Перейти к публикации

Ров по периметру участка


kozerog

Рекомендованные сообщения

Спасибо Караколь,все логично. Значит,наличие рва не говорит о социальном статусе хозяина участка? Мог быть и простой крестьянин и зажиточный?

Да не за что. Само наличие рва как бы и не говорит, но на фото ИМХО классическая заимка, где могли держать свой скот одна или несколько семей. А это уже говорит о некоторой зажиточности, если скотина одной семьи ходила своим стадом. Хотя бы просто потому, что её было много. Больше скотины, больше доход. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Ров по периметру участка создана на форуме Вопросы от новичков.

Да не за что. Само наличие рва как бы и не говорит, но на фото ИМХО классическая заимка, где могли держать свой скот одна или несколько семей. А это уже говорит о некоторой зажиточности, если скотина одной семьи ходила своим стадом. Хотя бы просто потому, что её было много. Больше скотины, больше доход. 

Ну на первом фото там рядом была водяная мельница в 19 веке. И мое предположение,что домовые ямы остались от дома мельника и его хозпостроек. На третьем фото выселок ранних советов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну на первом фото там рядом была водяная мельница в 19 веке. И мое предположение,что домовые ямы остались от дома мельника и его хозпостроек. На третьем фото выселок ранних советов. 

Возможно. Но это и есть заимка. Или хутор. В общем, одиноко стоящее жилье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот нашел про поскотину интересный рассказ : "

Поскотина

Проезжая мимо деревень, мы невольно обращаем внимание на то, что на некоторых участках вокруг поселения имеются остатки канав, выкопанные когда-то руками человека. Причем на некоторых участках их протяжённость достигает нескольких сотен метров. Я изучал этот вопрос в распавшихся сёлах Кытмановского района Зорниково, Михайловке, где остатки канав очень хорошо сохранились.

Особенно внимательно были подвергнуты обследованию остатки канав в с. Ново-Кытманово. Во-первых, я установил, что эти канавы имели название – поскотина. Предназначались они для ограничения выпаса деревенского скота в весенне-летний период. Скот выпасался вольно, но чтобы он не потравил зерновые посевы, вокруг деревни жители копали ров. Ширина его достигала 1,5 м., глубина 1,5-2м.Животное, подходя ко рву никогда не переходило его и тем самым угроза посевам отпадала.

Вокруг Ново-Кытманово поскотина по периметру достигала около 30 км. Шла она по обеим сторонам деревни в 1.5 км. от деревни Разъединяла ров только река, но его копали до самой непроходимой заболоченной части берега.

За каждым домом в деревне был закреплён определённый участок поскотины, за исправность которого хозяин нёс ответственность перед деревенским сходом. Я заметил, что в нашей местности не прижились поскотины из жердевого ограждения. Вроде и лесу у нас много, а вот как-то не прижилась деревянная поскотина. Более того, в старину многие огороды в нашей деревне окапывались канавами. Это можно проследить и сегодня по давно заброшенным подворьям.

В европейской же части России деревянные поскотины были распространены повсеместно.

Поддержание поскотины в виде рва в надлежащем состоянии (окашивание травы, чистка днища и откосов от травы) предотвращало проникновение лесных пожаров к деревне.

Выпас деревенского скота был охраняем. Деревенское стадо всегда сопровождал пастух. Однако свиньи, телята до года, отставшие от стада животные в любое время могли проникнуть на поля. Вот поскотина и играла свою роль.

Поскотина служила ещё и ориентиром для сельских жителей. Если надо было указать какое-либо действие, связанное с околопоселенческими делами, то говорили, например , так: "А за Дегтярёвыми у поскотины…" или "А где поскотина за яром". В старину провожали в армию "до поскотины". Через дорогу поскотина не проходила. В этом месте устраивались ворота. Всяк проезжающий открывал и закрывал ворота..."  ( Виктор Александрович Ремизов из Барнаула написал историю жителей села Новокытманова. Фрагмент истории...)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 kozerogВот нашел про поскотину интересный рассказ :                                                                                                                                                  Хороший рассказ!Много канав попадалось,были мысли и про весенние воды и всякое другое...Теперь канава будет ориентиром,как край жилого участка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот еще описание поскотины (Липинская В. А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (XVIII-XX вв. ) :

"Селения старожилов Алтайского округа, как и других местностей Сибири, Урала, северных губерний европейской части страны, в соответствии с севернорусскими традициями огораживали поскотиной, препятствовавшей скоту выходить в поле. В связи с тем что у старожилов практиковалось беспастушеское содержание скота, устройство поскотины и поддержание ее в порядке, являлись насущной необходимостью. Каждый хозяин следил за определенным участком поскотины соответственно количеству имевшегося у него скота. Ограда состояла из трех-четырех горизонтальных рядов жердей, укрепленных на опорных столбах. Такой вид легкой ограды был широко распространен в севернорусских губерниях европейской части страны.

Поскотина тянулась неровной линией около полей, удаляясь иногда от села на многие километры. Местами к ограде поскотины пристраивали навесы, где скот мог укрыться в непогоду. Если поскотину пересекали проезжие дороги, то в ней делали ворота в виде легкой рамы из жердей (решетчатые ворота).

Поскотиной обносили также места прохода скота к водопою: "воденики", места выпаса молодняка, а также заимочные участки. В конце XIX - начале XX в. с развитием товарного скотоводства и социальным расслоением деревни структура поскотины в селах старожилов стала усложняться. Зажиточные крестьяне захватывали в пределах общинного землепользования заимочные участки и обносили их поскотиной для выпаса скота. В тех селениях, куда подселялось много переселенцев, им приходилось ставить дома уже за оградой. Пореформенные переселенцы принесли навыки выпаса скота с пастухом, что постепенно переняли и старожилы. Прежняя роль поскотины стала изменяться, и общая ограда вокруг селения постепенно разбиралась..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  kozerog   По твоим ссылкам,что ты озвучил,у меня прибавилось минимум пара мест для разведки, ранее жилых участков!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот нашел про поскотину интересный рассказ : "

Поскотина

Проезжая мимо деревень, мы невольно обращаем внимание на то, что на некоторых участках вокруг поселения имеются остатки канав, выкопанные когда-то руками человека. Причем на некоторых участках их протяжённость достигает нескольких сотен метров. Я изучал этот вопрос в распавшихся сёлах Кытмановского района Зорниково, Михайловке, где остатки канав очень хорошо сохранились.

Особенно внимательно были подвергнуты обследованию остатки канав в с. Ново-Кытманово. Во-первых, я установил, что эти канавы имели название – поскотина. Предназначались они для ограничения выпаса деревенского скота в весенне-летний период. Скот выпасался вольно, но чтобы он не потравил зерновые посевы, вокруг деревни жители копали ров. Ширина его достигала 1,5 м., глубина 1,5-2м.Животное, подходя ко рву никогда не переходило его и тем самым угроза посевам отпадала.

Вокруг Ново-Кытманово поскотина по периметру достигала около 30 км. Шла она по обеим сторонам деревни в 1.5 км. от деревни Разъединяла ров только река, но его копали до самой непроходимой заболоченной части берега.

За каждым домом в деревне был закреплён определённый участок поскотины, за исправность которого хозяин нёс ответственность перед деревенским сходом. Я заметил, что в нашей местности не прижились поскотины из жердевого ограждения. Вроде и лесу у нас много, а вот как-то не прижилась деревянная поскотина. Более того, в старину многие огороды в нашей деревне окапывались канавами. Это можно проследить и сегодня по давно заброшенным подворьям.

В европейской же части России деревянные поскотины были распространены повсеместно.

Поддержание поскотины в виде рва в надлежащем состоянии (окашивание травы, чистка днища и откосов от травы) предотвращало проникновение лесных пожаров к деревне.

Выпас деревенского скота был охраняем. Деревенское стадо всегда сопровождал пастух. Однако свиньи, телята до года, отставшие от стада животные в любое время могли проникнуть на поля. Вот поскотина и играла свою роль.

Поскотина служила ещё и ориентиром для сельских жителей. Если надо было указать какое-либо действие, связанное с околопоселенческими делами, то говорили, например , так: "А за Дегтярёвыми у поскотины…" или "А где поскотина за яром". В старину провожали в армию "до поскотины". Через дорогу поскотина не проходила. В этом месте устраивались ворота. Всяк проезжающий открывал и закрывал ворота..."  ( Виктор Александрович Ремизов из Барнаула написал историю жителей села Новокытманова. Фрагмент истории...)

Ну про 30 км Виктор Александрович малеха приврал, да и не мог он точно её смерить, ибо по одной стороне реки она практически вся распахана. Однако иногда встречаются действительно монументальные сооружения...... крепостная стена, а не поскотина. Есть у нас один улус...все го то 9 хозяйств было, 6 домов и 3 юрты. Расстояние между хозяйствами метров 200-250...место, где стоял дом, представляет из себя прямоугольную насыпную земляную площадку, размером примерно 15х20 метров, и высотой около метра. Все это обнесено рвом около 1,5 метра глубиной.  Место где стояла юрта попроще, рвом не огорожена, просто круглая площадка, около 30-40см высотой. Общая длина улуса, который тянется вдоль речки, что то около 3 км. И вокруг всего этого улуса тянется поскотина, которая отходит от одного берега речки, полукругом охватывает улус и тянется куда то вдаль и теряется в березняке.....до конца поскотины в общем я так и не дошел.  Ров глубиной около 2 метров. Окуеваешь, когда видишь, сколько там было приложено труда, ведь народу в 9ти хозяйствах было не так уж и много. 

Улус ещё интересен тем, что непонятно было кто там жил...ну с юртами ясно-татары, не знаю где-как, но у "наших" татар был один чудесный обычай-прохудившийся чугунный котелок они разбивали на множество мелких осколков и раскидывали их вокруг юрты. С мусором короче труба. А вот вокруг домов такого обилия осколков чугуна уже не было. Можно предположить, что в них жили русские, но вот со всего улуса не подняли ни одного креста или иконки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  kozerog   По твоим ссылкам,что ты озвучил,у меня прибавилось минимум пара мест для разведки, ранее жилых участков!

Рад что-то полезное добавить в общую копилку :)

  kozerog   По твоим ссылкам,что ты озвучил,у меня прибавилось минимум пара мест для разведки, ранее жилых участков!

Сам раньше ходил мимо таких рвов и не мог понять их суть ;) .  Спасибо форумчанам,пояснили. :beer:

Уважаемые камрады,может быть не по теме,но уж очень хороша книжка,откуда я взял отрывок про поскотину... особенно для алтайских коллег: Липинская В. А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (XVIII-XX вв.) Вот ссылка http://www.altaiinter.info/project/culture/Mythology/Ethnography/Lipinsk%20Russian%20Heritage/lip01.htm  Очень познавательно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Рад что-то полезное добавить в общую копилку :)

Сам раньше ходил мимо таких рвов и не мог понять их суть ;) .  Спасибо форумчанам,пояснили. :beer:

Уважаемые камрады,может быть не по теме,но уж очень хороша книжка,откуда я взял отрывок про поскотину... особенно для алтайских коллег: Липинская В. А. Русское население Алтайского края. Народные традиции в материальной культуре (XVIII-XX вв.) Вот ссылка http://www.altaiinter.info/project/culture/Mythology/Ethnography/Lipinsk%20Russian%20Heritage/lip01.htm  Очень познавательно.

За мной плюс! Набирай баллы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

За мной плюс! Набирай баллы.

Благодарствую :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Первые два фото 100% поскотина. Скотина паслась внутри периметра. Там же стояла какая то постройка, возможно дом. 3е фото-огород с фундом.

Ров или вал служит не для того, что бы показать или обозначить размеры участка. К межеванию он вообще никаким боком не относится. Его копали уже потом. Это просто забор и все.

У нас относится.Все села вдоль реки.Перед домами дорога. Участки идут от дороги до реки,между участками - межа.Или канавка или вап,около 50 см.У нас это так и называется -межа.Отдельно стоящие хутора по периметру показаны межой.А поскотину у нас делали глубиной 1-1,5 метра и обсаживали по периметру кустарником. Обычно имеет один вход и распологается на берегу реки, для водопоя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У нас относится.Все села вдоль реки.Перед домами дорога. Участки идут от дороги до реки,между участками - межа.Или канавка или вап,около 50 см.У нас это так и называется -межа.Отдельно стоящие хутора по периметру показаны межой.А поскотину у нас делали глубиной 1-1,5 метра и обсаживали по периметру кустарником. Обычно имеет один вход и распологается на берегу реки, для водопоя.

Спорить не буду, но в литературе нигде не встречал упоминаний о таком способе межевания.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спорить не буду, но в литературе нигде не встречал упоминаний о таком способе межевания.

У меня есть пара поселух для копа,которые сейчас под выпасом,коровки всю траву выстригают , так очень хорошо видно и канавы для вод отвода от погребов ,и межу между участками , и фундаменты под домами и хозпостройки.Сразу становится понятно как люди жили.Овощехранилища- погреба копали у склона оврага,входом к оврагу(реке),по периметру обычно дренажная канава- водотвод. Ну вообще на участке все видно и понятно. А поскотины обычно в несколька сот метров от жилья расположены.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не  много   улыбнула   тема  .  Вот  так  и  сразу      и  ров  ,  а   где   же   крепостные     стены  ,   где    дитинец или  на  худой   конец  Кар  ( так  у  нас   называют  городище по   комяцки   )    ?

Это  просто  межевая канава и  не более   .  Я   как  то     с  дедком   разговаривал  ,  он  мне   долго  рассказывал  про   межевые   участки    и как  их  делили (  что  ему   прадед  рассказывал  )  . 

Дак  вот  ,   садили  деревья  ,  а  канаву       лепили ,  что   бы  не  перебрались  на  чужое   поле  на   телеге  .  В  избежании    краж   по   за родам .  .  Бывало  и  такое. 

Изменено пользователем Doc dog
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спорить не буду, но в литературе нигде не встречал упоминаний о таком способе межевания.

Потому что такого  способа межевания нет,рыть канаву 1-1.5м( и это минимум),что бы сосед к тебе на телеге не заехал!Что тогда,что сейчас.Представьте дачные участки :D !Канавы рыли что бы за скотом не смотреть и душа спокойна была(посевы,лес).А ров и крепостные стены,это не из этой темы.Товарищ предоставил литературу,а не дедовы рассказы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Потому что такого  способа межевания нет,рыть канаву 1-1.5м( и это минимум),что бы сосед к тебе на телеге не заехал!Что тогда,что сейчас.Представьте дачные участки :D !Канавы рыли что бы за скотом не смотреть и душа спокойна была(посевы,лес).А ров и крепостные стены,это не из этой темы.Товарищ предоставил литературу,а не дедовы рассказы.

 

Не  кто  там   толком   не    рыл  ,   просто  подрывали  весной   для   ручейка  и  не  более.

 Еще  это   была   элементарная   преграда   между  полями ,    в  случае  пожара.  

Скотина    везде  перепрыгнет  .  

Для   примера   стоят   два  поля ,  между  ними   речка  с  отвесными   берегами . Местное   стадо    по    три  -  четыре   раза   туда  ,  сюда  бегает . 

Вот  и  прется  коровья   орава  ,    с   овцами  по  средине. 

Изменено пользователем Doc dog
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не  кто  там   толком   не    рыл  ,   просто  подрывали  весной   для   ручейка  и  не  более.

 Еще  это   была   элементарная   преграда   между  полями ,    в  случае  пожара.  

Скотина    везде  перепрыгнет  .  

Для   примера   стоят   два  поля ,  между  ними   речка  с  отвесными   берегами . Местное   стадо    по    три  -  четыре   раза   туда  ,  сюда  бегает . 

Вот  и  прется  коровья   орава  ,    с   овцами  по  средине. 

Толком сейчас не кто не роет, пока В.В.не приедет.А тогда,хоть люди и без грамоты,но с головой и знали что и для чего делали.А овечек не надо только для рифмы пихать в коровью ораву!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Толком сейчас не кто не роет, пока В.В.не приедет.А тогда,хоть люди и без грамоты,но с головой и знали что и для чего делали.А овечек не надо только для рифмы пихать в коровью ораву!

Ну  вот  ВВ ,  уже  прийдет . 

Про  овечек  ,  а   давай  поспорим  на  пару   бутылок  коньяка  .  Не  поленюсь ,  весной  сделать   фото  для  ВАС    .Видать  давненько  вы  не   были  в сельских  пнатах.

 

3148103.jpg

 

Жаль  тут   почти  ,  не  видно  ...  Ну  дак  что ,  спорим  ?

Изменено пользователем Doc dog
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну со мной спорте ))))весной наделаю фоток с валами и канавами между участками.Если чО - живу в деревне))))Коньяк люблю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну со мной спорте ))))весной наделаю фоток с валами и канавами между участками.Если чО - живу в деревне))))Коньяк люблю.

тут   спор   вышел ,  из    за  одной   фразы  )))) ...А овечек не надо только для рифмы пихать в коровью ораву!

А  канав  и  межевых    аллей  ,  я  и  сам  на  фоткаю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Понятно.Как только о коньяке заговорили,споры и закончились.!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Понятно.Как только о коньяке заговорили,споры и закончились.!

Ну  ,  да  ))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

:) Doc dog,sokol1, так Вы оба про одно и тоже говорите, как тогда можно коньяк выспорить? :blink:  

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Чет не понял, на фото парни и коровы... Кого из них попытались скомпрометировать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

:)Doc dog,;sokol1, так Вы оба про одно и тоже говорите, как тогда можно коньяк выспорить? :blink:

Это коньяк так действует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не  много   улыбнула   тема  .  Вот  так  и  сразу      и  ров  ,  а   где   же   крепостные     стены  ,   где    дитинец или  на  худой   конец  Кар  ( так  у  нас   называют  городище по   комяцки   )    ?

Это  просто  межевая канава и  не более   .  Я   как  то     с  дедком   разговаривал  ,  он  мне   долго  рассказывал  про   межевые   участки    и как  их  делили (  что  ему   прадед  рассказывал  )  . 

Дак  вот  ,   садили  деревья  ,  а  канаву       лепили ,  что   бы  не  перебрались  на  чужое   поле  на   телеге  .  В  избежании    краж   по   за родам .  .  Бывало  и  такое. 

Ну раз народ обсуждает,значит тема небезинтересна. Вот и Вы немножко путаете поскотину с межевой канавой. Посмотрите внимательней на мои фото (1 и 2) в этой теме и описания поскотины из разных источников (тоже здесь). Я не спорю,были видимо,и межевые канавы. Но здесь - именно поскотина,даже со спутника видно внушительность траншеи,а Вы говорите "подрывали" ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Понятно.Как только о коньяке заговорили,споры и закончились.!

Вот что значит разница во времени,где то в магазин еще можно успеть а у нас глубокая ночь.Спишь себе спокойно,а за тебя поспорили и уже коньяк выигранный допивают... :o

  kozerogНу раз народ обсуждает,значит тема небезинтересна                                                                                                                                       Тема очень интересна и позновательна,но в любой теме найдется человек с противоположным мнением.Плюс как и обещал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот что значит разница во времени,где то в магазин еще можно успеть а у нас глубокая ночь.Спишь себе спокойно,а за тебя поспорили и уже коньяк выигранный допивают... :o

  kozerogНу раз народ обсуждает,значит тема небезинтересна                                                                                                                                       Тема очень интересна и позновательна,но в любой теме найдется человек с противоположным мнением.Плюс как и обещал.

Николаич 69,еще раз спасибо за солидарность  :beer: .      Обратил внимание на фразу у Липинской В.А. (ссылку на ее книгу я здесь выкладывал): "Зажиточные крестьяне захватывали в пределах общинного землепользования заимочные участки и обносили их поскотиной для выпаса скота..." Здесь на моих фото по-моему,как-раз этот случай. Так как известно,что рядом была мельница и заимка на снимке,предполагаю,это дом мельника с хозпостройками. Естественно,это был не бедный человек.

Вот еще информация про "поскотину" (Миненко Н.А. Живая старина: Будни и праздники сибирскрой деревни в XVIII - половине XIX в. 

http://www.altaiinter.info/project/culture/Mythology/Ethnography/Labour/lab01.htm) : "бщина обеспечивала также эксплуатацию выгонов. Как правило, каждая деревня имела собственный выгон в окрестности селения, но иногда соседние селения договаривались об общем месте выпаса стад. Выгон (или несколько вместе) огораживался со всех сторон тыном (поскотиной) из жердей или плетня в "довольном" от домов расстоянии, с воротами на проезжую дорогу. У ворот иногда сооружалась специальная сторожка, в которой летом жил нанятый миром караульный, следивший, чтобы ворота находились на запоре и скот не попадал в хлеба. Поскотина возводилась и ежегодно поправлялась жителями деревни; каждому семейству отводился участок городьбы, размеры его определялись количеством имевшегося скота или, реже, числом душ мужского пола в семье.

Если кто-либо отказывался участвовать в сооружении или починке городьбы, мир принуждал eго к этому, а когда не мог справиться своими силами, обращался за содействием к властям. "От миру покорное прошение в таком силе, прошлого 1790 года было мирское согласие положенные на скота огорода поскотины по мере городить, и все были согласны. Сего года явился нам противник, имено Иван Опенышев поскотину не городит", - писали, например, 17 июля 1791 г. бийскому управителю жители д. Быстрый Исток 42. На общем выгоне скот всего селения "пропитывался" с весны "дотоле, пока находящиеся за поскотиной на нивяных полях хлебы убраны будут в клади и огородятся, как и сенные зароды, стоги и скирды, остожьем". Случалось, община сдавала свой выгон в. аренду или соглашалась пустить на него - за определенную плату - скот из чужих селений. "Присогласовали мы обще, - доносили в 1774 г. в Бийск крестьяне д. Малая Угреневая, - чтоб в нынешнее лето пустить в поскотину нашу постороннего скота... и со оных пусканного скота хозяев собрать деньгами с лошади по десяти копеек, с рогатого с большей по пяти, с малой по две копейки" 43. Вообще мир мог сдавать в аренду и даже продавать различные угодья коллективного пользования. Например; рыболовные участки по мирским приговорам нередко на два - четыре года переходили в руки частных предпринимателей; арендная плата либо распределялась между общинниками, либо поступала в кассу волостных доходов и употреблялась на "общественные надобности", В продажу шли участки леса, луга. Так, в 1843 г. общество Туринской слободы продало "березовую общественную рощу" крестьянину Сабурову 44. В Шадринском уезде распространена была продажа общинами сенокосных участков, расположенных в отдалении от селений."

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может к делу и не относится. Есть у нас местечко, в народе "канава" кличут. Длинна ок. 20 км. Копали австрийские военнопленные во время1 мировой. как говорят старые люди - межа между царским лесом и ...не помню еще каким.

http://postimg.org/image/bhsvfyvsv/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...