Перейти к публикации

Соколиная охота?


flexter

Рекомендованные сообщения

Вчера нашёл такой "покоцаный кругляш".Фрагмент похож на соколиную охоту.Вроде как серебро.

Прошу помощи в опознании данного экземпляра.Каких примерно годов,и как это вообще применялось или носилось?

post-10542-0-79257400-1402281770_thumb.j

post-10542-0-79328600-1402281963_thumb.j



Обратка.post-10542-0-98236300-1402282103_thumb.j

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Соколиная охота? создана на форуме Идентификация.

Как вариант я думаю накладка на приклад ружья.

Типа такого.

post-10542-0-52342500-1402288897_thumb.j

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Серега,привет.Не совсем видно,были ли какие то крепления на обратной стороне?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Серега,привет.Не совсем видно,были ли какие то крепления на обратной стороне?

Креплений вроде не видать.Мне кажется что если и крепилась эта хохоряшка,то спереди-по кругу.

post-10542-0-01872600-1402289653_thumb.j

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может быть это крышка от карманных часов раскатаная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Может быть это крышка от карманных часов раскатаная.

Хм.Может быть...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот что ответили на соседнем ресурсе:

Это очень хорошая и ценная находка! Домонол, арабская, скорее... Или подражание. От 8 до 13ввеков. Может быть нагрудная бляха, наручень(для защиты руки от тетивы лука) или украшение от щита. Так то желательно регион и толщину, ну и фото сбоку-чтобы точно сказать то это! От 3 до 30 т.р. может уйти на аукционе...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  Замечательная находка!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Напомню про тему.



post-10542-0-99859100-1402328435_thumb.j

Может типа этого?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Серебряные бляхи с изображением охотничьей сцены («бляхи с сокольничим») опубликованы неоднократно [Смирнов, 1909; Лещенко, 1970, 1981; Савельева, 1985; Белавин, Носкова, 1989; Зыков и др., 1994; Белавин, 2000; и др.]. В июне 2005 г. в ходе работ Приполярного этнографического отряда ИАЭТ СО РАН была найдена еще одна бляха. В пос. Анжигорт Шурышкарского района Ямало-Ненецкого АО удалось ознакомиться с атрибутикой домашнего святилища одной из семей хантов. В частности, в небольшой жестяной коробке выпуска рубежа XIX – XX вв. находилась фигура семейного духа-покровителя. Здесь же лежали поднесенные ей ожерелье из двух пастовых бусин и двух булгарских серебряных бусин, средневековые бронзовые височное кольцо с позолотой и фигурка птицы на красном шнурке, пришитая к платку.

Фигура духа-покровителя состояла из рубахи длиной ок. 30 см, сшитой из плотной ткани голубого цвета с открытым воротом. Подол, пояс, край рукавов рубахи оформлены широкой полосой золотого позумента; узкой полоской позумента обшит воротник. Внутри рубахи вставлен «кулек» из белой хлопчатобумажной ткани (длина ок. 15 см) в форме вытянутого кофейного зерна. Внутри «кулька» свободно перемещалась круглая серебряная бляха. «Кулек» наполовину выступал из воротника, таким образом выполняя своей верхней частью функцию головного убора (с кисточками из белых лоскутков ткани), а нижней – туловища. Можно предполагать, что бляха в этой конструкции играла роль лица духа-покровителя (рис. 1).
 

ba14_1.jpg

Бляха круглой формы выполнена из серебра в технике плоской чеканки, диаметр 5,2 - 5,3 см (рис. 2). Всадник сидит на идущем вправо (от зрителя) коне и от пояса повернут в фас. Голова грушевидной формы, рот открыт, возможно, показаны усы. «Сокольничий» одет в глухую куртку с поясом, перед которой украшен широкой Т-образной полосой, штаны и короткие сапожки. Левая рука с сомкнутыми пальцами согнута в локте и поднята вверх, а правая с раскрытой ладонью упирается в бок всадника чуть выше пояса. Можно предполагать, что в ладони всадник держит какой-то предмет, либо ладонь охватывает луку седла. Седло и упряжь коня обозначены широкой полосой с круглыми точками. Конь показан в движении. Ниже фигуры коня находится фигура пушного зверя, скорее всего, медведя. Фигура медведя стилистически близка бронзовым урало-сибирским изображениям этого животного периода средневековья. Перед конем, лицом к нему, расположена другая фигура пушного зверя, возможно, лисицы. На локте правой руки всадника сидит птица с опущенными крыльями. Все фигуры животных с «ошейниками». Слева от головы наездника - месяц, справа – солнце. Фон охотничьей сцены заштрихован. По окружности бляхи проходит желобок. Верхняя часть утолщенного ободка срезана. Оборотная сторона бляхи в верхней части оплавлена. 
 

ba14_2.jpg

Бляха из Анжигорта наиболее близка серебряной бляхе, которая поступила в Эрмитаж из Березовского округа Тобольской губернии, где была куплена у «остяков». Диаметр последней 5,4 – 5,5 см [Смирнов, 1909, табл. XCI, 24, с. 16; Лещенко, 1970, с. 139, рис. 5, Лещенко, 1981, с. 106, рис. 2]. Бляху из Эрмитажа В.Ю. Лещенко отнес к продукции Волжской Булгарии XII – XIII вв. [1981, c. 111].

Стилевое единство обеих блях очевидно, можно предполагать если не одного мастера, то одну мастерскую. Различия невелики: главное заключается в том, что на бляхе из Анжигорта, помимо фигуры медведя есть еще и фигура пушного зверька (лисицы?); среди прочего можно отметить разное оформление одежды, направление фоновых насечек, детали убранства коня, положение его передних ног; на бляхе из Эрмитажа крылья у птицы расправлены; на бляхе из Анжигорта показан край сапога.

Трудно согласиться с В.Ю. Лещенко в том, что изменение композиции на бляхе из Эрмитажа (а именно исключение фигур животных, кроме медведя, «срезанный верх головы», отсутствие рога в руке) объясняется неумением мастера разместить сцену в круге [1970, с. 140 - 141], скорее, задачи изобразить упомянутые признаки не ставилось. Как видно по бляхе из Анжигорта, в ином случае в композицию мастер легко вписал еще одну фигуру животного, а голова главного персонажа вовсе не выглядит срезанной.

В.Ю. Лещенко полагал, что всадник на бляхах был не простым охотником, а антропоморфным божеством в образе охотника, покровителем лесного мира зверей [Там же, с. 148]. Трудно предполагать, кого именно изображал всадник на бляхах, скорее, вогулы и остяки, к которым попадали подобные изделия, видели в сокольничем собственного бога – Мир-сусне-хума. Наиболее явным подтверждением этому является сохраняющаяся до сих пор традиция изображать этого бога на суконной жертвенной атрибутике на коне и нередко в окружении зверей [Лещенко, 1981, с. 118 - 120; Гемуев, Бауло, 2001].

Наличие отверстия в крае бляхи из Эрмитажа и факт ее покупки у остяков позволяет предполагать, что она крепилась к фигуре духа-покровителя, выполняя роль его лица. Подобная практика широко бытовала у хантов и манси [Гемуев, Бауло, 1999; Бауло, 2004].

Вновь найденная бляха из Анжигорта органично входит в состав многочисленных булгарских вещей, обнаруженных в последние годы в хантыйских святилищах и достаточно легко адаптированных в культуру обских угров.

Список литературы:

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Значит такая у меня и в Эрмитаже??? :clap:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

мои поздравления!

 

а вообще на лося с соколом ходить - это смело ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...