Перейти к публикации

Бугровщики предтеча кладоискателей или банальные грабители курганов


СергейЧ

Рекомендованные сообщения

По названию темы как вы догадались разговор пойдёт о категории российских копарей,которых в 18-19 веках называли таким понятным и звучным словом. Что меня побудило написать про них,так это знак равенства проведенный одним очень уважаемым в археологических кругах человеком,с которого берёт пример молодое пополнение ученых ,знак равенства между бугровщиком 18 века  и копарем поисковиком 20-21 в. Большое спасибо за предоставленный материал Геннадию Александровичу (Номад) и на его согласие пользоваться им по своему усмотрению при написании этой темы. Вступление на этом собственно и закончено и далее предлагаю окунутся в не очень далёкое прошлое.

Бугровщики - искатели сокровищ.

Началось всё с освоения Сибирских земель в 18 веке,поселенцы обратили внимание на то,что многочисленные холмы разбросанные по необъятным степным просторам имеют искусственное происхождение и являются древними могилами неизвестной цивилизации и народа. Сейчас уже никто и никогда не узнает,кто первым решился копнуть древний могильник,но то,что коп оказался  удачным вне всякого сомнения. Ибо с того времени началась золотая лихорадка,которая продолжалась более ста лет и которая не боялась ни проклятий древних,ни религиозных ограничений..НИЧЕГО.. Находки в курганах были настолько впечатляющие,что сюда в далекую и Богом забытую Сибирь потянулись всякого рода перекупы,включая иностранцев. Как это не странно,но власть ,а точнее царь государь Петр Лексеевич заметил это не в своей стране,а на западе. Предприимчивые голландцы накупив кучу золоттых украшений похвастались коллекцией перед нашим царём..  Звезда..простите царь был в шоке-"Вот так нифига себе" очевидно подумал император,раз иностранцам это так нравится и это для них  престижно держать в своих коллекциях,то и мы тогда панимашь не лыком шиты и не лаптем щи хлебаем. И по его высочайшему велению был издан указ,могилы продолжать грабить,но золото сдавать в царскую казну. Точнее не сдавать ,а выкупать у  могиловскрывающих. И понеслось....

Маленькое отступление:

Главные археологические загадки на территории России
Территория России хранит много тайн. Но особенно на загадки богата Сибирь – место, где смешивались народы, где возникали и исчезали огромные древние цивилизации.

Куда исчезли саргаты?

Сибирские археологи ищут ответ на вопрос: куда исчезли древние саргаты, чье царство простиралось от Урала до Барабинских степей и от Тюмени до степей Казахстана?Есть предположение, что Саргатия была частью древней Сарматии и существовала более 1000 лет, а потом исчезла, оставив после себя только курганы.Ученые считают, что на территории Омской области находится особый район Саргатии – «Могилы предков». Еще в начале XX века был открыт целый комплекс, получивший название Новооблонского. Курганы саргатов имели до 100 метров в диаметре и достигали в высоту 8 метров. В могилах знати была найдена одежда из китайского шелка с золотыми украшениями, на шее саргаты носили золотые гривны. Исследования ДНК выявили их схожесть с венграми и уграми. Куда саргаты исчезли – никто не знает.
К сожалению, многие могилы были разграблены «старателями» еще в XVIII веке. Знаменитая Сибирская коллекция Петра I была составлена из золота саргатов.
Главные археологические загадки на территории России находятся в Сибири.
Вот что нам осталось от царского кургана,после посещения его бригадой копателей 18-19 веков. Высота кургана 5-6 метров,диаметр примерно 50м

кур1.jpg

И сколько бы не находили сейчас курганов ученые и сколько бы их не вскрывали-все они уже разграблены давным давно и не однократно

Провал на вершине кургана ,след деятельности бугровщиков 18-19в.

кур4.PNG

 

Бугровщичество как промысел по раскопке древних курганов, так называемых «бугров», с целью наживы было характерно для 17-18-х веков. В то время происходило освоение новых земель Российской империи, в частности Сибири. В погоне за легкой добычей в алтайскую степь уходили целые артели. Жители иногда целыми деревнями снимались и шли «бугровать». Они разбивали стоянку неподалеку, копали землянки для жилья и работали на «буграх» - курганах. Об этом промысле имеются упоминания в архивных документах того времени.
В Эрмитаже хранится так называемая Сибирская коллекция Петра I, представляющая собой собрание драгоценных вещей из могильников Западной Сибири. С одной стороны, эти предметы представляют собой великолепные изделия, имеющие историческую и культурную ценность. С другой - они вырваны из среды, к которой относились, и сейчас ученые пытаются установить принадлежность некоторых из этих находок к конкретным курганам и конкретной кочевой культуре. Это удается, к сожалению, далеко не всегда, поэтому научная ценность предметов из Сибирской коллекции все же не так высока. Почему не высока? А потому,что систематизировать находки сейчас уже невозможно,сколько смогли столько и скупили не маркируя,да и частенько скупщики основные покупки себе присваивали,куда всё ушло вы можете догадаться сами,учитывая,что такие изделия очень редко всплывают в коллекциях напрашивается вывод,что переплавили сукины дети всё в слитки..  В каких масштабах происходила эта вакханалия вы уже знаете,а вот в каких объемах..тут если прикинуть с калькулятором и посчитать по среднему-волосики то дыбком встать могут. Продолжаю))

Начинали «бугровать» курган всегда с центра. Вероятно, у копавших был опыт земляных работ в рудниках Алтая. Бугровщиками забивался широкий шурф, который ступенчато опускался вниз до каменного перекрытия.
Когда мы начали раскопки центральной могилы, то стало ясно, что ступеньки делались примерно через сажень и выстилались колотыми досками. Так удобнее было передавать наверх ёмкости с грунтом или выкидывать землю «в перекидку» - со ступени на ступень. Грабители кидали землю снизу вверх простой деревянной лопатой без каких-либо металлических накладок. Такую лопату, брошенную в яме из-за поломки, мы обнаружили на глубине четырех метров от уровня материка. А ведь копали бугровщики сверху насыпи – значит добавить надо еще пять или шесть метров.
Искателей сокровищ не останавливали мощные каменные заклады в могилах. Гранитные блоки они выламывали с помощью рычагов из березовых стволов. Лаги подводили под самые крупные глыбы и отваливали их в сторону, камни поменьше вытаскивали наверх по тем же ступеням или при помощи простейших блоков.
Вес некоторых камней достигал нескольких сотен килограммов, и даже при помощи современной техники извлечь их из ямы очень непросто. Все эти березовые лаги и бревна со следами от веревочных блоков найдены нами в заполнении могилы и, несмотря на весь урон, причиненный памятнику бугровщиками, поневоле проникаешься уважением к поистине титаническому труду, проделанному нашими предшественниками.(лично я не проникаюсь)
Но увенчался ли этот труд успехом в данном случае? Ведь тяжелейшей работой была занята здесь целая артель, которая жила рядом с могильником. Следы землянок до сих пор хорошо видны по склону неподалеку, а рядом с одной из них найдена сибирская полушка – мелкая монета екатерининского времени.
Удалось ли кладоискателям оправдать эту работу находками достаточного количества могильного золота? Ответ на этот вопрос нашелся в рукописных «Записках о чудских буграх» известного барнаульского краеведа Степана Ивановича Гуляева. По мнению А.А. Тишкина, автора раскопок одного из курганов могильника Бугры, в них дано описание именно нашего памятника. Название, данное бугровщиками этим курганам, говорит само за себя – Злыдыри! Так их окрестить могли только с досады за напрасно потраченные усилия.
Возможно, потому и речка, на которой стоит посёлок Бугры со своими курганами, с легкой руки бугровщиков стала именоваться Злыдарка. Находили вот такие вещи

кур5.PNG

кур7.PNG

А теперь давайте почитаем интервью с человеком,который собственно и поставил знак равенства бугровщик=поисковик современный. При этом я почему то не услышал от этого человека,что современных бугровщиков могильщиков очень мало и они не создают сайты с краеведческим уклоном и вандалов копарей или как мы их называем свинорылы,тоже очень мало. И то,что 80% населенных пунктов уничтожили не они,а государство. Сколько деревень после ликвидации было перепахано? Сколько столкнуто в болота? Сколько залито химией? Сколько затоплено вместе с погостами? НЕ СОСЧИТАТЬ ЭТИ ПОТЕРИ!! Но с легкой руки авторитетного человека поисковики были названы главным злом в деле разрушения исторических памятников.. Комментарии как говорится излишни,у меня же кроме слюней ничего в качестве аргументов не осталось.

«Золотая пыль веков»: «Неизвестная Сибирь» о бугровщиках и распродаже истории

Как разграбление могил и поиск курганного золота стали одним из главных промыслов сибиряков? Какую роль находки сыграли в открытии на Алтае чудских копей Демидовых? Кто такие современные бугровщики и чем они опасны для истории? Тайга. инфо продолжает совместный проект с журналом «Неизвестная Сибирь».
300 лет назад поиск древних сокровищ считался одним из главных промыслов сибиряков. Целые поселения за счет этого жили, и жили неплохо. Сами кладоискатели называли себя бугровщиками, а свое занятие — бугрованием. От слова «бугор». Потому что искать эти сокровища приходилось в древних курганах, которые появились здесь до нашей эры. О бугровщиках и древних сокровищах«Неизвестная Сибирь»попросила рассказать сибирского археолога, доктора исторических наук Андрея Бородовского. Тайга.инфо с разрешения редакции публикует интервью без купюр.

Рисковые люди

— Как все начиналось? Откуда взялись эти сокровища?
— На огромных пространствах от Иртыша до Енисея стояли тысячи древних курганов, полных золота и серебра. Русские называли их чудскими могилами. Якобы жилкогда-томифический народ — чудь белоглазая, но, испугавшись прихода русских, ушел в подземные пещеры, завалив все входы, и оставив сверху толькобугры-курганы. Так гласит легенда.
Любопытно, что практически все «чудские могилы» вплоть до ХVII века никто не разорял. Возможно, традиции местного населения не позволяли, а может быть, это сложно было сделать чисто технически.

— Что же здесь такого сложного? Бери да копай.
— А вот представьте себе: холм высотой от трех до шести метров, под ним могильная яма — это еще метра два. Получается, надо прорыть лаз глубиной восемь метров, плюс организовать вывоз грунта — чувствуете, какой объем работы?
Бугрование триста лет назад — это действительно был настоящий, хорошо организованный промысел. Копать уходили целыми отрядами, человек по пятьсот, ранней весной, по последнему санному следу, потом делились на более мелкие артели, разбредались по степи и возвращались с добычей только к осени. В случае удачи, разрывкакой-нибудь особо богатый курган, крестьянин мог запросто купить мельницу и обеспечить себя до самой старости. О жителях Чаусского острога, к примеру, шла слава, что у них все население живет бугрованием. Судя по всему, в те времена в нашей лесостепной зоне это было выгоднее, чем заниматься земледелием.

— То есть растить хлеб невыгодно, а разорять могилы…
— Выходит, что так. Но, правда, и более рискованно. Самые большие и богатые курганы располагались на юге, в Кулундинской степи. И там не раз случались кровопролитные стычки с джунгарами, которые претендовали на эти земли.
А по поводу «разорения могил»… Не надо забывать, что на первых порах для наших поселенцев все это «историческое наследие» было чужое, относящееся совершенно к другой реальности. Это примерно то же самое, что для современных людей стоянкакакого-нибудьнеандертальца. Потому и моральные запреты на эти захоронения не распространялись.
Единственное, что могло остановить, — мистический страх. Вы думаете, каково им было раскапывать «чудские могилы»? Спускаться в мир мертвых и добывать там сокровища для мира живых? Недаром долгие годы ходила молва про проклятие могильного золота — будто бы каждого, кто коснется его, ждет беда. Любой несчастный случай, болезнь или гибель списывались на это «проклятие». И тем не менее люди шли на риск.

— Всему виной золото курганов? Что можно было там найти?
— Да, конечно, золото… Но не тонкие, штампованные изделия, а предметы из полновесного, цельнолитого металла, часто с полудрагоценными вставками. Например, порой там можно было найти золотую бляху размером с добрую мужскую ладонь. В захоронениях встречались самые разные вещи — амулеты, пояса, украшения, конская сбруя. Вся разница заключалась лишь в том, кто раньше был их хозяином. Ведь вещи демонстрировали статус своего владельца, это были социальные маркеры того времени — как человек одет и на чем он ездит. Собственно, так же, как и теперь.

— Но ведь нашим находкам далеко до скифского золота, которое находили в южных степях?
— А вот тут я с вами совершенно не согласен. Дело в том, что скифское золото вышло из рук античных мастеров. Оно и скифским-тоназывается, в общем, условно. Это античное золото, сделанное, говоря современным языком, по заказу скифских «олигархов». А сибирское золото полностью оригинальное — и мастера были местные, и образы, которые они создавали, рождались в этой культуре, на этой земле.

Достояние империи
— А когда в России узнали о существовании сибирского золота?
— Я вам даже дату точную могу назвать — 1670 год, когда из Сибирского приказа царю Алексею Михайловичу была отправлена отписка о том, что «русские люди в татарских могилах выкапывают золотые и серебряные всякие вещи и посуду».

— И какое впечатление эта сибирская грамота произвела на нашего царя?
— Трудно сказать. Похоже, что никакого. По крайней мере, в документальных источниках сведений об этом не сохранилось. А вот Петр I принял аналогичное известие близко к сердцу. Правда, случилось это спустя почти тридцать лет, и не в России, а… в Голландии.
Николас Витзен, голландский дипломат, юрист и купец, несколько лет провел у нас в стране и довольно близко сошелся с Петром I. Как и многих других иностранцев, его очень интересовали земли, лежащие к востоку от Урала. А Россия чужих в те времена туда не пускала.
Тем не менее, Витзену удалось собрать через своих агентов неплохую коллекцию сибирского золота. И позже, уже в Амстердаме, он показал ее российскому царю. Мол, смотрите, государь, что водится в ваших собственных владениях, — все это добыто не где-нибудьв Гишпании, а на бескрайних сибирских просторах. Петр загорелся: надо же, у нас есть достояние, которое знают и ценят на Западе, а мы о нем даже малейшего представления не имеем!
Здесь надо понимать тогдашнюю мировую конъюнктуру. На дворе ХVII век, весь мир охвачен золотой лихорадкой. Испания, Англия, другие европейские страны — все включились в борьбу за драгоценный металл. И тут выясняется, что Россия является обладательницей собственного ресурса, пусть не такого мощного, как золото инков, но все же. Для Петра, как вы понимаете, это обстоятельство было очень важным.
Между прочим, коллекция Николаса Витзена не сохранилась. Голландцы ее, что называется, профукали. А вот Сибирскую коллекцию царя Петра — двести сорок уникальных предметов, шестьдесят фунтов чистого золота — и сегодня можно увидеть в Эрмитаже.

— Получается, что собирать эту коллекцию Петр начал сразу после возвращения из Голландии?
— Ну,вообще-то, после Голландии царю было не до того. Его ждали более важные дела — началась Северная война. Но о сибирском золоте он не забыл. Точнее, ему вскорости об этом напомнили.
На рождение царевича Петра Петровича уральский промышленник Акинфий Демидов сделал знаменательный подарок. В то время было принято дарить новорожденному «на зубок» серебряную ложечку. Демидов же преподнес не какую-тотам ложку, а целое собрание золотых вещей из курганного золота. Мужик он был хитрый и знал, чем потрафить своему государю.
Собственно, его подарок и лег в основу будущей Сибирской коллекции. И уже после этого Петр дал поручение тогдашнему сибирскому губернатору Матвею Гагарину искать по всей Сибири и скупать для царской казны лучшие образцы древнего золота. Гагарин взялся за дело усердно и действительно собрал Петру более двухсот «куриозов» — диковин. Но бес, как говорится, губернатора попутал, и немалая часть собранного им золота осела в его же собственных сундуках.

— Насколько известно, губернатор Гагарин позже был казнен, цесаревич, получивший подарок, умер во младенчестве… Проклятие сибирского золота?
— Многие так и говорили. Но вот смотрите: у промышленника Демидова, собравшего коллекцию для подарка цесаревичу, все было в жизни прекрасно. Видимо, «проклятие» действовалокак-то избирательно.
Между прочим, именно Демидовы потом начали разрабатывать на Алтае чудские копи — первые в России серебряные рудники. И превратили их в огромное по тем временам производство. Благодаря этому Россия уже к 1725 году перестала зависеть от западных поставок серебра. И курганные находки сыграли здесь важную роль.

— А разве между этими фактами существует какая-то связь?
— Ну это ведь очевидно. Если имеем в таком количестве золотые и серебряные изделия, значит, где-топоблизости находятся и залежи драгметаллов. Еще Геродот писал о Рифейских горах, где живут «стерегущие золото грифы»… Получается, что уже во времена античности было известно о существовании у нас богатых золотых россыпей. Правда, к тому времени, как на чудские копи пришли Демидовы, весь самородный металл был уже выбран. А вот серебра еще хватало.

— А как дело обстояло тогда с курганами? Что дали поиски ученых?
— А курганы к этому времени были практически опустошены. Могильного золота хватило почти на целый век бугрования, но всему однажды приходит конец. Когда в 1718 году в Сибирь приехал немецкий ученый Даниэль Мессершмидт, специально приглашенный Петром, чтобы провести здесь археологические раскопки, он не сумел найти ни однойсколько-нибудьценной вещицы. Позже и историк Герхард Миллер, участник Великой Северной экспедиции, отмечал, что все «бугры» полностью разграблены и на промысел больше никто не ходит.
К началу XIХ столетия сибирское золото превратилось в легенду, в предание глубокой старины. И оставалось таковым на протяжении двухсот лет — вплоть до конца прошлого века.

Технологии разграбления
— Так что же произошло в девяностых годах?
— Техническая революция… или, скорее, техногенная катастрофа. Появились металлодетекторы. И люди поняли, как можно заработать. Оказывается, деньги лежат буквально под ногами. Возник новый тип современных бугровщиков — черных копателей. И все происходит в точности как триста лет назад. Едва сходит снег, они выезжают целыми группами на внедорожниках и вплоть до осенних холодов обшаривают археологические памятники, выгребая весь металл.
Правда, существует и отличие: если бугровщикиХVII-ХVIIIвеков практически полностью угробили историю раннего железного века, то нынешние копатели наносят ущерб русской археологии Нового времени — того самого, в котором жили их предшественники. Вот такой парадокс.
Но настоящая трагедия происходит сегодня на севере Западной Сибири — в районе Сургута, Ханты-Мансийска. На территориях, которые для археологов и сейчас во многом остаются белым пятном. Там черные копатели разоряют святилища и погребения средневековые, раннесредневековые и еще более далекого прошлого. Буквально за несколько лет в этих местах собрано столько серебряных и бронзовых вещей, уничтожено столько кладов и культовых сооружений, что специалисты просто в отчаяние приходят. А что делать, если черные копатели первыми появляются там, где еще не ступала нога профессионального археолога?

— То есть история повторяется. Опять черные копатели обгоняют ученых.
— И неудивительно! Они технологически лучше вооружены. Они успели набраться опыта и по малейшему писку детектора угадывают, что там под землей. Они научно подкованы — книжки читают, документы изучают, картографию знают получше некоторых моих коллег. Мог ли я в 1993 году, составляя археологическую карту Колыванского района, подумать, что через несколько лет по этой карте, по моим следам пойдут черные копатели? Мне бы и в голову такое не пришло.
В общем, ситуация сложилась двойственная: с одной стороны, мы получили целую когорту людей, хорошо ориентирующихся в родной истории, а с другой, эти люди заняты тем, что родную историю уничтожают и распродают. Есть у нас селоУсть-Алеус — я туда иногда приезжаю в гости. Старинное сибирское село первой четверти ХVIII века. Знаете, что там сделали? Тупо подогнали бульдозер, заплатили механизатору, и он просто-напростосгреб весь культурный слой. Весь ХVIII век. Люди походили по развороченной земле, собрали монеты, какие нашли, и уехали. Все! Археологического памятникаУсть-Алеусбольше нет.
Кстати, вы знаете, что с тех пор как появились металлодетекторы, стоимость сибирской монеты резко упала? На рынок выбросили такое количество «сибирок», что цены рухнули примерно вдвое.

— А сколько вообще может черный копатель заработать за сезон?
— Ну, такие вопросы вы не мне задавайте. Я могу судить об исторической ценности найденной вещи, но не о ее денежном эквиваленте. Если интересно, можете залезть в интернет и выяснить, сколько стоит, скажем, бронзовый наконечник скифского времени.
Золото вы вряд ли там найдете, это случай крайне редкий. Серебряные предметы оцениваются в тысячах долларов. А стоимость сасанидских изделий — это середина первого тысячелетия, иранское производство — объективно начинается с восьмидесяти тысяч. Это уже вещи, которые выставляются в Эрмитаже, Лувре, Британском музее…

— И их можно до сих пор найти у нас в Сибири?
— На севере — да. На юге — вряд ли.Все-такибугровщики оказались первыми у этого пирога, а нам сегодняшним остались, можно сказать, одни объедки. Хотя… знаете, чем интересна для археолога наша лесостепная зона? Она может вам вообще ничего не давать или подсовывать самые ординарные вещи, а может вдруг подарить такую находку, что все ахнут.
Такая редкая удача выпала в свое время сибирскому археологу Владимиру Ивановичу Матющенко. Курган недалеко от села Сидоровка в Омской области, который он исследовал, был давно разграблен и не обещал никаких сюрпризов.
Но оказалось, что одну могилу копатели не заметили. И это была мировая сенсация. Глазам ученых открылось захоронение древнего воина, каким оно было еще до прихода бугровщиков. Десятки золотых и серебряных вещей остались нетронутыми — и среди них предметы исключительной исторической и художественной ценности.

— Значит, не все еще клады открыты, и счастливые находкивсе-такислучаются?
— Безусловно. Меня судьба однажды свела с человеком, в руки которому попалапо-настоящему уникальная вещь. Из чистого золота, очень высокой пробы, самородного металла. Нашел он ее совершенно случайно — на берегу реки, в песчаном карьере, когда остановился помыть автомобиль. Золотая пластина, изображающая двух борющихся львов, сделана была более двух тысяч лет назад и, скорее всего, украшала пояс особы очень высокого ранга.

— Я, наверное, задам странный вопрос, но как вы думаете, когда наша археология больше потеряла от черных копателей — в ХVII веке или в наши дни?
А это, знаете, еще как посмотреть, потеряла археология от сибирских бугровщиков или приобрела. Если оценивать с точки зрения сегодняшней науки, то конечно, это было варварское разграбление археологических памятников. Мы фактически утратили огромный объем нашего исторического наследия. Но если судить в контексте того времени…
По сути, именно бугровщики привлекли внимание к сибирскому золоту. Не будь их, не было бы и петровской коллекции. А она,как-никак, считается самым первым в нашей стране собранием археологических древностей. Так что, хотим мы или нет, надо отдать должное бугровщикам — ведь именно с них триста лет назад и начиналась наша археологическая наука.


Елизавета Майкова, «Неизвестная Сибирь», №14

Я специально выделил концовку этого увлекательного рассказа про могильщиков уничтоживших по сути целую цивилизацию

Рассказчик явно перегибает палку говоря спасибо грабителям за то,что они хотя бы кости и керамику оставили в могилах и теперь археологи просто млеют от счастья находя кусочки керамики и остатки утвари. И то,что разграбление курганов привлекло внимание к сибирскому могильному золоту,это вообще вне моего понимания.Выходит,что не дай бог простояли бы они нетронутыми лет двести,золото лежащее там взяло бы и прокисло что ли??? Ну и слова  благодарности грабителям о толчке,который они создали своими деяниями для развития российской археологии,это ... Вот как это понять коллеги? Тут у меня от натуги в башке сгорел предохранитель и я решил тему закончить. Всем прочитавшим мой несколько сумбурный рассказ большое спасибо)))

ПыСы  Как всегда власть с этими курганами об...ь по полной,добытое золото в большей его части исчезло навсегда,ведь иногда один курган мог дать около пуда драгметалла. Ну а виноват во всех грехах мужик бугровщик мать его  за ногу. Традиции продолжаются ,на дворе 21 век,власть как всегда ...... а виноват снова мужик в ... ему  лапоть...

 

Изменено пользователем СергейЧ
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Бугровщики предтеча кладоискателей или банальные грабители курганов создана на форуме Основной форум.

Думаю, каждый сегодняшний археолог знает и гордится достижениями своих великих коллег из прошлого:

А. С. Уваров (1825—1884). В 1851— 1854 гг. один из ведущих деятелей Русского археологического общества П. С. Савельев и известный впоследствии археолог А. С. Уваров предприняли грандиозные раскопки курганов во Владимирской земле. Цель этих раскопок сводилась не к добыче эффектных вещей, а к историческому исследованию древнего населения края. Однако ими не была учтена неразработанность техники раскопок курганов и приемов фиксации находок. Опыта правильных раскопок курганов еще не было. Тогда раскопали более 7000 курганов без нужной паспортизации вещей, в результате чего, как впоследствии писал А. А. Спицын, «они представили в полном смысле беспорядочную груду материала, так как при них не было описи с отметками, из какого кургана каждая вещь происходит». Массовая депаспортизация перечеркнула благие намерения Уварова и Савельева

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@СергейЧ , Спасибо Огромное за интересную статью. 

Наверное, я не имею морального права комментировать мнение профессионального археолога, но "всеж-таки, Маргарита Пална!!!": 

- бесспорно, что те, кто разоряют курганы - должны быть пойманы и наказаны. Ну почему всех-то под одну гребёнку, вот чего понять не могу?!! Вот чем конкретно я могу навредить, если хожу по перепаханному несчетное количество раз полю и закапываю за собой ямки?!! А перед законом и общественным мнением я и тот, кто разоряет могилы - равны или почти равны.

- археолог жалуется на отсутствие навыков и техники, мол, из-за этого они не успевают за гробокопателями. А они хоть пытались успеть-то? Если учёные такими навыками не владеют, то грош им цена. Для кургана, если раскопки проводятся официально, то грунт снимают тщательно и не торопясь, чуть ли не кисточкой и шпателем по сантиметрам и использовать можно любой МД - копать-то в любом случае все сигналы нужно будет. Уж 10.000-20.000р можно из бюджета выделить на покупку МД.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Спасибо вам

Изменено пользователем СергейЧ
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кстати если вы встречаете название "Бугры"  на карте (деревня, населённый пункт), то это именно оттуда, из тех времён. Это как раз поселение где жили "бугровщики". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@СергейЧ а в итоге, что сами-то имеете сказать ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@СергейЧ как закон приняли, эти вбросы частенько мелькают. то там то здесь... привык уже и внимания не обращаю.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@СергейЧ Сергеич, так мне кажется - лучше игнорировать, нежели их же высказывания тиражировать... )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

С интересом прочитал тему Сергея, спасибо! Не знал про таких людей- бунтовщиков ,теперь знаю.

Сразу вспомнилось ,в Пензе есть район Бугровка, и деревня в соседнем районе тоже Бугровка.Может оттуда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

история клас!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@СергейЧ Спасибо за столь позновательную статью, прочитал на одном дыхании с огромнейшим удовольствием!!!

@Frost1978 всё правильно обозначил!

У меня недалеко от деревни огромный скифский царский походу курган и даже неразграбленный. Высота около 10 метров, длинна около 100, как прям небольшая гора. Приедут архи, покопаются чуток и уедут, потом опять....А толку-то ноль, а нам запрещают по старым деревням, куда дорога уже заросла и человек там возможно появится лет через 200-300 когда вся история этого места уже будет утрачена...Ну вобщем вы поняли мою мысль!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Svetliy04 сказал:

@СергейЧ Спасибо за столь позновательную статью, прочитал на одном дыхании с огромнейшим удовольствием!!!

@Frost1978 всё правильно обозначил!

У меня недалеко от деревни огромный скифский царский походу курган и даже неразграбленный. Высота около 10 метров, длинна около 100, как прям небольшая гора. Приедут архи, покопаются чуток и уедут, потом опять....А толку-то ноль, а нам запрещают по старым деревням, куда дорога уже заросла и человек там возможно появится лет через 200-300 когда вся история этого места уже будет утрачена...Ну вобщем вы поняли мою мысль!

Да нет, лет через 200- 300 на том месте архи историю по пластиковым бутылкам изучать будут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 минуты назад, Вован06 сказал:

Да нет, лет через 200- 300 на том месте архи историю по пластиковым бутылкам изучать будут.

Согласен! Это один из самых возможных вариантов! Вот именно, архи будут изучать  уже скорее всего нашу историю.

Я считаю что мы, поисковики, тоже приносим пользу нашему государству и нашим будущим поколениям тем, что находим, сохраняем и изучаем предметы старины, делимся информацией, изучаем историю, показываем всё это детям, друзьям, знакомым! 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

моё субъективное мнение, материала уже столько,что его девать уже некуда,изучили всё что можно изучить.Только история мало кому интересна,государству это не надо ,жалею что раньше не стал этим заниматься,скифская тема очень заинтересовала ,читаю,изучаю.Про Ермака много узнал,бандюган с братвой,ставил крышу братьям Строгановым,а потом махнул за Урал,а следом все остальные.Всем желаю успехов в нашем не легком деле :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

История сибирских скифов ,не все получается разграбили 

В степях Восточной Европы и Азии в VIII–VII вв. до н. э. совершился переход пастушеско-земледельческих племен, проживавших там, к кочевому скотоводству. Этот переход оказал существенное влияние на ход мировой истории, он привел к образованию новых племенных союзов и к развитию новых очень своеобразных культур. Но у всех племен этой степной зоны Евразии возникли в общих чертах сходные, родственные культуры, которые получили название скифского, скифо-сарматского или скифо-сибирского типов. 

Определенная изоляция степей Среднего Енисея, вызванная наличием на их периферии горных хребтов и непроходимых лесов, привела к тому, что карасукские племена не перешли к кочевому образу жизни. Но развитие культуры этих племен привело к тому, что в Минусинской и Чулымо-Енисейской степных котловинах сформировалась новая своеобразная культура, известная под именем тагарской. Так ее назвали по Тагарскому острову, находившемуся возле Минусинска, а теперь ставшего частью города, где в конце ХIII в. археологами-любителями А.В. Адриановым, Д.А. Клеменцем и И.П. Кузнецовым-Красноярским, первыми начавшими систематические научные раскопки в Минусинской котловине, было раскопано более 30 могил того времени. 

В степях Среднего Енисея находится множество тагарских курганов. В научных целях в России первым был раскопан именно курган тагарской культуры в районе острога Абаканского, расположенного в 60 верстах от устья Абакана на правом берегу Енисея. Это сделал в январе 1722 г. ученый Д.Г. Мессершмидт, посланный Петром I в Сибирь для научных исследований. С тех пор 6 января 1722 г. — день первой раскопки кургана — принято считать началом сибирской археологии. Как потом объясняли участники раскопок: «заставил же доктор копать здесь потому, что хотел узнать, каким образом эти язычники в старину устраивали свои могилы. С этой целью он набросал также небольшой эскиз могилы» (54, с.12, 13). 

Значительно позднее ученые установили, что тагарская культура существовала с VII по I в. до н. э., пройдя в своем развитии несколько этапов, продолжительностью каждый до 200 лет. Во II–I в. до н. э. у племен тагарской культуры явно прослеживается выделение племенной знати, так как ученые столкнулись с двумя типами погребений: в общих могильниках и в индивидуальных, расположенных в насыпных курганах. В это время при погребенных уже не находят бронзовых орудий. В захоронениях ученые обнаружили железные ножи, кинжалы, тесла и др. Начинался железный век. 



Каменное изваяние из Минусинской степи 



«Ширинская баба» из Абаканского музея 


Видимо, племенная знать при захоронении подвергалась мумифицированию, в связи с чем делалась трепанация для удаления мозга из черепной коробки. Появился обычай удалять мягкие покровы лица, обмазывать череп глиной и покрывать лицо умершего гипсовой маской, расписанной красками, которая довольно реально передавала черты лица умершего. В последующие века этот обычай получил на Енисее широкое распространение. 

Несмотря на некоторую изоляцию племен тагарской культуры из-за наличия естественных преград по периферии региона, ученые все же обратили внимание на то, что контакты с другими степными племенами у них были, что, безусловно, объясняет развитие культур тагарцев и других степняков по сходным путям. 

Ярким проявлением такого сходства явилось сходство оружия тагарцев (кинжалы, стрелы и чеканы) и форм их конской сбруи не только с оружием и конской сбруей соседних племен Тывы (Тувы) и Алтая, но и скифских племен Восточной Европы. Особенно ярко это сходство проявилось в художественном творчестве, в так называемом «скифо-сибирском зверином стиле», о котором подробнее скажем далее. Академик А. П. Окладников предполагает, что тагарцы говорили на восточно-иранском языке. Об этом свидетельствует, по его мнению, ряд названий рек в этом регионе, хотя бы название реки Обь, что у таджиков означает «вода» (11, с.83). 

Теперь остановимся на истории племен скифской культуры на Алтае и в Тыве, где расцвет культуры скифского времени приходится, по классификации ученика С. А. Теплоухова видного историка М. П. Грязнова на период V–III вв. до н. э., который назван Пазырыкским этапом развития. Такое название это время получило по месту раскопок на Алтае больших курганов в долине Пазырыка. Эти, а также проведенные в Тыве раскопки неразграбленных и не поврежденных ранее могильников сыграли важнейшую роль в изучении культуры скифского времени. 

Выдающуюся роль в изучении древних культур Южной Сибири сыграла одна из самых крупных в СССР экспедиций такого рода Красноярская экспедиция Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР, которой в течение ряда лет руководил профессор М. П. Грязнов. Сотрудники этой экспедиции в 60—70-е гг. ХХв. проделали огромную работу по изучению древних курганов Южной Сибири. 

Исключительно важно и то, что при раскопках древних могильников на Алтае и в Тыве выяснилась высокая степень сохранности предметов из дерева, кожи, войлока, тканей благодаря наличию подкурганной мерзлоты, позволившей полностью сохранить древние могилы. 

Радиоуглеродные анализы дерева из пазырыкских курганов дали датировку захоронений 2240 + 50 и 2350 + 140 лет. Ясно, что это именно могильники племен скифской культуры, которые заселяли в те времена Алтай, Тыву и ряд областей Центральной Азии и Восточного Казахстана. 



Деревянные фигуры оленей из погребения скифского времени на Алтае 


Основным занятием этих племен было кочевое скотоводство. Племена скифской культуры Алтая и Тывы разводили мясных курдючных овец. Из шерсти овец изготавливали ткани, валяли кошмы. Помимо овец разводили молочный скот и лошадей. Можно считать, что земледелие у них было побочным занятием. Историк А. Д. Ткач подтверждает важную роль охоты в жизни пазырыкских племен. В раскопанных курганах были найдены охотничьи амулеты: клыки медведя, кабана, кабарги, марала и изображения зверей. Отсюда делается вывод, что племена скифского времени в этом регионе охотились на горного козла, горного барана, марала, лося, антилопу, кабана и хищников (8, с.228). 

Эти племена проживали в войлочных юртах, правда у них существовали и бревенчатые рубленые дома. Ясно, что пазырыкцы были хорошими наездниками, пользовались они и повозками для перевозки грузов. 

Во главе объединений этих племен стояли могущественные вожди, которых хоронили в высоких курганах. Сооружение таких грандиозных усыпальниц производилось с огромной затратой труда и времени. Меньшие по размеру курганы воздвигались для захоронения представителей племенной знати. 

Жизнь племен скифской культуры проходила в непрерывных войнах между отдельными племенами и племенными союзами, в первую очередь за выгодные пастбища, за овладение главным богатством— стадами скота. В ходе таких столкновений конных отрядов победители захватывали чужие земли. Любопытно, что при этом они в первую очередь разрывали усыпальницы вождей племенных объединений и родовой знати. Такое осквернение могил считалось у них, видимо, тягчайшим оскорблением и способом мести. 

Тела умерших вождей скифы бальзамировали. В усыпальницы клали и тела умерщвленных при захоронении приближенных вождя, наложниц или младших жен. Тела погребенных часто помещали в колоды — деревянные саркофаги, выдолбленные из стволов сибирских лиственниц. 

В захоронениях вождей и знати ученые нашли останки лошадей, причем в зависимости от знатности покойника в кургане хоронили от двух до 10–14 коней. А в большом каменном кургане у поселка Аржан в Тыве, где в центральной камере были похоронены, видимо, вождь племенного объединения с женой, ученые обнаружили останки не менее 160 верховых коней разной масти в богатом убранстве: с бронзовыми удилами, золотыми налобными бляшками, цветными камнями, подвесками из клыков кабана. Хвосты коней опоясаны золотыми полосками. Особенно богато были убраны те кони, которых положили рядом с останками вождя (54, с.82). 

Любопытно, что у скифов Алтая и Тывы были лошади местной породы — низкорослые и выносливые, а также кони, явно завезенные скорее всего из Средней Азии, — высокие, стройные, быстроногие скакуны. 

Основным оружием племен Алтая и Тывы скифского времени были лук со стрелами, кинжал и чекан, или клевец. Наконечники стрел, кинжалы отливали из бронзы, а носили их у пояса в деревянных составных ножнах, крытых кожей и часто украшенных аппликацией. Воины, видимо, отлично владели массивными бронзовыми чеканами, насаженными на деревянные рукоятки длиной до 70 см, второй конец которых вдевался в бронзовый остроконечник — вток. Чекан, одно из самых смертоносных по тем временам рубящее и колющее оружие, носили также у пояса, обычно прикрыв его кожаным футляром. Воины имели щиты, изготовленные из деревянных планок, скрепленных полосками кожи. 

Пазырыкские мастера создали замечательные произведения искусства из дерева, кости, рога, бронзы и золота, кожи, меха, войлока, выполненные в «скифо-сибирском зверином стиле». Причем главным для мастера была не цена материала, а совершенство самого произведения. Историк А. Д. Грач, производивший раскопки могильника скифского времени Саглы в Тыве, отмечает, что там «бережно хранились выдающиеся по мастерству исполнения предметы из рога лося и благородного оленя. Меньше ценились часто грубые по форме золотые поделки. Основное содержание этих произведений искусства — образы животных, неудержимых в беге горных козлов и баранов, благородных оленей, антилоп и косуль, тяжеловесных величественных лосей, быстроногих лошадей и различных хищников, в основном кошачьих, а также фантастических существ, например грифонов» (8, с.237). 

Чем же примечательны эти древние произведения искусства? Почему они и через 2500 лет после их создания продолжают восхищать людей? Что это за чудо такое — «степной «скифосибирский» звериный стиль»? Трудно выразить это в нескольких строках. Видимо, дело в том, что в этом искусстве древних обитателей Алтая и Тывы, в этом стиле, гармонично сочетались две, казалось бы, противоположные особенности — острая стилизация и реализм. «В нем, — по словам академика А. П. Окладникова, — контрастно сочетаются два противоположных качества: реалистически точная передача тех или иных признаков формы животного и необычная их стилизация. Наблюдается смелое сочетание обыденного и фантастического. Произведения этого стиля отмечены динамизмом, наполнены борьбой и страстью. В них нет и следа ясного спокойствия, той былой уравновешенности, которая наполняет бесчисленные композиции неолитического времени на скалах и в тайге» (11, с.82, 83). 

Мы видим, что главным сюжетом в произведениях искусства «скифо-сибирского» стиля является борьба зверей. Видимо, это явное отражение повседневной жизни скифских племен, наполненной набегами, боевыми схватками, проявлениями силы и беспощадности к врагу. По утверждению профессора М. П. Грязнова, в ряде произведений искусства кочевников Алтая и Тывы, где изображены богатыри и женщины, нашли отражение мотивы героического богатырского эпоса. Он считает, что позднейший героический эпос тюркских и монгольских народов уходит своими корнями в эпоху ранних кочевников (8, с.232). 

В настоящее время многие уникальные изделия мастеров скифского времени хранятся в Эрмитаже, где находится знаменитое собрание художественных золотых изделий, известное под названием «Сибирская коллекция Петра I». Все эти предметы из коллекции, изготовленные мастерами VII–II вв. до н. э., найдены в курганах Южной Сибири. 



Золотая пантера, выполненная в «скифско-сибирском зверином стиле» из Сибирской коллекции Петра I 


В эту коллекцию вошли гривны, поясные бляхи и другие украшения с изображениями зверей. В 1715 г. Никита Демидов, известный предприниматель и основатель уральских горных заводов, преподнес в дар царице Екатерине «богатые золотые могильные сибирские вещи». Этот дар состоял из литых блях с изображением борьбы зверей и шейных гривн с фигурками зверей на концах. Царь высоко оценил золотые сибирские древности и распорядился о дальнейшем их приобретении. Уже через два месяца сибирский губернатор князь Гагарин прислал 10 древних золотых предметов, а спустя год из Сибири прибыло еще более 100. Золотые вещи мастеров скифского времени поступали из Сибири в императорскую коллекцию и в дальнейшем. 



Бронзовое изображение оленей из кургана скифского времени у с. Тесь на р. Тубе, правом притоке Енисея 


Многое узнали ученые по истории культуры племен скифского времени Алтая и Тывы, изучая петроглифы — древние наскальные изображения, в первую очередь Онюрские комплексы Тывы — скопления петроглифов на месте посещавшегося в течение многих столетий святилища кочевых племен. На скалах изображены в основном дикие животные и сцены охоты на них. Ясно, что нанесение таких рисунков на скалы связано с магическими действиями для обеспечения максимального успеха в охоте. 



Колоколоподобные навершия стоек погребального ложа из кургана скифского времени у р. Тесь 


Поражают и такие памятники древнего искусства, как так называемые «оленные камни» — стелы с изображением мчащихся оленей и других животных, которые обнаружены в Тыве, Монголии и Забайкалье. 

В те времена Сибирь и Центральная Азия имели культурные и экономические связи со странами передовых цивилизаций древнего мира. В курганах Алтая и Тывы находят бусы западного происхождения, шелковые ткани и зеркала из Китая, иранские ткани и изделия из шкуры гепарда, раковины каури с берегов Индийского океана. 



Погребальная маска из захоронения скифского времени в Минусинской степи 


В одном из курганов Алтая найден месопотамский, или персидский, ковер, древнейший из известных в мире. Такие ковры выделывали в I тысячелетии до н. э. в Вавилоне, Ассирии, Мидии и Персии. Этот многоцветный ковер размером 1,83 ? 2 м, извлеченный из могильника в кургане, заполнен изображениями пятнистых оленей, всадников, орнаментальными фигурами и крылатыми грифонами. 

Местные мастера перенимали иноземные сюжеты и использовали их в своей работе. Так в могильниках было найдено два больших настенных войлочных полотнища размером 6,5 ? 4,5 м. На одном полотнище с помощью аппликации изображена богиня с вечнозеленым деревом жизни. Перед нею всадник на коне, по облику представитель явно средиземноморской расы. На втором полотнище изображен крылатый сфинкс (8, с. 233). 

Культурные связи кочевников Алтая и Тывы с западом и востоком сигнализировали о приближении времени начала движения крупных масс кочевников на новые места поселения, о приближении времени великого «переселения народов» в эпоху существования древнетюркских кочевых государств.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Huntsman закрыл тему
Гость
Эта тема закрыта для дальнейших сообщений.
×
×
  • Создать...