председатель совета министров – П.В. Вологодский (склонялся к областникам)

От областников:

Министр внутренних дел – Вл.М. Крутовский

Министр иностранных дел – М.П. Головачев

Министр финансов – И.А. Михайлов

Министр юстиции – Г.Б. Патушинский

Министр продовольствия – Н.С. Зефиров

Министр снабжения – И.И. Серебренников

Министр управления делами правительства – Г.К. Гинс

От беспартийных:

Военный министр – полковник А.Н. Гришин-Алмазов

Министр путей сообщения – Г.М. Степаненко

Министр торговли и промышленности – П.П. Гудков (склонялся к меньшевикам)

От кадетов:

Министр народного просвещения – В.В. Сапожников

От меньшевиков:

Министр народного просвещения – Л.И. Шумиловский

От энесов:

Министр земледелия и колонизации – М.И. Петров

4 июля (17 июля по новому стилю) 1918 года в виду необходимости определения статуса Сибири в целом и в соответствии с постановлениями Сибирской областной думы от 27 января 1918 года и решениями общесибирских областных съездов Временное Сибирское правительство объявляет о государственной самостоятельности Сибири и принимает «Декларацию о государственной самостоятельности Сибири».

Добавлено (15.06.2009, 23:21)

---------------------------------------------

Вслед за этим правительство Свободной Сибири объявила Г.Н. Потанина первым и почетным гражданином Сибири (5 июля), утвердила в качестве столицы город Омск (23 июля) и подтвердило решение Чрезвычайного съезда и ВПАС о государственном флаге Сибири (30 июля и 10 октября).

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/
Поделиться на других сайтах

Тема 17 июля праздник день независимости Сибири!! создана на форуме Общий раздел.

не всё так просто, латвия к примеру после 20 лет своей независимости щас в полном га...е, то что в сибири живут ещё сибиряки мы обязаны ядерному щиту, маргарет тетчер лет 20 назад сказала оставить в сибири 1000 сибиряков как обслуживающий персонал а остальных уничтожить, такие заявления часто звучат из уст западных политиков, нас просто ограждают от таких высказываний - заботятся о психике нашей, цру просто мечтает чтобы россия развалилась на мелкие княжества, чтобы сожрать потом по одиночке, в этом "дружественом" окружении россия может выстоять только целиком, сепаратизм это гибель для россии, да и экономика сша для всех примером быть не может, 40% потреблять и отдавать 20% это простая экономическая пирамида, печатают долларовые бумажки ничем не обеспеченые, такой космический внутренний долг они никогда не отдадут, да они и не думают его отдавать, сша это страна мошенник, это миф что сша развитая экономически, у них пол страны нищих которых нам не показывают, вот и слепой попал в сети сепаратизма расставленые цру, ведь развитие сепаратизма в россии это основная работа цру

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20426
Поделиться на других сайтах

сусанинс, ты как обычно наплел всякой херни biggrin.gif Слепой цереушник biggrin.gif:D Цереушниками тогда можно назвать и Потанина, Ядринцева, Щапова, Словцова, а интересно в то время уже было ЦРУ?Я не ратую за отделение от России, я ратую за свободу, за то чтобы у Сибири было будущее а не сегодняшнее разграбление, за то чтобы вопросы свои мы решали сами, а не москвичи за нас. Вот так если коротко.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20431
Поделиться на других сайтах

В целом, я думаю, зерна истины есть в обеих позициях.

Только вот одно дело - сепарация, отделение и т.п. Это, конечно, сейчас не нужно.

Другое дело, что история по "освоению" Сибири - это настолько переписанная и затертая вещь, что сейчас, скорее всего, ни один историк не знает, как было на самом деле. Да и вообще вся история "как дышло - куда повернешь - то и вышло".

Думаю, одним из сопутствующих моментов нашей деятельности должно быть восстановление исторической правды. Насколько возможно, конечно. А то ведь, по мнению некоторых, вся человеческая цивилизация зародилась на наших просторах. first.gifbiggrin.gif

Хотя....

Кто знает? uhm.gif

"Наука не знает... Есть ли жизнь на Марсе... Нет ли жизни на Марсе..." biggrin.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20442
Поделиться на других сайтах

ну отделили бы тогда областники сибирь от россии и была бы сейчас сибирь китайской, недаром николай 2-ой гонял по тюрьмам этих сепаратистов-областников, да уж слабину дали при ельцине, в государстве государства наплодили, всевозможные национальные республики, в которых усиливаются национализм и сепаратизм, а это всё мины замедленого действия, а хвосты накрутить москвичам можно и без элементов сепаратизма, только вот крутить некому, слова только, такая же хрень сепаратная переодически и на алтае возникает, опросы проводят на отделение, это уже прямая работа цру, сибирь в составе россии им как кость в горле cool.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20447
Поделиться на других сайтах

Ну раз праздник - значит в магазин за водкой!!!!! smile.gifsmile.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20448
Поделиться на других сайтах

сибирь в составе россии им как кость в горле

Да потомучто Россия без Сибири ничто ни полезных ископаемых ни нефти ни золота ни алмазов и будет Россия без сибири как сейчас Европа просто на Присосе.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20457
Поделиться на других сайтах

ну отделили бы тогда областники сибирь от россии и была бы сейчас сибирь китайской

Ну, ладно, не отделили...так воеводы Московские нас и так уже оптом китайцам продали...и чем восточнее, тем заметнее это...

Да потомучто Россия без Сибири ничто ни полезных ископаемых ни нефти ни золота ни алмазов и будет Россия без сибири как сейчас Европа просто на Присосе.

Вся-то беда в том, что мы здесь ни газа ни алмазов вообще ни х.. не видим...в бензин стоит как в Москве...

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20469
Поделиться на других сайтах

Вся-то беда в том, что мы здесь ни газа ни алмазов вообще ни х.. не видим...в бензин стоит как в Москве...

Поэтому газовые нефтяные золотые алмазные соски надо обрубать Москве а дать ту что ниже пояса. biggrin.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20471
Поделиться на других сайтах

Москве а дать ту что ниже пояса

Согласен.Но пока все наоборот. К примеру-Омский нефтезавод...

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20474
Поделиться на других сайтах

Оптимист учит русский язык, пессимист - английски. А реалист учит китайский sad.gif

Ни одно государство не способно выдержать такого демографического давления. Каково населения Сибири? Миллионов 20-30?

Это по численности населения - Шанхай с пригорадами.

Так что госпада, будте реалистами, если не хотите учить китайский.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20476
Поделиться на других сайтах

Mixt, Всего 24 миллиона за уралом... а если пох..т?

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20479
Поделиться на других сайтах

Поэтому газовые нефтяные золотые алмазные соски надо обрубать Москве а дать ту что ниже пояса.

Ну не так грубо biggrin.gif Там тоже люди живут, просто все должно быть по справедливости. Вот приведу последний пример, открыли рейс Новосибирск-Прага прямой, самолет слетал всего два раза и все министр транспорта Левитин запретил, потому что ни для кого не секрет, что он имеет долю в аэропорту Шереметьево. И так всюду. Мы здесь в Новосибирске не можем принять решение куда нам летать и кто будет к нам летать. Почему???????????????

Оптимист учит русский язык, пессимист - английски. А реалист учит китайский

Ни одно государство не способно выдержать такого демографического давления. Каково населения Сибири? Миллионов 20-30?

Это по численности населения - Шанхай с пригорадами.

Так что господа, будте реалистами, если не хотите учить китайский.

В Канаде тоже население наверно миллионов 30. И ничего США их не поглотило. И опять же я против заборов, пусть Россия будет в тех границах как и есть я против того что мы колония. И отношение к нам как к колонии, пока мы не будем говорить о независимости, даже кричать, никто в Москве и не пошевелится.

Добавлено (16.06.2009, 18:19)

---------------------------------------------

Эти 90 лет были непростыми для нашей страны. Сибирь потеряла независимость в конце 1918 года, с переворотом Колчака. Изгнавшие его большевики также рассматривали Сибирь как "часть России". Этот подход закончился вполне логично - началом распада сперва СССР, а теперь уже и прогрессирующим распадом РФ.

Декларация Независимости Сибири, конечно - теперь уже исторический документ. Никто не предлагает следовать ей буквально. Важны ее основные постулаты. Во-первых, Сибирь нуждается в государственном самоопределении - в обретении своего государственного лица. Без этого никакие проекты и программы "развития Сибири" не могут иметь ничего общего с реальность. В то же время и мы, настаивая на самоопределении Сибири, вовсе не считаем, что это должна быть полная государтсвенная независимость, полный разрыв с Россией. Нет, вполне реальны самые различные формы общности - автономия Сибири в рамках достойной федерации, союз России и Сибири, конфедерация или что-то еще.

Важно понять главное. Мир изменчив. И то, что казалось незыблемым вчера - может и должно меняться сегодня. Неизменными, на века остаются только этические, моральные, эстетические принципы. Но не формы конкретной организации.

Чтобы сохранить главное - формы необходимо менять.

Михаил Евгеньевич Кулехов

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20488
Поделиться на других сайтах

Новосибирск-Прага прямой, самолет

На него билет был вдвое дороже чем с пересадкой....хотел я им лететь..А в остальном-поддерживаю

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20498
Поделиться на других сайтах

На него билет был вдвое дороже чем с пересадкой....хотел я им лететь..А в остальном-поддерживаю

А почему он был дороже, как вы думаете, из чего складывается себестоимость перелета? Только не надо про километры. Мы живем в 21 веке, и имеем всего один рейс на Европу!!!!! Все, типа никто не летает наверно biggrin.gif Губернатор наш засунул свой язык в ж...., потому что знает хочешь посидеть в кресле не лезь к начальству, жили без рейса на Прагу, еще проживем как нибудь. Именно КАК НИБУДЬ!! Надоело, братцы, надоело смотреть на несправедливость, надоело быть человеком второго сорта, у котого менты в москве спрашивают паспорт и регистрацию. А не сибиряки ли спасли эту самую Москву? А теперь без регистрации в кутузку. Да не ездил бы вообще в эту клоаку, так невозможно, все через нее, все вопросы решаются только там, там все деньги, вся власть.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20503
Поделиться на других сайтах

там все деньги, вся власть

В этом все и дело...только квакни..и останешься без должности..а то и загремишь лет на 10..всем все по х.ю, я ранньше был уверен.что наши вожди в этой стране жить не собираются...а сейчас думаю-и на этой планете.. Хотя справедливости ради-всю погоду в Москве делают выходцы из провинции...ичем глуше та провинция-тем алчнее и наглее публика.Вся госдума, все министерства, ценнтральные аппараты госмонополий-все там иногородние. Мораль-мы имеем ту власть которую заслуживаем.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20524
Поделиться на других сайтах

В этом все и дело...только квакни..и останешься без должности..а то и загремишь лет на 10..всем все по х.ю, я ранньше был уверен.что наши вожди в этой стране жить не собираются...а сейчас думаю-и на этой планете.. Хотя справедливости ради-всю погоду в Москве делают выходцы из провинции...ичем глуше та провинция-тем алчнее и наглее публика.Вся госдума, все министерства, ценнтральные аппараты госмонополий-все там иногородние. Мораль-мы имеем ту власть которую заслуживаем.

Нам не нужна такая власть. Это наша земля.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20531
Поделиться на других сайтах

Предлагаю поднять и виртуально чокнуться за Сибирь и совпадение позиций!

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20538
Поделиться на других сайтах

Стрелок,солидарен booze.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20539
Поделиться на других сайтах

[b

Предлагаю поднять и виртуально чокнуться за Сибирь и совпадение позиций!

За Сибирь, брат!!! За Независимую Сибирь!!!

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20540
Поделиться на других сайтах

Не зря говорят-кровь сибиряка-яд для европейца!За нас!!!

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20541
Поделиться на других сайтах

Ребята, довайте жить нудно, Создадим с начала организацию, а то веть кантора наш сайт чатает, в принципе де факто она уже есть. И если за отделение Всей России от москвы - Я за!! Только нада ввевсти милитаризованную зону по 110 километор с противотанковами рвами ракетными установками и автоматами для подщёта нальчных, она должны наличность на Вес принимать, тоесть пропускается только человек и одежда отдельно, всё остальное конфисковывается болие килограмма денег например, копюрами не болие тысячи., выезд или валет только адин раз в жизни и тд. Интересно кто тогда туда поедет? Если Сибирь отделится -Ейбогу перееду. clap.gifgunsmilie.gifvictory.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20580
Поделиться на других сайтах

semen, beer.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20581
Поделиться на других сайтах

К стати больше года жил в москве, когда был миссионером, монго что от властай поимел, в смысле неприятностей, так вот Москвичи как были приличными людьми так и остались, только их там процентов 10-15 осталось, и к иногородним они вполне терпимо относятся, а вот приезжие, кто раньше приехал, те да... Питеру пока везёт, там коренной народ пока ещё не вывелся - Интелегентный дух питера пока ещё жив, хоть и тоже потихоньку вымирает - лицо города или страны - это люди, всё остальное приходяще. Сибиряки - слово которым пока ещё можно гордится, пусть и в будущем так будет. biggrin.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20582
Поделиться на других сайтах

Не зря говорят-кровь сибиряка-яд для европейца!
Ага! От меня в Румынии и Венгрии шарахались, казаков хорошо помнят biggrin.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20583
Поделиться на других сайтах

Kart,так ты поди нагайку засвятил biggrin.gif

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20584
Поделиться на других сайтах

Monah, какая нагайка, едва узнали, что сибиряк- сразу казакен, казакен, ах! Немало, видать, шороху наши наделали... Вот вспомнил по случаю: грипп и бистро- от наших казаков слова, правда в Наполеоновскую эти сложились. Грипп- это Хрип, хрипели хрянцузики в русских снегах biggrin.gif А бистро- казаки требовали, чтоб быстро-быстро еду на стол, некогда, надо врага догонять. Но платили очень щедро, потому и запомнили. Кстати, хоть и очень редко, но находят наши сибирские монеты в Европе

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20587
Поделиться на других сайтах

К стати больше года жил в москве, когда был миссионером, монго что от властай поимел, в смысле неприятностей, так вот Москвичи как были приличными людьми так и остались, только их там процентов 10-15 осталось, и к иногородним они вполне терпимо относятся, а вот приезжие, кто раньше приехал, те да... Питеру пока везёт, там коренной народ пока ещё не вывелся - Интелегентный дух питера пока ещё жив, хоть и тоже потихоньку вымирает - лицо города или страны - это люди, всё остальное приходяще. Сибиряки - слово которым пока ещё можно гордится, пусть и в будущем так будет.

Ребята я бы здесь не делил всех на москвичей и не москвичей, москвичами их сделала система, поэтому кто они вы и без меня все знаете. Если продолжать дисскусию на эту тему, то хотелось бы чтобы здесь не было деления на касты и нации. Ведь Сибиряк это очень многонациональный тип людей, и в этом наша сила, мы не делим алтайцев или бурятов отдельно, они все наши наши сибиряки и всегда мы с ними жили дружно, даже еще до царя мы смогли с ними ужится, это потом пришли московские власти и началось давление. Пусть москвичи считают себя пупами земли, мы не такие, давайте будем выше и благороднее. Что касается конторы которая читает наш сайт, да на здоровье, мы не призываем к восстанию или свержению, мы призываем к диалогу, мы призываем к тому чтобы вернули награбленое и больше не грабили, мы призываем не уничтожать сибирскую нацию и прекратить геноцид. Мы люди и мы достойны того чтобы нормально учиться в лучших ВУЗах мира, мы должны получать самое лучшее медицинское обслуживание, мы должны ездить по автобанам, а не по танковым дорогам и мы этого заслужили, наши предки пришли сюда практически без ничего за волей и создали здесь жизнь. Это наша земля и мы сами хотим ей распоряжаться, мы не хотим распоряжаться землей в Твери или подмосковье, нам не нужна москва и ее прописка, живите там счастливо и гордитесь тем что вы москвичи, станьте лучшими, но только без нас и не за наш счет.

Добавлено (17.06.2009, 23:02)

---------------------------------------------

Игорь ПОДШИВАЛОВ (Ангарск, Иркутская область)

ПАТРИАРХ СВОБОДНОЙ СИБИРИ

Этого человека и сейчас далеко не все знают, не все почитают, хотя улицы некоторых сибирских городов, в том числе Иркутска, носят его имя. рожденный в казачьем поселении на Иртыше, он всю жизнь отдал служению Родине. Родиной для него была не Российская империя, а свободная Сибирь. “Да не покидайте своими чувствами нашей Родины – Сибири, - писал он своему знакомому, казачьему офицеру, отправлявшемуся слушать лекции в петербургский университет, - Возвратиться и стать в ряды ее патриотов да будет Вашей неотразимой мечтой”.

Григорий Потанин родился 4 октября 1835 года в семье есаула Сибирского казачьего войска Николая Потанина. Есаул Николай Потанин в 1929 году сопровождал кокандское посольство, возвращавшееся из Петербурга, и написал отчет о путешествии в кокандское царство. Его записки были опубликованы в “военном журнале”, а позже перепечатаны в “Вестнике Императорского Русского Географического общества”. Так что страсть к путешествиям и научным изысканиям была у Григория в крови. Любимой книгой его детства был “Робинзон Крузо”, и он мечтал о морских путешествиях, но жизненный путь сословного казака был предопределен с рождения – в 11 лет Гришу Потанина отдали в Сибирский кадетский корпус в Омске.

Потанин не был лихим рубакой, по традиционным меркам он являлся весьма плохим казаком – шашку и нагайку ненавидел и ни разу не пустил их в дело. Зато преуспел в верховой езде и после окончания корпуса совершил свое первое путешествие. Восемнадцатилетний хорунжий Потанин вызвался сопровождать в пограничный китайский город Кульджу жалование для русского консульства в виде золотых слитков. В нем проснулся инстинкт кочевника. В дороге он вел путевые записи и собирал растения для гербария. Молодой казачий офицер мечтал оставить службу и заняться наукой, но “казаки – крепостные государства”, и ему всю жизнь предстояло провести в войске. К счастью, о необычном казаке услышал известный путешественник Петр Семенов-Тянь-шанский, хотя в то время и не получивший знаменитой приставки к своей фамилии. Будущий председатель Географического общества нашел в Омске Потанина и убеждал его поступать в Петербургский университет. Пришлось симулировать болезнь – грыжу, и в 1857 году сотник Сибирского казачьего войска Григорий Потанин вышел в отставку.

Весной следующего года он приехал в Томск и пришел к политссыльному Михаилу Бакунину, привезенному недавно из Шлисельбурга. Будущий великий анархист приветил отставного казака, давал ему книги из своей библиотеки, которую купил у декабриста Батенькова, а на дорогу выпросил для него у местного богача сто рублей и снабдил рекомендательными письмами к издателю “Московских ведомостей” Михаилу Каткову и своим двоюродным сестрам. “Милые сестры, посылаю и рекомендую вам сибирского Ломоносова, казака, отставного поручика Потанина, оставившего службу для того, чтобы учиться. Он – молодой человек, дикий, наивный, иногда странный и еще очень юный, но одарен самостоятельным, хотя еще и неразвитым умом, любовью к правде, доходящей иногда до непристойного донкихотства, говорит и делает странные дикости, но со временим оботрется. Главное, у него есть ум и сердце. Потанин так горд, что ни за что в мире не хотел бы жить за счет другого.

В нем три качества, редкие между нами, русскими: упорное постоянство, любовь к труду, и, наконец, полное равнодушие ко всему, что называется удобствами и наслаждениями материальной жизни. Надеюсь, что он не пропадет в Петербурге и в самом деле станет человеком. Приласкайте его, милые сестры, не откажите ему ни в совете, ни в рекомендации”.

Так встретились вождь мирового анархизма и вождь сибирского областничества. Потанин много вынес из бесед с Бакуниным, и, прежде всего, идею федерализма, противостоящую государственной централизации. Вместо государства с единым центром анархизм предлагает союз областей, городов, общин, который в конечном счете должен упразднить государство и власть. Потанину всю жизнь везло на необычных людей и прозорливый Бакунин в нем не ошибся.

Потанин поступил на физико-математический факультет университета и с увлечением слушал лекции по ботанике. Студенты-сибиряки создали свое землячество и жили в одной квартире. Выходец из Томска Николай Ядринцев, однокашник Потанина по кадетскому корпусу, отпрыск ханского рода Чокан Валиханов, поэт Щербина делили с Потаниным хлеб, сыр и бутылку баварского пива в студенческие годы. Вместе слушали лекции украинского автономиста Костомарова и читали статьи сибирского областника Щапова. Молодые патриоты Сибири понимали, что их Родина – колония, причем штрафная колония. Из Сибири в Россию – золото, мех, лес, рыба, а из России в Сибирь – уголовники.

Университета Потанин не окончил. На третьем курсе он принял участие в студенческих волнениях и угодил в Петропавловскую крепость, где провел два месяца. После освобождения решил вернуться в Сибирь, чтобы служить ее просвещению и процветанию. Приехав в Омск, он принял участие в “казачьем деле” - вместе с несколькими молодыми офицерами составил проект нового положения Сибирского казачьего войска и даже провел казачье депутатское собрание. Потанин стал чем-то вроде казачьего народного трибуна. Вскоре он пришел к выводу, что казачье войско – “не тот материал, из которого можно создать правильный общественный организм” и из “казачьего патриота превратился в патриота всей необъятной Сибири”.

К тому времени уже сложился круг единомышленников, живших в Томске, Омске, Красноярске и Иркутске, которых потом назвали сибирскими сепаратистами. Читали публичные лекции, создавали детские пансионы, публиковались в газетах, ходили в экспедиции. “Мы никакой организации для пропаганды наших идей не основывали, - вспоминал Потанин. - Но при случае мнения высказывали откровенно и с задором. Когда Бог пришел к мысли, что Сибирь в будущем должна отделиться, он вызвал меня к существованию”. В 1865 году в сибирских городах и в Петербурге арестовали 44 человека и свезли их в Омский острог. Началось “дело об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединенным Штатам”.

На следствии Потанин отверг обвинения в возбуждении казачьего войска и в составлении прокламации “Патриотам Сибири”, но признал, что его деятельность заключалась “в воспитании в сибирском юношестве местного патриотизма посредством идеи о будущем России как независимой республики и в разработке этой же идеи в литературе и науке”. В остроге он познакомился с польским повстанцем Яном Черским, который служил в омском штрафном батальоне и навещал арестанта в его узилище. Ссыльный поляк в офицерской библиотеке читал европейских философов и естествоиспытателей и в будущем стал знаменитым исследователем Восточной Сибири.

Через три года заключения сепаратистам вынесли приговор Потанин, как главарь, получил 15 лет каторги, но срок скостили до пяти. Остальные получили ссылку и поселение. Ядринцев вспоминал, что Потанин, узнав о приговоре, продолжал спокойно читать немецкую книгу. Он сам добивался сурового приговора, который был основан лишь на его откровенном признании. Много лет спустя он объяснил свое поведение: “Я заявил, что я распространяю сепаратистские идеи, что я убедил товарищей разделять мои мысли, что все к этой идее были увлечены мной. Своим признанием я набросил сепаратистский плащ на всю компанию и дал окраску всему делу. Если бы я не сделал “откровенного признания”, могло бы окончиться так, что мои друзья Ядринцев, Шашков и другие потерпели бы больше меня, а между тем я считал себя коноводом”.

15 мая 1868 года над Потаниным была совершена гражданская казнь, как раньше поступили с Чернышевским, - ввели на эшафот и привязали к позорному столбу, затем заковали в кандалы и отправили в Свеаборгскую крепость. Ядринцева сослали в Архангельскую губернию. Сибирских патриотов выслали из Сибири. На 33-м году жизни отставной сотник Потанин оказался в Свеаборге и провел там пять лет “от звонка до звонка”. В крепости он за все эти годы не написал ни одного письма, отказался от права переписки. Осенью 1871 года его каторжный срок закончился и Потанина сослали в Вологодскую губернию, откуда он написал первое письмо ссыльному Ядринцеву.

В течение нескольких лет друзья развивают в письмах областнические идеи. Потанин обращает внимание Ядринцева на Швейцарскую конфедерацию: “Я хочу написать статейку, чтобы показать, как хорошо бывает в маленьких государствах, где все общественные деятели знают друг друга; где масса близко стоит к домашней жизни своих вождей, где и общественный деятель действует не как теоретик, часто далекий от жизни, а как участник местной жизни, где для каждого в общественных делах существует самый проницательный контроль”.

В ссылке Потанин пришел к окончательному выводу, что бюрократическая централизация есть великое зло, что имперское сознание нивелирует местные особенности и интересы. Пробудить любовь к малой родине может только педагогика, и Потанин работает над учебником родиноведения. Сначала ребенок должен узнать и полюбить свой город и село, затем область и лишь потом страну. Причем для каждой области должен быть свой учебник, чтобы ребенок, родившийся на Камчатке, не натыкался на первой же странице на описание тушканчиков и бизонов, а степняк Херсонской губернии – на рассказ о белом медведе. Учебник родиноведения должен прежде всего описсывать окрестности того города, в котором он написан, близлежащее озеро, леса, поля, животных и птиц в соседнем бору, пристань, лесопилку, винокуренный завод, фабрику и местную общественную жизнь. Сто тридцать лет прошло, но учебников родиноведения до сих пор нет, и живем мы, как иваны, не помнящие родства, потому по сей день и остаемся колонией, платим Москве ясак, какой и монгольским ханам не снился.

За спиной Потанина и Ядринцева было уже по девять лет тюрьмы и ссылки, когда они решили подать на высочайшее имя прошение о помиловании. Для них в этом не было ничего зазорного. Не только декабристы и народовольцы, даже Александр Ульянов просил о смягчении своей участи, а сибирские областники даже и революционерами в обычном понимании этого слова не были. Они были реформаторами, просветителями, либералами и никогда не стремились к вооруженному захвату власти. В августе 1874 года Потанин получил помилование и уехал в Петербург. Уехал не один. Его товарищем по ссылке был студент Лаврский, и Потанин женился на его сестре Александре, часто навещавшей брата. Прожили Потанины вместе до ее смерти, не расставаясь даже в многомесячных путешествиях по Монголии, Алтаю, Китаю и Тибету.

Потанин совершил шесть экспедиций, его имя стоит в одном ряду с именами Пржевальского, Козлова, Кропоткина, Черского, Цибикова и других. Пржевальский и Потанин делали одно дело, но по-разному. Первый был военным человеком до мозга костей, недаром монгольские кочевники называли его “толстым строгим генералом”.Он воплощал собой дух вооруженного первопроходца, колонизатора, был сродни героям Киплинга с их имперским сознанием. Это – искренний патриот отечества, лояльный к режиму и стремящийся к славе и мощи всей страны.

Пржевальский ходил в экспедиции во главе хорошо вооруженного отряда. Потанин же любил Отчизну “странною любовью”, находился в оппозиции власти и ставил интересы человека выше интересов империи. Ему претил шовинизм и насилие во имя лучшего будущего. Эту гуманистическую традицию потом продолжил Рерих. За своими научными изысканиями Потанин не забывал областнических идей. Он активно сотрудничал в “Сибирской газете” и в “Восточном обозрении”, являвшихся трибуной областников. В них, к примеру, публиковались такие шутки: “Изречения Сибирского Диогена. Почему то, что в России называется уездом, в Сибири носит название округа? Потому что из первого цивилизаторы уезжают, дабы во втором округлить свои животики”. Изучая природу Сибири, Потанин образно выразился, что “самый упорный и закостенелый сепаратист – климат”. Газету “Восточное обозрение” начал издавать в Иркутске Ядринцев. В первом номере, вышедшем 1 апреля 1882 года было открыто заявлено: “Область – вот девиз, с которым мы выходим среди других органов русской печати”. Областники добивались введения в Сибири земского самоуправления, свободы слова и печати, свободы слова и печати, свободы личности и прекращения ссылки в свой край.

Когда Потанины переселились в Иркутск, это был один из самых просвещенных городов Сибири. Здесь появилась первая в крае частная газета, открыта первая картинная галерея, отсюда на запад поставляли золото, соболей, чай, на начальное образование Иркутск тратил меньше, чем Москва и Петербург. Потанин говорил, что Иркутск был “самым музыкальным городом Сибири”, и не случайно ее называли сибирскими Афинами. В Сибирском отделе Географического общества работали многие политссыльные – геологи Чекановский и Черский, исследователи фауны Байкала Гордлевский и Дыбовский, известный народник-землеволец Дмитрий Клеменц. Потанин был душой Сибирского отдела.

В 1893 году во время экспедиции в Китай скончалась жена и друг Потанина Александра Викторовна. Летом следующего года в Барнауле погибает Николай Ядринцев. Еще раньше ушли другие областники – Николай Щукин, Афанасий Щапов, Серафим Шишков, казачий офицер Федор Усов. Потанин остался один. Не найдя общего языка с новым редактором “Восточного обозрения” Иваном Поповым, он в конце 1901 года уезжает из Иркутска в Красноярск, затем в Томск, где стараниями его покойного друга Ядринцева был открыт первый в Сибири университет. В Томске он заводит знакомства среди политических – эсеров и кадетов и даже живет на квартире юриста Петра Вологодского, в то время члена партии социалистов-революционеров, а в будущем – премьера Сибирского правительства. 12 января 1905 года в сибирских городах отмечался Татьянин день – 150-летие Московского университета. Накануне пришла весть о Кровавом воскресенье – расстреле рабочих в Питере. На банкете выступили социал-демократы и эсеры, и банкет превратился в митинг, принявший резолюцию о всеобщей политической забастовке и свержении самодержавия. Потанин, как председательствующий на банкете-митинге, был арестован. Арестован через сорок лет после своего первого ареста и накануне своего 70-летия. Через месяц старый областник был освобожден и отдан под негласный надзор полиции.

Областничество было очень влиятельным течением в Сибири, хотя никогда не было организационно и идеологически оформлено. Потанин многократно заявлял, что областники – не партия, а союз партий. Они были противниками державы с ее сверхцентрализацией, и среди них были представители разных политических сил – социалисты-революционеры, конституционные демократы. Потанин даже к социал-демократам относился сочувственно, но не к российским, а к сибирским.

28-29 августа 1905 года в Томске на квартире Вологодского состоялся съезд Сибирского областного союза, большинство на котором представляли эсеры. Отделения союза существовали в Томске, Красноярске, Омске, Иркутске, Мариинске.

А 20-22 октября в Томске произошел черносотенный погром. Городское быдло во имя “Веры, Царя и Отечества” сожгло здание управления железной дороги вместе с забаррикадировавшимися там людьми, разграбило Народный дом и общественную библиотеку. Газеты много дней печатали списки погибших, пропавших, неопознанных. Потанина, к счастью, в эти дни не было в Томске. Он позже писал, что “руководители томских вандалов вдохновились ненавистью к просвещению и науке”.

Отношение Потанина к царю и Отечеству известно. Как же он относился к вере? Григорий Николаевич был убежденным противником духовных миссий, их деятельности среди “инородцев”. Он считал, что государственная религия стесняет культурное развитие народа, не принимал насаждения любой веры – христианства, ислама или буддизма, ибо это заглушает языческую культуру, обладающую самоценностью для создавших ее народов, для их языка, обычаев, письменности.

Он не уставал проповедовать свою идею. Желанная автономия Сибири казалась такой возможной! Империя с сотнями миллионов подданных не способна обеспечить развитие каждой личности, нужно преобразовать крупные централизованные государства в союзы регионов, областей, общин, создать конфедерацию свободных земель. У него было немало последователей. В 3-й Государственной думе интересы Сибири представляли 14 депутатов во главе с Н. Б. Некрасовым. Для сравнения, только Киевская губерния была представлена 15 депутатами, а ведь ее масштаб и население не идет с Сибирью ни в какое сравнение. Депутаты-сибиряки пришли к выводу, что их родине нужен собственный парламент.

В 1915 году Сибирь отмечала 80-летие своего вождя. Томск и Красноярск избрали его почетным гражданином Сибири вместе с томским городским головой А. И. Макушиным и эсером-юристом П. В. Вологодским. Восьмой сибирский врачебно-санитарный отряд, уходивший на германский фронт в день рождения сибирского патриарха, был назван Потанинским. Его именем назвали улицы в Томске и Новониколаевске (Новосибирске).

В феврале 1917 года пала монархия. Революция была праздником. В Томске прошел военный парад, и знаменосцы склоняли войсковые знамена над головой Потанина, внесенного офицерами вместе со стулом на портик в центре Соборной площади. В эти дни Потанин напоминает обществу о необходимости увековечить память борцов за свободу и процветание Сибири. Она буквально усеяна заброшенными могилами декабристов, петрашевцев, польских повстанцев, нечаевцев, народовольцев, эсеров, социал-демократов. Да только ли могилы революционеров запущены! В Иркутске забыта могила бурятского просветителя Доржи Банзарова, в Тюмени потеряно место захоронения путешественника по Камчатке Стеллера.

1 мая 1917 года в Томске среди красных знамен впервые взвилось бело-зеленое знамя областнической Сибири. Временное правительство унаследовало от царизма великодержавные амбиции и было напугано призраком сибирского сепаратизма.

Активно выступали против сибирской автономии и большевики. Потанин быстро разглядел в большевиках злейших противников свободы. “Будет в столице одна палата из 600 членов (конечно, большевиков), которая и будет править государственным кораблем, - пророчески пишет Потанин, - А нам, обладающим “совершенным умом”, большевики скажут: ваша автономия не простирается дальше тротуаров и уличных фонарей. Большевики ставят доктрину выше человеческой жизни”. Он заявлял, что идеальный общественный строй – это тот, при котором все люди станут “вполне развитыми индивидуальностями”, а “большевизм не доверяет анархии жизни”. Никакая власть не имеет права превращать одну из частей государства в отвал нечистот и отбросов, накопивщихся в другой ее части. Борьба за интересы одного класса, которую ставят своей целью большевики, не может быть, по мнению Потанина, названа долгом человека. Большевики хотят дать каждому рабочему на обед “курицу в супе”, забывая при этом все другие потребности человека.

8 октября 1917 года в Томске открылся Первый областной сибирский съезд. В университетской библиотеке висело бело-зеленое знамя с надписью “Да здравствует автономная Сибирь!”, на съезд прибыло 183 делегата из 17 городов и 2 сел. Здесь были кадеты, эсеры, меньшевики, народные социалисты, члены алтайской инородческой партии “Алаш” и даже по одному представителю от большевиков и бундовцев. В зале сидели рабочие и крестьяне, солдаты и офицеры, чиновники правительственных учреждений и интеллигенция, промышленники и священники, торговцы и скотоводы. Эсеров было больше других – 70 человек. Съезд был представлен русскими, поляками, украинцами, татарами, евреями, немцами, бурятами, алтайцами и телеутами. Григорий Потанин открыл съезд. Советы, комитеты местного самоуправления и земские организации поддержали автономию Сибири, а вот меньшевики ушли со съезда. У них были свои планы устройства страны, хотя было и исключение – иркутский меньшевик Алексеев заявил, что “социал-демократы со своей стороны поддерживают стремление к областной автономии Сибири”. Съезд решил создать Временный Сибирский областной совет и объявить Сибирь автономной областью Российской республики. Вскоре была создана Сибирская областная Дума – тот самый местный парламент, о котором мечтал Потанин. Но в январе 1918 года большевики разогнали в Петрограде Учредительное собрание, а вскоре и Сибирскую думу. Они захватили временный областной совет и Потанин в знак протеста вышел из его состава.

Свобода Сибири была неугодна любой власти. Когда эсеры областники при поддержке чехов свергли большевиков, пришел Колчак, установивший военную диктатуру. Сибирское правительство было разогнано. Колчаку не нужны были ни областники, ни эсеры, ни члены учредительного собрания. Одних убили, других посадили в тюрьмы, третьи ушли в подполье. Старик Потанин тихо жил в Томске, он был уже очень болен. Он с болью следил за событиями, ведущими к гибели его мечты. Две государственнические силы терзали его родину. Когда в августе 1919 года Красная армия подошла к Томску, в Сибирской жизни появилось обращение: “К оружию, граждане! Банды большевистские у ворот! Сдержать или умереть! Иного выхода нет! Я дряхлый старик, но я с радостью пойду туда, куда признают возможным взять. Г. Потанин”.

В марте 1920 года чекисты расстреляли редактора газеты “Сибирская жизнь” Александра Адрианова, друга Потанина и его спутника по монгольской экспедиции. Ему было 67 лет. Потанина спасла от той же участи смерть. Он скончался 30 июня 1920 года, не дожив до 85 лет трех месяцев. Большевики не могли игнорировать это событие и посвятили великому сыну Сибири такой некролог: “Вчера утром умер Г. И. Потанин. Он был в стане наших врагов. Как общественный деятель Потанин может лишь вызвать чувство отвращения, негодования рабочих и крестьян. Он являлся орудием в руках белой своры. И мы говорим о нем не как об общественном деятеле, а как об ученом, исследователе и путешественнике. И теперь, когда мы получили известие о его смерти, мы отбрасываем прочь тот вред, который он принес рабочему классу”.

Они любить умеют только мертвых. Потанин встретил смерть в полном сознании. Вот его последние слова: Вот я умираю. Жизнь окончена. А мне жаль. Хочется еще жить. Интересно очень. Хочется знать, что будет дальше с милой Россией. Как хорошо, что он этого не увидел.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/1097-17-iyulya-prazdnik-den-nezavisimosti-sibiri/#findComment-20686
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...