Перейти к публикации

На сколько врут старые карты?


kanopus

Рекомендованные сообщения

Вопрос применительно к Шуберту. Смотрел по нему участок старой дороги, по этой карте получается слева от шоссе. Смотрю тот же участок по карте Московской области 1931 года, получается, что справа. Хотя судя по источникам, участок шоссе проложен точно по старой дороге.

Может ли такое быть?

Ссылка на сообщение

@kanopus , не совсем понял, что и где от шоссе не там оказалось, но Шуберт - довольно точная карта даже на сегодняшний день и по МО, на мой взгляд, самая лучшая и информативная. Если Вы пользуетесь программой, которая привязывает старые карты к GPS, то искомые объекты могут оказываться не совсем в том месте, в котором они должны быть. У меня бывало, что местонахождение полностью совпадало, а бывало, что метров 5-15 в стороне. Всегда смотрю по находкам, особенно в этом старые дороги помогают: по находкам с них, как правило, видно и понятно, на сколько точно привязан конкретный кусок карты к GPS и где находится искомый объект, например, дома, к которым эта дорога ведет. Надо на местности смотреть по находкам.

Ссылка на сообщение

Есть шоссе идущее по участку старого Хомутовского тракта, это северо-восток М.О. Так вот, если смотреть по наложению карт на Vetus Map, то получается что по шуберту этот участок должен был бы проходить слева от современного шоссе, а по карте М.О. 31 года справа. Как ни крути, получается, что одна из карт врёт. Вопрос какая из двух?

Ссылка на сообщение

"Почему старые карты не точны.
Топографические измерения того времени не обладали высокой точностью, какая сейчас доступна современным топографам, в арсенале которых есть современные приборы, аэрофотосъемка и спутниковые снимки. Не было и точных электронных хронометров, поэтому даже такая стандартная величина, как Пулковский меридиан, в XIX веке несколько раз менял значение долготы, в зависимости от уточнений различными учеными. На местности часто применялось мерное колесо, которое давало значительные погрешности на сложных рельефах.
В Российской Империи вплоть до 1924 года не применялась стандартная метрическая система мер. Расстояния измерялись верстами, саженями, аршинами, пядями и вершками. Одних только вариантов саженей насчитывалось более 40.
Т.к. все измерения проводились вручную, то для экономии времени точно измерялись только важные географические объекты государственного значения. При этом под словом "точно" подразумевается допустимая для того времени погрешность в 50-200 метров. Обычные же элементы местности, такие как реки, рельеф, проселочные дороги и т.д. наносились весьма условно, и даже на подробных картах погрешность могла достигать полукилометра.
Для той же экономии времени при создании карт часто применялось заимствование материала из других картографических источников, при этом не всегда учитывалось то, что их проекция и масштаб были немного другими. Поэтому не редки случаи, когда на карте местность одной губернии отображена с приличным по величине сдвигом относительно соседней губернии.
Даже очень точную карту нарисованную топографом по измерениям на местности, легко могли подправить в не лучшую сторону гравировщики. Гравировка также ручная работа и её точность несравнима с современными возможностями печати в типографиях. При этом для правильного оформления карты, специалисты по гравировке вполне могли вписать название населенного пункта и при этом сдвинуть незначительные географические объекты в сторону, чтобы те не мешали восприятию текста. В местах скопления мелких, но важных объектов тоже могли наблюдаться некоторые вольности с масштабом. Физические размеры листа могли "гулять" в пределах 1-2 см. от издания к изданию, когда гравировщики создавали новые гравюры на основе старых, а не на основе исходных чертежей картографов.
Время не щадит бумагу, на которой издавались карты. За многие века она усыхала, мялась от частого использования, рвалась. Даже небольшое изменение на 5 мм. в физических размерах листа приводит к внесению погрешности в масштаб карты метров на 100-300. Сканирование также вносит свои огрехи на изгибах и при склейке отдельных фрагментов."(с)

Ссылка на сообщение

Т.е. ошибка в 20-50-100 метров это в общем-то обычное явление. Так?

Ссылка на сообщение
8 минут назад, kanopus сказал:

Т.е. ошибка в 20-50-100 метров это в общем-то обычное явление. Так?

... и 500 метров может быть, и 1000... :)

Ссылка на сообщение
8 минут назад, kanopus сказал:

Т.е. ошибка в 20-50-100 метров это в общем-то обычное явление. Так?

Именно так и есть, часто приезжая на места где сохранились ориентиры 18-19 веков находишь их в 300-500 метрах от предполагаемой точки.

Ссылка на сообщение

@a.seeker  я прошёлся слева от шоссе  от Сабурово до Богослово, там ям дохрена, находок ноль, даже подков нет. Потом прошёлся справа по карте 31 года, там тоже пусто, правда, никто там не копал.

Ссылка на сообщение
4 минуты назад, a.seeker сказал:

Именно так и есть

Хренова конечно

Ссылка на сообщение

@kanopus , если есть возможность, то в Вашем случае надо двигаться как бы зигзагом между двумя предполагаемыми линиями дорог, часто бывает, что дорога смещалась из-за того, что её разъездили или она стала непроходимой из-за погодных условий и такое могло повторяться неоднократно, т.е. дорога могла "гулять" на многие метры. Ваша задача определить по находкам, как примерно она шла. Или стараться искать так же зигзагом отступая от "правой дороги" в сторону левой на сколько возможно до существующего шоссе и так же с левой в сторону правой до шоссе. Часто бывает, что ищут многие и даже что-то цепляют, но считают, что карты у них точные и место поиска правильное, а по факту они до него не дошли несколько метров ну или десятков метров.

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...