Frau

ЗДЕСЬ БЫЛ ДОБРЫНЯ

2 сообщения в этой теме

ЗДЕСЬ БЫЛ ДОБРЫНЯ

Самые удивительные древнерусские надписи

Любовные драмы, автографы былинных героев, хитроумно запрятанные донесения разведчиков, страдания офисных сотрудников XIV века — словом, удивительная и в то же время такая понятная жизнь предстает во всей полноте в найденных археологами древнерусских надписях. «Чердак» представляет хит-парад вестей из прошлого.

Главные письменные источники, которые рассказывают о древней истории нашей страны, — это, конечно, летописи, жития святых, своды законов вроде «Русской правды», поучения. Такие тексты создавались специальными людьми, писались «высоким» стилем и вполне официальны. Но, скажем, история современной России, изученная только по новостям центральных каналов, передовицам газет и биографиям политиков, мягко говоря, неполна. Можно ли как следует разобраться в жизни современного человека без соцсетей и СМС? С древней историей то же самое.

Но историкам повезло. Очень много о жизни наших предков могут сказать короткие надписи, которые оставляли простые (и не очень) люди. Они царапали что-то на фресках храмов, на кувшинах, на полях рукописей, отправляли друг другу средневековые СМС — берестяные грамоты. В последние семь-восемь десятилетий идет активное изучение именно таких живых свидетельств конкретных людей Древней Руси. «Чердак» представляет своеобразный хит-парад подобных записей. Он составлен не по принципу их значимости для науки, зато показывает всю широту живого письменного материала, с которым работают современные ученые. 

Гнёздовская надпись

11102001_m.jpg

Гнёздовская надпись. Изображение: wikimedia.org

Первым номером идет надпись всего из одного слова. Ее нашли в 1949 году в кургане №13 под Гнёздово, около Смоленска. До сих пор среди ученых идут дебаты, как правильно прочесть и перевести надпись — единственное слово, процарапанное на сосуде для жидкости — корчаге. То ли «гороушна» — горчица, то ли «гороуща» — горючее, то ли вообще имя Горунша — на похоронах в Древней Руси часто разбивали принадлежавший умершему сосуд. Загадочные царапины — древнейшая русская надпись, известная науке. Она датируется второй четвертью — серединой X века. То есть в то время на Руси многие жители уже хорошо владели кириллицей.

Владимир, а се его злато

11102022_m.jpg

Златник X—XI века князя Владимира из коллекции Эрмитажа

Эта надпись принципиально отличается от всех прочих в хит-параде. Хотя бы потому, что она сделана не от руки, а выбита на монете. На первой русской монете, которую начал чеканить Владимир Красно Солнышко, приняв христианство и пытаясь сравниться с византийскими императорами. На одной стороне златников и сребренников Владимира изображен Иисус Христос, на другой — сам Владимир Святославич и рядом надпись: либо «Владимир на столе» (в смысле: на престоле), либо «Владимир, а се его серебро/злато». Конечно же, монеты не были средством расчета — слишком мало их чеканили. Даже после смерти Владимира металлические деньги выпускали лишь Святополк и Ярослав, да еще князь Олег Тмутараканский. Монеты с ликами Христа и великого князя киевского были символом государственности, таким же как Софийский собор в столице.

Смерть на столбе

На третьем от алтаря южном столбе Софийского собора в Киеве есть вот такое граффити (в древнерусской истории это не сделанные краской рисунки, а надписи на фреске):

ВЪ 6562
М(ЕСЯ)ЦА ФЕВРАРИ
20 УСЪПЕН
Е Ц(А)РЯ НАШ(Е)
ГО ВЪ ВЪ
(СКРЬСЕНЬЕ?)
В (Н)ЕДЕ(ЛЮ)
(МУ)Ч(ЕНИКА)
ФЕОДОРА

Это запись о смерти могущественного князя Ярослава Мудрого, строителя собора Святой Софии, скончавшегося в 1054 году. И это — самое первое сообщение о смерти князя, записанное «по горячим следам».

Автограф былинного героя

11102029_m.jpg

 

Картина «Василиса Микулишна» кисти Сергея Соломко

Многие герои былин, оказывается, реально существовали (точнее, былинные персонажи «списывались» с настоящих людей). Например, богатырь Добрыня — это дядя и «правая рука» Владимира Красно Солнышко, человек, крестивший Новгород Великий. Былинный Садко — новгородский купец Сотко Сытинич, которого археологи знают по сооруженной им в 1167 году в Новгородском детинце церкви Бориса и Глеба (на ее остатках построена сохранившаяся ныне церковь Андрея Стратилата). 

Софийский собор в Киеве хранит следы еще одного былинного богатыря — Ставра Годиновича. Точнее, новгородского боярина Ставра Гордятинича, о котором известно, что в 1118 году он действительно был заключен под стражу Владимиром Мономахом (по мотивам этой былиныснят известный советский мультфильм). И в 1960 году было найдено его имя, которое Ставр самолично нацарапал на фреске, очевидно скучая на службе в храме. Так что эта древняя надпись — полный аналог архетипического современного «Здесь был Вася».

11102046_m.jpg

Автограф Ставра. Фото: gramoty.ru

«Чья церковь?»

Еще одно очень характерное граффити тоже можно увидеть в Киеве, где над Днепром возвышаются храмы красивого Выдубического монастыря. Древнейший храм в нем был построен в 1070—1088 годах и посвящен Михаилу Архангелу. Мы до сих пор не знаем, какой он был на самом деле, ибо восточная его часть рухнула в Днепр — слишком близко к обрыву возвел храм зодчий. Однако известен храм не только этим, и даже не тем, что его очень любил Тарас Шевченко. На штукатурке Михайловского собора Выдубического монастыря тоже сохранилось много граффити. Самое примечательное содержит лишь одно слово — «Всеволожа». Какое-то время думали, что это женское имя, возможно супруги князя. Однако, учитывая, что храм построил сын Ярослава Мудрого, князь Всеволод Ярославич, ученые сошлись во мнении, что эта надпись просто отвечает на вопрос, чья это церковь. «Чья? – Всеволожа!»

Разведка донесла

11102057_m.jpg

Новгородская грамота №590. Фото: gramoty.ru

Берестяные грамоты — это целый мир древнерусского человека. Со времени их открытия в 1951 году в Новгороде только в этом городе их обнаружено больше тысячи. В грамотах повседневная жизнь новгородцев (и жителей других городов) — деловая, любовная переписка, хозяйственные заметки… Однако грамота за номером 590 выбивается изо всех списков. Найденная в слоях последней трети XI века в 1981 году, она содержит всего один загадочный знак и четыре слова: «Литва въстала на Корелу». Знаменитый исследователь Новгорода, академик Валентин Янин, пишет о ней: «Грамота №590 является донесением новгородского лазутчика о начатых Литвой действиях. Текст донесения как бы спрятан внутрь берестяного свитка; разворачивая, его можно было принять за чистый, не использованный лист. Не исключено, что орнаментальный мотив грамоты действительно является тамгой (тамга — родовой фамильный знак — прим. «Чердака») автора, заменой его имени, отсутствующего в документе». 

Рисунки Онфима

11102080_m.jpg

Онфиму так нравилось новое умение, что он изрисовал буквами весь берестяной туесок. Фото: gramoty.ru

Эти записи на бересте стали известны во всем мире, хотя их автор — маленький мальчик по имени Онфим. Двенадцать текстов и несколько рисунков представляют собой упражнения мальчика в азбуке и писании по складам и его художества. Мальчик исписал дно берестяного туеска, а еще изобразил себя верхом на коне, поражающим врага. И подписал: «Онфиме».

11102093_m.jpg

Рисунки Онфима. Изображение: wikimedia.org


Любовь в XII веке

11102118_m.jpg

Новгородская грамота №752.

Те, кто хоть раз открывал бульварный роман, знают, насколько неестественными выглядят придуманные письма и слова влюбленных. Но откроем текст новгородской грамоты №752…

[Я посылала (] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался …Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит [тебя] Бог и моя худость.

Право слово, боль брошенной девушки во все века одинакова…

А вот грамота №377: От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев...

Надеюсь, у них все сложилось…

Загадка

А вот посмотрите на текст этой грамоты:

11102138_m.jpg

Новгородская грамота №46. Фото: gramoty.ru

Полный бред? Ничего подобного. На самом деле, текст легко понять, читая по буквам: первую из первой строки, первую из второй, вторую из первой строки, вторую из второй. Получилось?

Невежа писал, Недума показал, а кто это читал...

Кем оказался прочитавший этот текст, хулиганистый автор грамоты скромно умолчал…

Записи на полях

До изобретения печатных станков и пишущих машинок книги писали и переписывали люди. Это был очень трудоемкий и длительный процесс. Писцы уставали, хотели есть, ломали перья и — отражали все свои тяготы на полях рукописей. Вот, к примеру, писец Филипп, живший в XIV веке, порезвился на полях книг, которые переписывал:

Погыбель перья сего — без комментариев.

Сести оужинать клюкования съ саломь съ рыбьим — очень хочется кушать. Рыбье сало — вероятнее всего, филе рыбы.

Медъ пей, а пива не пей, а пива не пей, тако глаголять святии отци — судя по всему, самому Филиппу не досталось ни меда, ни пива.
Велика грамота в тетради сеи — прочитал переписываемое и вдохновился.

АЛЕКСЕЙ ПАЕВСКИЙ

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Представьте себе такой "рарик" - Георгий Победоносец протыкает копьем змия

 

e5a89d878ba1536f4dc7845f6a677a7d.jpeg

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас