Перейти к публикации

Карасукский район))


ba2ra

Рекомендованные сообщения

Может есть у кого нить интересная инфа по району?) в частности купец Сорокин интересует))

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/
Поделиться на других сайтах

Тема Карасукский район)) создана на форуме Основной форум.

Может есть у кого нить интересная инфа по району?) в частности купец Сорокин интересует))

 

Купец умер...(((

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-350930
Поделиться на других сайтах

Купец умер...(((

Как узнал? :blink:

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-350933
Поделиться на других сайтах

Омский купец Михайло Сорокин – житель "рассеянного" сибирского города

Многие культурно-бытовые процессы и стороны жизни сибирского социума доиндустриальной эпохи, понимаемого как совокупность всех сословий и сословно-профессиональных групп в системе их взаимосвязей, остаются неосмысленными. В числе таковых – взаимоотношение сельских и городских жителей. Значительная часть высшего городского сословия Сибири – купцов – имела свои родовые корни в деревне. Выход в купечество крестьянина осуществлялся в зрелом возрасте при наличии необходимого социального опыта, высокой, по меркам эпохи, культуры, требовавшей не только элементарных навыков письма, чтения и счета, но и определенных знаний в сфере экономики, географии, законодательства. Крестьянин, получивший статус купца 3-й гильдии, реально уже обладал не только финансовым капиталом, но и культурой горожанина.

Углубляясь далее в ситуацию превращения в горожанина деревенского жителя, характер занятий которого как будто мало оставлял ему возможностей для приобретения "городского" поведенческого стереотипа, и констатируя тем не менее, что процесс этот происходил, необходимо задуматься, какого социального типа и уровня культуру привносило в город купечество, в массе своей получавшее социализацию в деревне? Соответствуют ли наши представления о социальной жизни сибирской деревни действительному культурному уровню ее населения? При постановке таким образом проблемы есть основания к предположению: между деревней и городом дореформенной Сибири в культурном отношении не было существенной грани, привычной для нас, носителей сознания техногенной эпохи. Попробуем соотнести этот тезис с конкретикой, обратившись к биографии одного из "деревенских" купцов – М. Сорокина. Запечатлена она в секретной Записке о расколе в Тобольской губернии чиновником Варлаковым в 1861 г.1.

Бывший крестьянский сын, Михайло Меркулов Сорокин, числился в 1850-е гг. во 2-й гильдии омского купечества. Характерно уже то, что этот человек, родом из д. Могильной Курганского округа Тобольской губернии, представлял собой прежде всего в профессиональном плане личность неординарную. Это был уже не средневековый купец, занимавшийся исключительно торговлей, а человек нового времени – предприниматель-буржуа. Местожительство его находилось на заимке на р. Карасуке, в кулундинской степи – в Юдинской волости Омского округа Томской губернии. К 40-м гг. XIХ столетия эта территория была передовой границей колонизационного пространства. В хозяйстве Сорокина имелись две мукомольные мельницы, скотобойня, кожевенный завод. Накопленные в результате торговли капиталы он вкладывал в обрабатывающую промышленность. Основой для нее служило аграрное производство. По смерти в конце 1870-х гг. купец оставил наследникам, кроме денег, 100 тыс. пудов пшеницы, 8 тыс. голов скота, в их числе 500 аргамаков, кожевенный завод производительностью 5 тыс. кож в год, две мануфактурные лавки в Павлодаре. Общее состояние умершего превышало 1 млн р.

Человек прогрессивный, по методам ведения своего хозяйства шедший в ногу со временем, Сорокин тем не менее своим современникам казался по ряду причин "странной" личностью. В частности, он наотрез отказывался выполнять свои обязанности по общественной службе в Омске. И вообще, судя по всему, город не только как экономический центр, но и как средоточие культуры и духовной жизни Сорокина не интересовал. Связи же с деревней, со своими родственниками и односельчанами он поддерживал постоянно. Крестьянский клан Сорокина принадлежал к поморщине, т. е. к наиболее радикальной беспоповской ветви раскола. Эту деталь его биографии также можно считать типичной для сибирского купца. Однако на определенном этапе жизненного пути в мировоззрении Сорокина произошел весьма интересный сдвиг, приведший его к принятию вероучения "нежертвенных". Окружающие присвоили им прозвище "немоляки", по бюрократической номенклатуре они числились в "иконоборцах", а по сути своего вероучения были идентичны англо-американским квакерам. Квакерство в организационном и религиозно-философском плане являлось порождением протестантской радикальной мысли реформационной эпохи и высочайшим достижением европейской буржуазной культуры Нового времени. Оно не стесняло личного выбора индивида в духовно-религиозной жизни, а вместе с тем предлагало единоверцам форму религиозно-производственной организации, тип которой (кооперация/корпорация) противостоял разрушительной силе воздействия крупного капитала на средневековый социум.

Выясняется, таким образом, что карасукский "затворник" – "мизантроп", по определению тобольских сыщиков (безуспешно инициировавших против него дело), не только усвоил прогрессивные формы буржуазного производства, но и, что вполне логично, следовал европейским образцам на социальном и религиозно-философском уровне жизни. Странным его поведение делала необходимость мимикрии под привычный для чиновника и обывателя образ раскольника, по необходимости мнимо (чтобы не лишить детей наследства) вернувшегося в число прихожан официальной церкви. На заимке он в связи с этим обставил гостевую комнату богато убранными образами, хотя сам необходимости в православных обрядах, в т. ч. в молитве перед иконами, не видел.

Примечательно, что роль, адекватную "самому се", купец мог позволить, только находясь в среде своих односельчан. Ежегодно навещая родственников в Чимеевском приходе, он вел там открыто пропаганду своих квакерских взглядов. Здесь в 1861 г. он инициировал даже публичный диспут с одним из "начитанных" крестьян – старовером-поповцем. Однако, по рассказам, сраженный его "книжными доказательствами", вынужден был "бежать". Тем не менее некоторых жителей Могильной, Мамоновой и других окрестных селений, в основном староверов толка поморщины, Сорокину удалось обратить в свою новую веру. Работники, жившие на карасукской заимке, по доношению местного священника, также считались его единоверцами. Скорее всего, это были его прежние односельчане.

Поддерживал Сорокин также связи с общиной из 46 немоляк, существовавшей с 1821 г. в двух деревнях под Ялуторовском – Гилевой и Петелиной. Прежде эти люди были в большинстве своем раскольники толка стариковщины, а некоторые обратились к новой вере из числа православных. В этой общине под видом наемной работницы жила племянница Сорокина, 22-летняя крестьянка Матрена Копосова. На самом деле она учительствовала в частной школе немоляк: квакерство утверждало необходимость элементарной грамотности для каждого человека, вне зависимости от вероучения. Между тем сам миллионер Сорокин, ссылаясь на свое крестьянское происхождение, выдавал себя за человека безграмотного. Здесь, конечно, также имела место мимикрия: купец был обладателем богатой библиотеки, хранившейся на его заимке. Часть книг он брал с собой, разъезжая по торговым делам. "Безграмотный" любитель книжных собраний при любом удобном случае приглашал людей из среды сельских грамотеев прочесть ему вслух тот или иной текст. Разумеется, в связи с прочитанным возникали длительные дискуссии по самым различным догматическим и религиозно-философским вопросам. Книга была лучшим средством сделать собеседника сторонником своих взглядов.

Приведенный материал примечателен тем, что приоткрывает завесу над реальными процессами в социальной и культурной жизни сибирской дореформенной деревни. События биографии Сорокина охватывают большое пространство: от Омска до "глухого", забытого Богом карасукского фронтира, затем ведут в не менее "глухую" провинцию Курганского округа с характерным названием селений (Могильная, Мамонтова и др.), а также в пригородные деревни под окружным г. Ялуторовском. Тем не менее обнаруживается сущностное и логическое единство и связь протекавших здесь процессов: участники их агитируют, пропагандируют, отстаивая свои идеи, собирают библиотеки, обращаются к авторитетам каких-то книг, ищут единомышленников, конкурируют за их умы и души друг с другом, учат грамоте детей, мимикрируют, пишут компроматы.

Борьба идет при этом на уровне внесословных (гражданских) категорий и даже без традиционного игнорирования прав женщины на ее участие в общественной жизни. Интенсивность последней есть не что иное, как проекция столь же бурной перестройки экономических форм быта, если же брать в целом – всей модели производственной и духовной деятельности социума вне зависимости от вида поселения. Культура сельского населения, рассмотренная через призму некоторых фактов биографии купца-крестьянина, выглядит действительно как сегмент рассеянной городской культуры. Она идентична ей прежде всего по интенсивности поисков новых направлений религиозно-организационной и духовной жизни.

Данная гипотеза нуждается в дальнейшей разработке, но как рабочая концепция имеет право на существование.

 

 

http://kulgor.narod.ru/kongress/mamsik.html

_________________________



Как узнал? :blink:

 

 

Случайно((  По смерти в конце 1870-х гг. купец ...

Изменено пользователем Илан
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-350949
Поделиться на других сайтах

Андрей, спасибо! Хоть и не мой вопрос, но прочитал с большим интересом!

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-351006
Поделиться на других сайтах

Tir,

 

Омский купец Михайло Сорокин – житель "рассеянного" сибирского города

Многие культурно-бытовые процессы и стороны жизни сибирского социума доиндустриальной эпохи, понимаемого как совокупность всех сословий и сословно-профессиональных групп в системе их взаимосвязей, остаются неосмысленными. В числе таковых – взаимоотношение сельских и городских жителей. Значительная часть высшего городского сословия Сибири – купцов – имела свои родовые корни в деревне. Выход в купечество крестьянина осуществлялся в зрелом возрасте при наличии необходимого социального опыта, высокой, по меркам эпохи, культуры, требовавшей не только элементарных навыков письма, чтения и счета, но и определенных знаний в сфере экономики, географии, законодательства. Крестьянин, получивший статус купца 3-й гильдии, реально уже обладал не только финансовым капиталом, но и культурой горожанина.

Углубляясь далее в ситуацию превращения в горожанина деревенского жителя, характер занятий которого как будто мало оставлял ему возможностей для приобретения "городского" поведенческого стереотипа, и констатируя тем не менее, что процесс этот происходил, необходимо задуматься, какого социального типа и уровня культуру привносило в город купечество, в массе своей получавшее социализацию в деревне? Соответствуют ли наши представления о социальной жизни сибирской деревни действительному культурному уровню ее населения? При постановке таким образом проблемы есть основания к предположению: между деревней и городом дореформенной Сибири в культурном отношении не было существенной грани, привычной для нас, носителей сознания техногенной эпохи. Попробуем соотнести этот тезис с конкретикой, обратившись к биографии одного из "деревенских" купцов – М. Сорокина. Запечатлена она в секретной Записке о расколе в Тобольской губернии чиновником Варлаковым в 1861 г.1.

Бывший крестьянский сын, Михайло Меркулов Сорокин, числился в 1850-е гг. во 2-й гильдии омского купечества. Характерно уже то, что этот человек, родом из д. Могильной Курганского округа Тобольской губернии, представлял собой прежде всего в профессиональном плане личность неординарную. Это был уже не средневековый купец, занимавшийся исключительно торговлей, а человек нового времени – предприниматель-буржуа. Местожительство его находилось на заимке на р. Карасуке, в кулундинской степи – в Юдинской волости Омского округа Томской губернии. К 40-м гг. XIХ столетия эта территория была передовой границей колонизационного пространства. В хозяйстве Сорокина имелись две мукомольные мельницы, скотобойня, кожевенный завод. Накопленные в результате торговли капиталы он вкладывал в обрабатывающую промышленность. Основой для нее служило аграрное производство. По смерти в конце 1870-х гг. купец оставил наследникам, кроме денег, 100 тыс. пудов пшеницы, 8 тыс. голов скота, в их числе 500 аргамаков, кожевенный завод производительностью 5 тыс. кож в год, две мануфактурные лавки в Павлодаре. Общее состояние умершего превышало 1 млн р.

Человек прогрессивный, по методам ведения своего хозяйства шедший в ногу со временем, Сорокин тем не менее своим современникам казался по ряду причин "странной" личностью. В частности, он наотрез отказывался выполнять свои обязанности по общественной службе в Омске. И вообще, судя по всему, город не только как экономический центр, но и как средоточие культуры и духовной жизни Сорокина не интересовал. Связи же с деревней, со своими родственниками и односельчанами он поддерживал постоянно. Крестьянский клан Сорокина принадлежал к поморщине, т. е. к наиболее радикальной беспоповской ветви раскола. Эту деталь его биографии также можно считать типичной для сибирского купца. Однако на определенном этапе жизненного пути в мировоззрении Сорокина произошел весьма интересный сдвиг, приведший его к принятию вероучения "нежертвенных". Окружающие присвоили им прозвище "немоляки", по бюрократической номенклатуре они числились в "иконоборцах", а по сути своего вероучения были идентичны англо-американским квакерам. Квакерство в организационном и религиозно-философском плане являлось порождением протестантской радикальной мысли реформационной эпохи и высочайшим достижением европейской буржуазной культуры Нового времени. Оно не стесняло личного выбора индивида в духовно-религиозной жизни, а вместе с тем предлагало единоверцам форму религиозно-производственной организации, тип которой (кооперация/корпорация) противостоял разрушительной силе воздействия крупного капитала на средневековый социум.

Выясняется, таким образом, что карасукский "затворник" – "мизантроп", по определению тобольских сыщиков (безуспешно инициировавших против него дело), не только усвоил прогрессивные формы буржуазного производства, но и, что вполне логично, следовал европейским образцам на социальном и религиозно-философском уровне жизни. Странным его поведение делала необходимость мимикрии под привычный для чиновника и обывателя образ раскольника, по необходимости мнимо (чтобы не лишить детей наследства) вернувшегося в число прихожан официальной церкви. На заимке он в связи с этим обставил гостевую комнату богато убранными образами, хотя сам необходимости в православных обрядах, в т. ч. в молитве перед иконами, не видел.

Примечательно, что роль, адекватную "самому се", купец мог позволить, только находясь в среде своих односельчан. Ежегодно навещая родственников в Чимеевском приходе, он вел там открыто пропаганду своих квакерских взглядов. Здесь в 1861 г. он инициировал даже публичный диспут с одним из "начитанных" крестьян – старовером-поповцем. Однако, по рассказам, сраженный его "книжными доказательствами", вынужден был "бежать". Тем не менее некоторых жителей Могильной, Мамоновой и других окрестных селений, в основном староверов толка поморщины, Сорокину удалось обратить в свою новую веру. Работники, жившие на карасукской заимке, по доношению местного священника, также считались его единоверцами. Скорее всего, это были его прежние односельчане.

Поддерживал Сорокин также связи с общиной из 46 немоляк, существовавшей с 1821 г. в двух деревнях под Ялуторовском – Гилевой и Петелиной. Прежде эти люди были в большинстве своем раскольники толка стариковщины, а некоторые обратились к новой вере из числа православных. В этой общине под видом наемной работницы жила племянница Сорокина, 22-летняя крестьянка Матрена Копосова. На самом деле она учительствовала в частной школе немоляк: квакерство утверждало необходимость элементарной грамотности для каждого человека, вне зависимости от вероучения. Между тем сам миллионер Сорокин, ссылаясь на свое крестьянское происхождение, выдавал себя за человека безграмотного. Здесь, конечно, также имела место мимикрия: купец был обладателем богатой библиотеки, хранившейся на его заимке. Часть книг он брал с собой, разъезжая по торговым делам. "Безграмотный" любитель книжных собраний при любом удобном случае приглашал людей из среды сельских грамотеев прочесть ему вслух тот или иной текст. Разумеется, в связи с прочитанным возникали длительные дискуссии по самым различным догматическим и религиозно-философским вопросам. Книга была лучшим средством сделать собеседника сторонником своих взглядов.

Приведенный материал примечателен тем, что приоткрывает завесу над реальными процессами в социальной и культурной жизни сибирской дореформенной деревни. События биографии Сорокина охватывают большое пространство: от Омска до "глухого", забытого Богом карасукского фронтира, затем ведут в не менее "глухую" провинцию Курганского округа с характерным названием селений (Могильная, Мамонтова и др.), а также в пригородные деревни под окружным г. Ялуторовском. Тем не менее обнаруживается сущностное и логическое единство и связь протекавших здесь процессов: участники их агитируют, пропагандируют, отстаивая свои идеи, собирают библиотеки, обращаются к авторитетам каких-то книг, ищут единомышленников, конкурируют за их умы и души друг с другом, учат грамоте детей, мимикрируют, пишут компроматы.

Борьба идет при этом на уровне внесословных (гражданских) категорий и даже без традиционного игнорирования прав женщины на ее участие в общественной жизни. Интенсивность последней есть не что иное, как проекция столь же бурной перестройки экономических форм быта, если же брать в целом – всей модели производственной и духовной деятельности социума вне зависимости от вида поселения. Культура сельского населения, рассмотренная через призму некоторых фактов биографии купца-крестьянина, выглядит действительно как сегмент рассеянной городской культуры. Она идентична ей прежде всего по интенсивности поисков новых направлений религиозно-организационной и духовной жизни.

Данная гипотеза нуждается в дальнейшей разработке, но как рабочая концепция имеет право на существование.

 

 

http://kulgor.narod.ru/kongress/mamsik.html

_________________________



 

 

Случайно((  По смерти в конце 1870-х гг. купец ...

это все понятно....про его жизнь я читал и не раз) интересно другое...не как не могу понять границы его поместья(( где была дорога по которой он въезжал в поместье((..

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-351896
Поделиться на других сайтах

а еще вопрос...есть у нас озеро-голое,или как мы его называем -красное..там кроме всех построек есть интересная-дом из кирпича,высотой метров пять..в торце сверху дата 1917..недавно побывали там...интересная планировка...и ни где не могу найти инфу о нем(( может кто поможет?))

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-352608
Поделиться на других сайтах

Есть информация от местных комрадов, что это строение было предназначено для подачи воды в город - раньше из этого озера город водой питался - где то там в земле до сих пор трубопровод лежит от озера до города (какой то керамический ) .

 

а еще вопрос...есть у нас озеро-голое,или как мы его называем -красное..там кроме всех построек есть интересная-дом из кирпича,высотой метров пять..в торце сверху дата 1917..недавно побывали там...интересная планировка...и ни где не могу найти инфу о нем(( может кто поможет?))

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-365317
Поделиться на других сайтах

спасибо)



мда....как то оптимизма все меньше и меньше....и надежды найти что нить стоящее...ну или хотя бы интересное) складывается впечатление что в нашем районе НИЧЕГО и НИКОГДА  интересного не происходило....

Изменено пользователем ba2ra
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-365902
Поделиться на других сайтах

Карасукский р-н - 98 выявленных архпамятников. Соседний Баганский - 10. Археологи с Вами поспорили бы... :)

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-370314
Поделиться на других сайтах

как то оптимизма все меньше и меньше

 

Вовка земляк твой не унывает копает   :)

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-370334
Поделиться на других сайтах

ну вроде и мы нашли интересное место)) сколько не ездили-без находок не приезжали)) и находки интересные бывают) копейки по годам все старее и старее попадаются) только сохран не очень у некоторых..место хоть и перекопанное-но там по ходу металлисты работали...ямок как после бомбежки..но в принципе думаю будет еще что нибудь интересное) недавно монетку подняли 1898 года..так что продолжаем поиски)) 

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371830
Поделиться на других сайтах

сколько не ездили-без находок не приезжали

Выкладывай фото в отчет, с удовольствием посмотрим и за тебя порадуемся!

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371834
Поделиться на других сайтах

хорошо) кстати кроме всего прочего находяться гильзы от нагана...то там то там...ладно пару а то порой в одом мечте штук по 5 лежат...причем во дворах...

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371839
Поделиться на других сайтах

Как говорили в одном известном фильме:

- Саид, ты что здесь делаешь?

- Стреляли..

Видно у вас тоже стреляли.. :)

Изменено пользователем Dmitry13
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371841
Поделиться на других сайтах

Как говорили в одном известном фильме:

- Саид, ты что здесь делаешь?

- Стреляли..

Видно у вас тоже стреляли.. :)

возможно))))

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371845
Поделиться на других сайтах

Видно у вас тоже стреляли.. :)

Далеко не факт, а вот, что перезаряжали наган - это точно.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371857
Поделиться на других сайтах

Далеко не факт, а вот, что перезаряжали наган - это точно.

но есть и стрелянные гильзы) значит точно стреляли..

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371921
Поделиться на других сайтах

Попробуй найти словоохотливых бабушек, они еще по памяти Некрасова цитируют, может что интересное и расскажут.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371924
Поделиться на других сайтах

но есть и стрелянные гильзы) значит точно стреляли..

ava, наверное имел ввиду, что после выстрела гильза остается в барабане, а при перезарядке их одновременно вынимали и могли бросить в одном месте. Поэтому и по нескольку штук сразу находишь.

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371933
Поделиться на других сайтах

ava, наверное имел ввиду, что после выстрела гильза остается в барабане, а при перезарядке их одновременно вынимали и могли бросить в одном месте. Поэтому и по нескольку штук сразу находишь.

ну да,логично))

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/15719-karasukskiy-rayon/#findComment-371947
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...