Перейти к публикации

Южносибирская магистраль


vadir

Рекомендованные сообщения

Понимаю, что этой теме не место на этом сайте, но не в одноклассниках же искать. Лет эдак 100 назад на территории Алтайского горного округа велось строительство Южносибирской магистрали (Барнаул-Павлодар-Орск). Ее тогдашний вариант проходил немного севернее нынешнего. Сохранились участки насыпи в ряде районов (Павловском, Тюменцевском, Ребрихинском,Завьяловском). Самую тяжелую работу по возведению насыпи выполняли военнопленные австрийцы и чехи. В Вылково на кромке Кулундинского бора находился концлагерь, где они и жили. В Барнауле был концлагерь Южносибирских железнодорожных мастерских (ныне Южные мастерские.) Дорога обозначена как строящаяся или проектируемая на многих картах первой четверти 20 века (в том числе и на советских).На топокартах и старых и современных показаны отдельные фрагменты насыпи, на остальной территории ее вместе с древними курганами ударными темпами разрушили целинники 1950-х. Мне удалось найти 5 рельс разных заводов начала века, в Барнауле на Анатолия полвека назад трамваи ходили по рельсам "Южносибирская ж.д. 1911 г." В литературе в советское время о дороге почти не писали, вскольз упоминается о ней и в современных источниках. Интернет облазил вдоль и поперек. Тот же результат. По теме пишет преподаватель БГПУ Т.Баталова, но ее больше интересуют источники финансирования строительства. Меня интересует все! Помогите, люди добрые... ;)

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/
Поделиться на других сайтах

Тема Южносибирская магистраль создана на форуме Книги.

Хм, любопытная информация. Сколько лет жил в Орске (не путать с с.Орск НСО), а о подобной магистрали и ее строительстве даже не слышал. Век-живи, век-учись. Сейчас вроде начинаю понимать, что и в Орске есть много интересных с исторической точки зрения мест, но, пока там жил, город в этом смысле мне казался совершенно безперспективным

Изменено пользователем nikolas
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-83627
Поделиться на других сайтах

Понимаю, что этой теме не место на этом сайте, но не в одноклассниках же искать. Лет эдак 100 назад на территории Алтайского горного округа велось строительство Южносибирской магистрали (Барнаул-Павлодар-Орск). Ее тогдашний вариант проходил немного севернее нынешнего. Сохранились участки насыпи в ряде районов (Павловском, Тюменцевском, Ребрихинском,Завьяловском). Самую тяжелую работу по возведению насыпи выполняли военнопленные австрийцы и чехи. В Вылково на кромке Кулундинского бора находился концлагерь, где они и жили. В Барнауле был концлагерь Южносибирских железнодорожных мастерских (ныне Южные мастерские.) Дорога обозначена как строящаяся или проектируемая на многих картах первой четверти 20 века (в том числе и на советских).На топокартах и старых и современных показаны отдельные фрагменты насыпи, на остальной территории ее вместе с древними курганами ударными темпами разрушили целинники 1950-х. Мне удалось найти 5 рельс разных заводов начала века, в Барнауле на Анатолия полвека назад трамваи ходили по рельсам "Южносибирская ж.д. 1911 г." В литературе в советское время о дороге почти не писали, вскольз упоминается о ней и в современных источниках. Интернет облазил вдоль и поперек. Тот же результат. По теме пишет преподаватель БГПУ Т.Баталова, но ее больше интересуют источники финансирования строительства. Меня интересует все! Помогите, люди добрые... ;)

Любопытно, ни разу не слышал про такую дорогу...

Времена-то не очень отдаленные, может к железнодорожникам обратиться? Должны же быть у них какие-то архивы и т.д.

Кстати, не было-ли строительство ветки Новониколаевск-Барнаул в 1912-1915гг. частью этого проекта?

Рельсы трамвайные, кстати, могли быть и оттуда..

А можно кусочек карты, где эта жд нанесена?

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-83635
Поделиться на других сайтах

Об этой дороге на самом деле есть много упоминаний, только ничего по существу.

Хотя есть в журнале Вопросы истории 2005 г № 5 есть статья Я.К. Духина ЮЖНО-СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ: ИСТОРИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Ну а это Вы наверное знаете

ЮЖНО-СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

Одной из важнейших задач транспортного строительства в третьей пятилетке было сооружение Южно-Сибирской железной дороги (Южсиба) — второй широтной магистрали, проходящей через южную часть Сибири. Новая дорога должна была состоять из линии Сталинск — Карталы с продолжением на восток до Тайшета и на запад до Уфы. В состав Южсиба намечалось включить существующий участок Карта¬лы — Магнитогорск. Южсиб предназначался для освоения сырьевых ресурсов Сибири и разгрузки Транссибирской магистрали от перевозок карагандинско¬го угля, что сокращало на 461 км путь следования топлива к Магнитогорскому металлургическому комбинату и Халиловско-Актюбинскому комплексу. Природные богатства районов, находящихся в сфере влияния Южсиба, отличались многообразием и громадными запасами. Они составляли: камен¬ного угля в Южном и Среднем Кузбассе — 300 млрд. т, в Карагандинском бассейне — 52 млрд. т; железной руды в Таштагольском месторождении — 40 млн. т и в Абаканском — 60 млн. т, кроме того, были открыты месторож¬дения золота, меди у Акмолинска и полиметаллических руд (молибден, никель, свинец, цинк) в районе Кулунды. В западной и центральной частях территории, пересекаемой магистралью, лесные массивы составляли 1030 млн. кубометров древесины, из них полови¬на — деловой. Южсиб должен был пройти через богатейшие сельскохозяйст¬венные районы. Только вдоль участка Карталы — Барнаул было 10,8 млн. гектаров пригодных к земледелию площадей. Однако лишь десятая часть их использовалась для выращивания зерновых культур. Предполагалось далее, что восточный участок Южсиба (Сталинск — Абакан) позволит освоить Ми¬нусинское угольное месторождение (23,3 млрд. т) и доставлять топливо метал¬лургическим и другим энергоемким предприятиям Восточной Сибири и, кроме того, развить добычу руды в Абаканских, Тейских и Ирбитских месторожде¬ниях, суммарные запасы которых достигали 500 млн. т . Изыскания и проектные проработки трассы, близкой к выбранному впос¬ледствии направлению Южсиба, проводились еще до 1917 г. . Местные власти Семипалатинска в 1909—1912 гг. отстаивали вариант проведения дороги через их город (южный вариант), а Особое межведомственное совещание в 1916 г. высказалось в пользу северного варианта (через Павлодар). К 1930-м годам сложились предпроектные решения по магистрали. Пред¬полагалось построить последовательно четыре ее составляющих: Карталы — Акмолинск, Акмолинск — Барнаул, Барнаул — Сталинск, Сталинск — Тай¬шет. Однако это требовало большого объема земляных работ — 113,6 млн. кубометров и сооружения 1173 искусственных сооружений. Проектировщикам пришлось учесть данные обстоятельства и в первый период ограничиться раз¬работкой проектов обходных ветвей для разгрузки наиболее напряженных участков Транссиба. Вначале по этим проектам была проложена ветвь Обь — Проектная протяженностью 295 км с мостом длиной 900 м через Обь для про¬пуска угольных поездов из Кузбасса в обход Новосибирска . Затем была со¬оружена ветвь Инская — Сокур. Однако начавшееся освоение Карагандин¬ского угольного бассейна потребовало вернуться к проблеме быстрейшего со¬оружения самого Южсиба. К 1939 г. сформировалось окончательное решение о направлении маги¬страли: Карталы — Акмолинск — Павлодар — Барнаул — Сталинск — Аба¬кан — Тайшет с учетом существующих участков Павлодар — Кулунда и Ар-тышта — Сталинск.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-83643
Поделиться на других сайтах

Пафнутий_Селиверстович

Открытие ветки Абакан-Тайшет состоялось в 1965 году.

...кстати, расписание движения пассажирских поездов устроено так, чтобы самые опасные участки дороги они проходили ночью. Почему? Да чтобы люди не видели, и, следовательно, не боялись и не паниковали.

Недаром трассу зовут - "Трасса мужества".

Изменено пользователем Пафнутий_Селиверстович
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-83652
Поделиться на других сайтах

Южсиб был южным дубликатом Транссиба. Споры о его прокладке велись несколько лет. Строили магистраль почти 40 лет, причем небольшими участками. На территории Алтая дорога показана в ССЭ т.1, в Историческом атласе Алтайского края, в атласе Маркса. Духин почти ничего не говорит о строителях, изыскателях. В железнодорожном музее Барнаула директриса удивленно выпучила глаза, услышав про Южсиб. Причина по которой ничего не известно об этой великой стройке в том, что Колчак в бытность Верховным продолжал стройку, а все, что связано с Колчаком в советское время было табу.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-83668
Поделиться на других сайтах

Тоже открыл для себя америку :blink:

Интересно.

Для справки: Сталинск- это ныне Новокузнецк.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-83669
Поделиться на других сайтах

Кстати, любители порыться в земле могут найти что-нибудь интересное на месте концлагерей пленных австрияков (например под Вылково лесники нашли бухточку старой колючей проволоки, трехжильная - может царская???) :blink:

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-83673
Поделиться на других сайтах

Привет! 100 лет назад Алтайского горного округа не было, а был Алтайский округ, разница значительная. В 1911 г. строительство Южносибирской магистрали на Алтае(Барнаул-Павлодар)еще не могло происходить по простой причине - финансы. В 1910 г. был только принят закон о частном железнодорожном строительстве в Российской Империи. Основной смысл закона - сочетание частной инициативы и государственных гарантий. Изыскания производились, а само строительство началось гораздо позднее, уже в другой стране. В 1911 г. Транссиб был еще не достроен и браться за Южсиб никто не стал.

Трепов искал деньги на строительство Южсиба. 29 апреля 1911 г. правительством было решено передать строительство дорог частным предпринимателям.

В.Ф. Трепов, бывший туркестанский генерал-губернатор, имевший обширные связи с Министерствами путей сообщения и финансов, заграничными финансовыми кругами, используя свои деловые отношения с министром Двора Фредериксом, добился концессии на кабинетских землях в Алтайском округе.

Царь предоставил Трепову монопольное право учредителя концессии для разработки месторождений каменного угля в Кольчугинском, Кемеровском, Кузнецком и других районах Алтайского горного округа на 60- летний срок.

Шли активные изыскания Южсиба на территории Алтайского округа. Особую активность проявляли Омские деловые круги и павлодарский воротила купец Деров. Они мечтали присоеденить хлебный Алтай ж. дорогой к Степному краю и вести в т.ч. туда хороший кузнецкий уголь. Но провести изыскания, спроектировать, найти финансирование это еще 30% дела. Нужно было получить землю (отчуждение) под строительство ж.д. На Алтае земля в 1911 г. принадлежала различным ведомствам: большая часть Кабинету ЕИВ, Томскому преселенческому управлению, земли крестьян и т.п. Для выкупа земли нужно было много согласований и решений на высшем уровне. Не последнюю роль играли органы местного самоуправления. Например, местные власти Семипалатинска в 1909—1912 гг. отстаивали вариант проведения Южсиба через их город (южный вариант). Павлодар отстаивал северный вариант. Шла такая бойня. Никто не хотел повторить печальный опыт г. Томска. Только Особое межведомственное совещание в 1916 г. высказалось в пользу северного варианта (через Павлодар).

Только в марте 1919 года Совет министров утвердил смету строительства. Первый, наиболее крупный, кредит получила Южно-Сибирская железная дорога (50 млн. рублей),

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-90654
Поделиться на других сайтах

Фомин А.М. "Алтайская магистраль" 1969 г.

1919 годом здесь и не пахнет! По показаниям очевидцев пленные уже в 1916 г. строили насыпь Южсиба. Если можно верить брехуну Г.Егорову в его романе "Солона ты, земля!" описывается случай захвата красными летом 1919 г. в Ребрихе автомобиля начальника строительства дороги. Интересно, что недавно удалось побывать в музее депо Алтайской ЖД (не путать с музеем ЖД) и там тоже ничего нет о Южсибе.

В Ребрихинском краеведческом музее хранятся воспоминания жительницы села Куликово Овчаренко Валентины Алексеевны, есть в них немного о Южсибе

«Когда шла империалистическая война 1914 года в нашу волость пригнали пленных австрийцев и чехословаков. Краем села посреди поля есть насыпь. Возле нее были построены бараки, там и были пленные. Летом они делали насыпь. Зимой были морозы, пленные были в ботиночках, простывали, умирали. Приходили в село Куликово. Народ этих пленных привечал, топили им бани и пускали ночевать. В бараках было холодно и они просили кусочки хлеба. народ считал их за своих братьев. Вот я помню, у моего отца приходили пленные ночевать. Однажды отец послал за мною пленного. Когда он пришел, указывает на бороду, мол, тебя зовет отец. Я век не забуду, когда я стояла с дочкой, он на меня взглянул и вспомнил свою жену и заплакал и показал, что у него осталась жена и дети».

post-4915-0-84168900-1305299421_thumb.jp

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-91034
Поделиться на других сайтах

vadir напишите мне на адрес: zamnmr@mail.ru может вместе чего и выясним.

Есть карты изысканий Сибирско-Туркестанской ж.д. 1907-1908 гг. Там есть проект участка Павлодар - Барнаул (Гляденский).

Вообще, чтобы найти документальные подтверждения даты начала строительства Южсиба, необходимо ехать в СПб в РГИА или в Москву в ГАРФ. "Бабушкиных" сказок из фондов районного краеведческого музея чего-то недостаточно. В Барнауле в ГААК данных по Южсибу в дореволюционном фонде нет. В послереволюционных фондах может и есть, поищите там. Удачи!

post-3363-0-27563500-1305529189_thumb.jp

post-3363-0-74341600-1305529265_thumb.jp

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-91394
Поделиться на других сайтах

На топокартах и старых и современных показаны отдельные фрагменты насыпи

вот бы взглянуть на эти карты!

я встречал на алтае фрагментарные остатки какой-то насыпи, которую зовут "колчаковская дорога" или "колчаковская шоссейка". общее направление с юговостока насеверозапад(или наоборот :unsure: ? :D ) местные, правда, говорят, что это было шоссе, а про Ж/Д здесь первый раз услышал...

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-132152
Поделиться на других сайтах

Вот интересная ссылка http://www.lib.tsu.r...mage/09-027.pdf

И выдержка из нее

Устав акционерного общества Южно-Сибирской дороги и указ об отчуждении земель для нужд строительства был подписан Николаем II 20 июля1914 г. Условия начавшейся Первой мировой войны не позволили развернуть деятельность формирующемуся предприятию Южно-Сибирской магистрали в полном объёме, и 13 января 1916 г. по решению II Департамента Государственного Совета срок образования общества Южно-Сибирской железной дороги был отдалён «…не позднее 1 года, считая со дня ратификации мирного договора между Россией и воюющими с ней державами».

Раз устав был утвержден, общество могло действовать. Надо искать дальше.

Изменено пользователем ahsas
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-223291
Поделиться на других сайтах

Привет! 100 лет назад Алтайского горного округа не было, а был Алтайский округ, разница значительная. В 1911 г. строительство Южносибирской магистрали на Алтае(Барнаул-Павлодар)еще не могло происходить по простой причине - финансы. В 1910 г. был только принят закон о частном железнодорожном строительстве в Российской Империи. Основной смысл закона - сочетание частной инициативы и государственных гарантий. Изыскания производились, а само строительство началось гораздо позднее, уже в другой стране. В 1911 г. Транссиб был еще не достроен и браться за Южсиб никто не стал.

Трепов искал деньги на строительство Южсиба. 29 апреля 1911 г. правительством было решено передать строительство дорог частным предпринимателям.

В.Ф. Трепов, бывший туркестанский генерал-губернатор, имевший обширные связи с Министерствами путей сообщения и финансов, заграничными финансовыми кругами, используя свои деловые отношения с министром Двора Фредериксом, добился концессии на кабинетских землях в Алтайском округе.

Царь предоставил Трепову монопольное право учредителя концессии для разработки месторождений каменного угля в Кольчугинском, Кемеровском, Кузнецком и других районах Алтайского горного округа на 60- летний срок.

Шли активные изыскания Южсиба на территории Алтайского округа. Особую активность проявляли Омские деловые круги и павлодарский воротила купец Деров. Они мечтали присоеденить хлебный Алтай ж. дорогой к Степному краю и вести в т.ч. туда хороший кузнецкий уголь. Но провести изыскания, спроектировать, найти финансирование это еще 30% дела. Нужно было получить землю (отчуждение) под строительство ж.д. На Алтае земля в 1911 г. принадлежала различным ведомствам: большая часть Кабинету ЕИВ, Томскому преселенческому управлению, земли крестьян и т.п. Для выкупа земли нужно было много согласований и решений на высшем уровне. Не последнюю роль играли органы местного самоуправления. Например, местные власти Семипалатинска в 1909—1912 гг. отстаивали вариант проведения Южсиба через их город (южный вариант). Павлодар отстаивал северный вариант. Шла такая бойня. Никто не хотел повторить печальный опыт г. Томска. Только Особое межведомственное совещание в 1916 г. высказалось в пользу северного варианта (через Павлодар).

Только в марте 1919 года Совет министров утвердил смету строительства. Первый, наиболее крупный, кредит получила Южно-Сибирская железная дорога (50 млн. рублей),

Одна из старейших частных железных дорог, Царскосельская открылась аж в 1837 году. До 1910 г было множество частных жд. Многие были выкуплены в казну, но никто не мешал создавать новые.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/4368-yuzhnosibirskaya-magistral/#findComment-223414
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...