Перейти к публикации

Кто коню в зубы смотрит


Arvest
 Поделиться

Рекомендованные сообщения

В Историческом музее хранится коллекция необычных латунных блях, созданных в XIX веке. Все бляхи имеют форму плоской прямоугольной рамки, в которую помещены три фигуры: в центре — всадник на коне, по сторонам от него — двое мужчин. Один из них обычно придерживает коня сзади, другой — то ли придерживает под уздцы, то ли угощает животное, чтобы его усмирить. Надпись на одной из блях «ДЛЯ КОНОВАЛОВЪ» прямо даёт понять, для кого предназначались подобные аксессуары.

 

Коновалы — те, про кого в народе была сложена загадка: «Кто коню в зубы смотрит?» Это крестьяне-лекари, занимавшиеся лечением скота, главным образом, лошадей и коров. Они помогали снадобьями, пускали кровь, зашивали раны, разрезали нарывы, счищали зубной камень, мешавший животным жевать. Их приглашали также, когда необходимо было стерилизовать коней и быков. Перед операцией скот валили на землю — отсюда и название промысла.

 

В народе коновалов побаивались, старались их ничем не обидеть. На то было несколько причин. Во-первых, крестьяне издревле с трепетом относились к людям, обладавшим специальными знаниями и умениям. Во-вторых, в сёлах и деревнях «крестьянские ветеринары» часто были чужаками, пришлыми. Коновальский промысел считался отхожим: крестьяне, жившие на неплодородных землях, вынуждены были после сбора урожая уходить на заработки, в том числе и в качестве коновалов, оставляя семьи до весны или даже до лета. Коновалы перемещались из села в село: кто-то работал в своём уезде, а кто-то преодолевал огромные расстояния. Так, лекари из поволжских сёл работали в Сибири и доходили до Иркутска.

 

Чужаков-умельцев традиционно окружал ореол таинственности. К ним относились как к обладателям сверхъестественных способностей. Коновалы поддерживали такое мнение о себе. В своей работе они использовали не только лекарства, но и заговоры. И, подобно знахарям, брались заговаривать болезни не только у животных, но и у людей.

 

Коновалов узнавали по снаряжению. Они носили широкие ремни через плечо, помогавшие справляться с животными — валить их на землю. Так же через плечо перевешивалась кожаная сумка с инструментами, травами, кореньями, мышьяком, сурьмой, квасцами и иными веществами, необходимыми для работы. На сумках и крепились латунные бляхи — отличительные знаки промысла. Жёлтый начищенный металл блестел на фоне тёмной кожи — увидеть коновала можно было издалека.

Бляхи создавались мастерами-литейщиками Русского Севера и Поволжья. Славилось их изготовлением, например, село Кимжа Архангельской губернии. Здесь, помимо блях, создавали колокола, конскую упряжь и металлические украшения для одежды соседей-ненцев.

 

b-nj-xnjnj.jpg

 

Старинное поморское село Кимжа. В белую ночь. Галкин А.М. 1987 г.

 

Бляха отливалась по готовой форме, а затем дорабатывалась просечкой и гравировкой. Формы использовались многократно. В разных мастерских по схожим формам получались отличные друг от друга изделия. Сравним между собой несколько типичных трёхфигурных блях со сценой усмирения коня.

 

В собрании Исторического музея можно увидеть бляху с очень условным изображением. У всех трёх человеческих фигур ноги неестественно коротки, руки длинны, едва намечены лица и детали одежды. Одна из немногих узнаваемых деталей — перевязь коновала, перекинутая через плечо мужчины, стоящего слева от всадника. Так же условна и фигура лошади. По-детски наивной выглядит попытка украсить одежды, лошадь и верхнюю рамку простым орнаментом. Но, возможно, за этим орнаментом кроется магический посыл.

 

i-eshche-voteto-768x476.jpg

 

Бляха коновала. XIX в.

 

Другая подобная бляха музейного собрания имеет более проработанные детали. Выразительны изгибы бровей у мужчин, складки на лошадиной морде, украшенные кафтаны и сбруя.

 

drugaja-bljaha-768x489.jpg

 

Бляха коновала. XIX в.

 

Ещё одна бляха отличается от первых двух композицией. Лошадь здесь не смотрит на зрителя. Вопреки законам природы, она держится на двух опорах, подняв две ноги. Это придаёт грубоватому изображению изящество. Сюжет предельно ясен: все трое мужчин снабжены перевязями — это коновалы за работой.

 

i-eshche-odna-bljaha-768x476.jpg

 

Бляха коновала. Начало XIX в.

 

На следующей бляхе хорошо проработан рельеф, каждый персонаж индивидуален. Всадник носит подобие парика с буклями, что выдаёт его принадлежность к дворянскому сословию. Видимо, это хозяин скакуна. Мужчина справа от него с коновальским инструментом на поясе по-городскому обрит. Мужчина слева, очевидно, его помощник, имеет окладистую бороду и подстрижен по-крестьянски «под горшок». Конь опирается задней ногой на возвышение и поднимает переднюю ногу подобно коню памятника Петру Великому (имеется в виду памятник, поставленный в Санкт-Петербурге у Михайловского замка по повелению Павла I). Возможно, автор формы для этой бляхи был знаком с монументом.

 

bljaha.jpg

 

Бляха коновала. XIX в.

 

Некоторые из представленных блях имеют кольца на рамке. На них подвешивались амулеты, например, в форме медвежьих лап. Подобные амулеты подкрепляли веру людей в магические способности коновалов. Подвески у блях Исторического музея не сохранились.

 

Что служило образцом для мастеров, создававших формы для литья подобных накладок на коновальские сумки? Полагают, что на них влияло искусство лубка — народной гравированной картинки, для которой был характерен образ конного воина, богатыря. В литературе также отмечено сходство русских латунных блях с изображениями божества — Небесного всадника, почитавшегося хантами (как «За-миром-смотрящий-человек» — Мир-сусне-хум) и ненцами (как «Истоков-вод дух» — Явмал).

В завершении хочется вернуться к обладателям рассмотренных предметов — коновалам. В русском языке «коновалами» принято называть плохих врачей. Это не случайно, ведь в старину коновалы не получали настоящего, достойного ветеринаров (и тем более врачей) профессионального образования. Учились не по книгам, а перенимая навыки наставников. Научные знания, полученные опытным путём, соседствовали с магией и суевериями. В среде коновалов встречалось и настоящее плутовство. Например, книги на иностранных языках (французском, немецком, татарском) выдавались за «магические». Тот, кто не владел языками, не мог проверить их истинное содержание.

 

Но в отсутствие профессиональных ветеринаров крестьянам всё же нужны были помощники, чтобы лечить животных: помощников-коней и кормилиц-коровушек. Поэтому крепкие мужчины со сверкавшими бляхами на сумках были желанными гостями в сёлах и деревнях.

 

АВТОР: ТАТЬЯНА ПЕТРОВА 

 

По материалам https://blog.mediashm.ru/?p=4484

Изменено пользователем Arvest
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Кто коню в зубы смотрит создана на форуме Статьи.

Третья бляха прикольная, мастер прилепил всаднику голову маскарона, многим знакомого по  миниатюрным замочкам 18-19 века. Автор текста тоже тётка прикольная, разглядела в нём дворянскую кровь. :) 

 

krasivyj_zamok_maskaron_rossija_18_vek.thumb.jpg.5be2f8ca2ca33fa49e7bbf30ce3e8b16.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в теме...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

 Поделиться

×
×
  • Создать...