Перейти к публикации

Русская деревня 19 века, часть 2 (условия жизни)


Степаныч

Рекомендованные сообщения

13.02.2018 в 21:09, андред сказал:

мужики, после отмены крепостного права, в деревнях стали объединяться в "колхозы". Так же называемые "колхозы" в банках брали ссуды под залог продукции. Т.е. от части был коллективный труд. И это было в царской России, и этот опыт в дальнейшем был перехвачен большевиками. И колхоз и ипотека все пришло оттуда :)

Да что то читал подобное. Вроде кооперативов образовывали. Знаю что у нас тут на кавказе помещики и князья местные пакостили всячески . 

Вот блин и говорю,меняется власть государственный строй а политика таже. Банки кооперативы ипотека блин

Изменено пользователем huntsman
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Русская деревня 19 века, часть 2 (условия жизни) создана на форуме Основной форум.

Жизнь русской деревни не ограничивалась обработкой земли и отношением к политическому строю.

 

Отрывки из статьи Безгина В.Б. (извините, но "многа букоф")

"Русская деревня конца XIX – начала XX века: грани крестьянской девиантности".

 

Крестьянский суицид

[...]

Добровольное лишение себя жизни, даже если оно представляет собой бегство от страданий, всегда воспринималось как тягчайший грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, ибо всякий грех отпускается только при покаянии. По церковным канонам самоубийц и даже подозреваемых в самоубийстве нельзя было отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах.

Для жителей русской деревни конца XIX – начала XX в. отношение к самоубийству в целом было созвучно с позицией православной церкви. Это подтверждают и этнографические источники. Среди крестьян самоубийство считалось тяжким, «смертным» грехом и объяснялось дьявольским наваждением («грех попутал»). По суждению ярославских крестьян самоубийство есть тяжкий грех, который совершается под влиянием нечистой силы, а душа самоубийцы поступает в распоряжение дьявола. Погребение самоубийц в деревне, согласно церковным постановлениям, совершалось без церковного отпевания, могилу располагали за кладбищенской оградой и крест на ней не ставили. Лица, которые покушались на самоубийство, никаким ограничениям в селе не подвергались, но насмешки по отношению к себе испытывать им приходилось.

[...]

Имеющиеся статистические данные дают основание утверждать, что в конце XIX – начале XX в. происходит рост числа самоубийств. Так, в России с 1870 по 1908 г. общее их количество увеличилось в 5 раз, а к 1910 — почти удвоилось. По данным статистики уровень самоубийств в Европейской части России вырос с 2,1 случая на 100000 населения в 1905, до 2,6 в 1907, 3,3 в 1910 и до 3,4 в 1912 г.  В условиях значительного преобладания в социальном составе населения страны крестьян большая доля самоубийств приходилась на них. По подсчетам доктора Жбанкова за 1905–1909 гг. из 9510 случаев самоубийств крестьяне составляли 57,3%, высшие и богатые классы — 11,5%, учащиеся — 10,7%, чиновники — 7,7%, армия и полиция — 7,5%. Более точная статистика по Петербургу за 1911 г. дала еще более красноречивые результаты; из общего числа самоубийц крестьяне составляли 78,14%, дворяне –7,71%, мещане — 11,74%, купцы — 1,53%, духовенство — 0,21%, иностранные поданные — 0,71% .

[...]

 Большинство корреспондентов этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева в своих сообщениях были солидарны в утверждении о том, что самоубийства в деревне были явлением редким. Такой вывод подтверждается и данными врачебно-медицинской и полицейской статистики. По подсчетам доктора медицины Е. В. Святловского в Волочанском уезде Харьковской губернии за период с 1874 по 1884 г., согласно данным полицейского управления, было совершено 57 самоубийств, т.е. в среднем в год приходилось 5,27 случаев суицида. Мужчины составляли 70,69% сельских самоубийц, на женщин приходилось 29,31%. В уездах Тамбовской губернии в конце XIX – начале XX в., по данным губернаторских отчетов, ежегодно регистрировалось от 28 случаев самоубийств в 1885 г. до 62 — в 1897 г. Максимальное число самоубийц в селах губернии было отмечено в 1910 г. — 88 крестьян в т.ч. 68 мужчин и 20 женщин. Доля женщин среди сельских самоубийц колебалась от 22% в 1884 г. до 39% в 1885 г. 

Возраст крестьян, совершивших самоубийство, составлял преимущество от 20 до 50 лет. Самоубийства детей и стариков были крайне редки. Так в 1908 г. в Тамбовской губернии был отмечен лишь один случай подросткового суицида. 18 марта этого года в с. Солдатской слободе Борисоглебского уезда удушился крестьянский мальчик Иван Гущин, 12 лет, причина — тоскливое состояние . По данным за 1904 г. наибольшее число суицидов в тамбовской деревне приходилось на возраст 20 — 40 лет 10 случаев, 5 самоубийств было совершенно крестьянами в возрасте от 40 до 60 лет. Таким образом, возраст большей части сельских самоубийц приходился на период наибольшей жизненно активности.

Если говорить о времени года, когда совершалось наибольшее число деревенских суицидов, то следует признать, что это весенне-летний период. Наименьшее число самоубийств в селе совершалось осенью и зимой. По нашим подсчетам за 1908 г. в Тамбовской губернии в этот период было совершено всего 4 самоубийства, в то время как за весну-лето этого года их было зарегистрировано 13. Данное наблюдение вполне согласуются с выводами специалистов о весенне-летнем максимуме самоубийств.

[...]

Место самоубийства, как правило, выбиралось рядом с домом, чаще всего это были хозяйственные постройки: сарай, амбар, рига, баня и т. п. Реже повешенных находили в собственном доме или в его сенях. Исключение составляет случай самоубийства, произошедший 23 июня 1904 г. в с. Шарапова Аладинской волости Шацкого уезда Тамбовской губернии, когда крестьянин Селиверст Федорович Евтюхин, 42 лет, повесился в ограде местной церкви .

[...]

Рассмотрим способы, к которым прибегали сельские самоубийцы. Повешение, как способ самоубийства, преобладало в крестьянских суицидах. За период с 1874 по 1884 г. к нему прибегло 42 (в т. ч. 33 мужчин и 9 женщин) из 56 деревенских самоубийц Волочанского уезда Харьковской губернии. Отравление, чтобы свести счеты с жизнью, использовали преимущественно крестьянки. Из шести отравившихся за десятилетие пять были сельскими бабами. И только на мужчин-самоубийц приходилось три случая самострела. 

[...]

В причинах повлекших суицид явно прослеживается гендерный фактор. Сельские женщины сводили счеты с жизнью чаще по причинам связанным с любовными или семейными отношениями. Деревенские мужики «лезли в петлю» преимущественно в результате жизненных событий, которые в своем следствии вели к потере репутации и общественного положения. Это могло быть разорение хозяйства, растрата мирских сумм, страх перед наказанием за совершенное преступление и др. Использованные документы не дают возможность в полной мере установить мотивы крестьянских самоубийств, в большинстве полицейских сводок причины суицидов не установлены. Однако, то, что оставалось тайной для урядника или станового пристава, не было таковой для односельчан. В условиях прозрачности деревенских отношений сельская молва о случившемся с большой долей достоверности устанавливала причины, толкнувшие человека на столь отчаянный шаг.

Для сельских женщин одной из причин суицида являлся фактор «несчастной любви», невозможность вступить в брак с любимым человеком. В корреспонденции из Буйского уезда Костромской губернии (1897–1899 гг.) автор рассказывает о крестьянской девушке Дарьей, которая любила сына местного лавочника Сергея, и чувства эти были взаимны. Но по воле отца сын женился на богатой мещанке из города, хотя была она «лицом корява и умом тупа». Вскоре после свадьбы Дарью нашли в овине, повешенной на поясе.

[...]

Для сельской бабы мотивов к самоубийству могли послужить побои и издевательства мужа. В 1899 г. в с. Сугоново Калужской губернии крестьянка, имевшая несколько детей, доведенная до отчаяния жестокими побоями мужа и издевательствами за мнимую измену, удавилась на чердаке . Рукоприкладство в крестьянской семье было явлением обыденным, поэтому весьма трудно определить, сколько среди женщин-самоубийц было тех, для кого уход из жизни стал бегством от побоев мужа-тирана.

Помимо повешения женщины-самоубийцы прибегали к отравлению. Чаще всего, как средство ухода из жизни, использовали раствор фосфорных спичек. Таким способом совершила самоубийство в 1898 г. крестьянка Анна, жительница Любимовского уезда Ярославской губернии. Будучи вдовой, имея двух детей и живя с родителями мужа, она забеременела, а по рождению задушила своего ребенка. Из-за страха, что преступление раскроется и обесчестит её, и по причине раскаяния за детоубийство, она отравилась. По сообщению уездного исправника Козловского уезда Тамбовской губернии за 1904 г. в с. Ржакса 20 марта отравилась фосфором крестьянка Марфа Павловна Сафронова, 20 лет; в с. Пичаево Курдюковской волости таким же способом 16 марта ушла из жизни крестьянка Федосия Сергеевна Журавлева, 25 лет . 26 февраля 1908 г. в земской больнице г. Моршанска от отравления уксусной эссенцией скончалась крестьянка с. Больших Куликов Александра Яковлевна Долгова, 21 года. Мужчины-самоубийцы, прибегшие к отравлению, чаще использовали мышьяк. Так 9 июля 1906 года в Усманском уезде Тамбовской губернии мышьяком отравился крестьян Федор Калядин . В этом же году 27 октября в с. Дюк Казачинской волости Шацкого уезда от отравления мышьяком умер Иван Павлович Алябьев, крестьянин того же села, 75 лет [6, д. 6248, л. 447].

У сельских мужчин причины самоубийств были иными, чем у женщин. Для крестьянина, как главы семьи, хозяйственное положение двора выступало основным критерием его общественного статуса. Поэтому разорение хозяйства могло послужить для мужика веской причиной для того чтобы свести счеты с жизнью. Так в одном из сел Калужской губернии в 1899 г. крестьянин удавился после того, как у него за недоимки, накопившиеся за несколько лет неплатежа податей, была распродана значительная часть его хозяйства, так что остались почти голые стены и одна лошадь . Аналогичный случай произошел в с. Семеновское Пошехонского уезда Ярославской губернии. В 1898 г. местных торговец, обладавший многочисленным семейством, повесился, узнав о предстоящей распродаже своего имущества с молотка за долги. В д. Рожновой Ростовского уезда той же губернии у зажиточного крестьянина 45 лет в результате пожара сгорело все имущество, включая скотину. По рассказам крестьян недели две он ходил, как помешанный, ни с кем не разговаривая, а потом повесился в лесу.

[...]

Другой причиной самоубийств деревенских мужиков являлось пьянство. В сообщениях информаторов приводились примеры совершения суицида в результате запоя. Крестьянин с. Красивка Козловского уезда Илья Яковлевич Никитин, 40 лет, 25 августа 1908 г. повесился, будучи в нетрезвом состоянии . Артемий Ильич Илюшкин, 26 лет, житель с. Антоновки Криушинской волости Тамбовского уезда 25 февраля 1908 г. удавился в пьяном виде в собственном доме. В д. Щербаковой Пятницкой волости Лебедянского уезда 30 июня того же года в нетрезвом виде повесился крестьянин Василий Мрачков, 50 лет . В ночь на 9 мая 1908 г. в арестантском помещении при волостном правлении удавился крестьянин с. Земетчина Игнатий Кирпичев, 35 лет, страдавший запоем. Таким образом, состояние опьянения, абстинентный синдром у крестьян, страдающих алкоголизмом, могли, при определенном стечении обстоятельств, стать причиной суицида.

[...] Преобладание среди деревенских самоубийц мужчин объяснимо их большей тягой к алкоголю и меньшей устойчивостью к стрессовым ситуациям.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Сельское пьянство

Начало 60-х гг. XIX в., по свидетельству современников, было отмечено резким всплеском сельского пьянства. Оценивая последствия отмены крепостного права, историки в основном акцентировали внимание на благоприятных факторах этого события для развития крестьянства. Действительно, после отмены крепостного состояния и общего смягчения политического режима, у сельских обывателей стало больше свободы. Но эта свобода употреблялась не только во благо. Утрата социального контроля со стороны помещика вела к росту девиантного поведения вчерашних крепостных крестьян. В деревне увеличилось употребление спиртного. Резко пошла вверх кривая сельской преступности, прежде всего за счет имущественных преступлений и преступлений против личности. 

[...]

В 1880–90-е гг. алкогольная экспансия буквально захлестнула русскую деревню. По наблюдению сенатора С. Мордвинова, обследовавшего Воронежскую губернию в 1880 г., в ней один кабак в среднем приходился на 189 дворов [10]. В с. Терновка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (1889 г.) на тысячу жителей приходилось четыре винные лавки. В течение года, по признанию виноторговцев, жителям села продавалось до тысячи ведер водки . С утра до позднего вечера велась торговля спиртным в трех кабаках с. Круглое Козловского уезда той же губернии (1880 г.). Когда здравомыслящие крестьяне данного села вынесли на сход вопрос о закрытии лавок, то он не нашел поддержки. Содержатели питейных заведений не поскупились на щедрое угощение, и дело было улажено в их пользу .

В деревне алкоголь употребляли значительно меньше, чем в городах. Душевое потребление хлебного вина (водки) в начале ХХ в. составляло в деревне – 1,2 ведра, а в городе на каждого взрослого мужчину в год приходилось около 4 ведер сорокоградусной. В Воронежской губернии (1902 г.) душевое потребление алкоголя в городах исчислялось объемом в 1,16 ведра (8,92 руб.), в уездах – 0,41 ведра (3,10 руб.).

[...]

Большой знаток сельского быта, Н. М. Астырев в работе «В волостных писарях» (1898 г.) замечал, что «пьяниц в крестьянском миру очень мало, один-два на сотню, наоборот 8–10 на сотню найдется совсем не пьющих» .  К выводу о незначительном распространении алкоголизма в крестьянской среде пришли и специалисты, изучавшие эту проблему в начале XX в. В результате обследования 20 селений (20 тыс. душ) Пензенской губернии, проведенного Д. Н. Вороновым в 1912 г., алкоголиков было обнаружено менее 40 человек . Такое положение вещей подтверждается данными тамбовской земской статистики. Количество умерших от пьянства, в уездах губернии, в период с 1883 по 1905 г., колебалось от 222 до 141 чел. в год .

[...]

Негативно жители русской деревни относились к неумеренному употреблению спиртного, сознавая, что такая пагубная страсть – верный путь к разорению. Отзываясь о бесхозяйственном мужике, односельчане говорили, что «был прежде хорошим хозяином, стал пить и разорился» . Иногда этой греховной страсти были подвержены целые селения. Так, в Ястребинской волости Орловской губернии при наделе 2,3 десятины на душу, на 552 работника приходился один кабак, и число разоренных хозяйств составляло 6,3%. В соседней Становлянской волости при одинаковом качестве земли и большем наделе в 2,5 десятины на душу, кабак приходился на 123 работников, а число разорившихся хозяйств достигало 23,2%. Эти факты относились к началу 1880-х гг. Но спустя четверть века таких свидетельств не стало меньше. В отчете о состоянии Орловской епархии за 1907 г. находим: «За последние два года села и деревни стали неузнаваемы: сами крестьяне мне указывали такие села, которые год назад были нормальными, работящими, религиозными и в течение нескольких месяцев развратились в конец, разорились на вино и представляют собой сборища полоумных, ленивых и жестоких людей» .

Крестьяне, подверженные пагубному пристрастию, приносили много горя своим семьям. В пьяном виде они дебоширили и считали своим долгом бить жен. По сведениям В. Птицына, изучавшего деятельность волостных судов Саратовской губернии в конце XIX в., они часто без жалоб и заявлений привлекали к суду и наказывали пьяниц, «для примера и страха другим». Так, крестьянина З. за пьянство и неплатеж податей и крестьянина О. за пьянство и буйные поступки приговорили к наказанию розгами . Сельское общество не оставалось безучастным в тех случаях, когда глава семейства пропивал имущество, что грозило потерей платежеспособности крестьянского двора. По сведениям крестьян: «Пьяница, пропивающий имущество, жестоко осуждается. За мотовство и пьянство, когда на это жалуются начальству – предают волостному суду».

[...]Праздник в восприятии крестьянина был непременно связан с употреблением вина. Согласно народной пословице «кто празднику рад – тот до свету пьян», крестьянин считал своей священной обязанностью напиться в праздник еще до обедни . Корреспонденты Этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева сообщали, что в большие религиозные праздники выпивка в селе – обычное дело. Традиционно «пь яными» днями в селе считались Рождество, Пасха, масленица, престольный праздник. В народе говорили: «Без блинов не масленица, а без вина не праздник» . Корреспондент «Тамбовских губернских ведомостей» в 1884 г. отмечал, что в храмовые праздники в селах идет поголовное, чрезмерное, продолжительное пьянство, сопровождаемое неприличными играми, плясками и всякого рода бесчинствами» . Мало в чем ситуация изменилась и в начале века. В той же газете за 1900 г. утверждалось, что «с раннего утра до поздней ночи в дни наших престольных праздников только и видишь на селе толпы пьяных компаний в истерзанном виде, в бесшабашном разгуле» .

[...] Побывать на празднике в деревне считали долгом. Вот, что по поводу этой обязанности говорил один из крестьян: «Приготовиться к празднику, как бы это не было трудно, а надо. Бедный должен купить четверть ведра водки простой и бутылку красной, средний полведра водки и четверть красной, зажиточный ведро водки и четверть ведра красной. Богатый, 2–3 ведра простой и полведра красной. Это в храмовый праздник и Пасху» . 

«Престольные праздники празднуют так: крестьяне варят пиво (брагу) и покупают водку. Из соседних селений приходят знакомые и родственники, старшие члены семьи обоего пола. К близкой родне ходит и молодежь. Молодые люди напиваться до пьяна стесняются. Тот, кто не принимает участие в праздниках, то считается скаредным» . Традиционное восприятие крестьянами праздника хорошо выразил А. Кычигин. В своей статье он отмечал, что «понятие «праздник» в умах народа соединяется с гулянкой, пьянством и разгулом. Праздники в селе сопровождаются пьянством, усиленным сквернословием, часто буйством, дракой» [24]. Дело до суда в таких случаях доходило редко, поссорятся, подерутся и помирятся без постороннего вмешательства.

Алкоголь был плотно вплетен в канву жизненных событий крестьянской семьи. Без спиртного не обходилось ни одно семейное событие будь-то свадьба, крестины, похороны. Ради экономии свадьбы крестьяне стремились приурочить к храмовому или двунадесятому празднику. Об отце, просватавшего дочь, в деревне говорили, что он «пропил девку». В предсвадебный пир – «запой», невестину родню угощали до хмеля. Величайшей честью для хозяев было то, что гости уходили пьянее пьяного. Сама сельская свадьба редко обходилась без 5 ведер вина и превращалась трехдневную пьянку . Священник А. Кудрявцев из Курской губернии в ответе на анкету Этнографического бюро в 1899 г. сообщал: «Свадьба обходится в 60 рублей. Самый бедный крестьянин покупает на свадьбу 4–5 ведер водки. Обильная попойка при браке поддерживается отчасти крестьянским самолюбием, старанием не ударить лицом в грязь, показать себя особенно перед новой родней, перед людьми другого прихода, другой местности: «смотри, дескать, как мы гуляем". 

Пили также в селе и на проводах в армию. Молодые люди, уходившие в солдаты, несколько дней подряд собирались друг у друга по очереди, пили водку и развлекались. Иногда, такие гулянки заканчивались драками и увечьями. Крестьяне к таким выходкам «годных» относились снисходительно, считая, что новобранцы имеют право хорошо погулять в последние дни перед службой. Вот как описано гуляние рекрутов в Карачаевском уезде Орловской губернии информатором Морозовым. «Пьют с начала на свои деньги, бывая сегодня у одного, завтрак у другого, заходят гостевать к родным и близким, знакомым, которые тоже угощают. На последних днях дают общественные деньги по 3 руб. на брата, почему пьянство и веселье «гожих» в последние дни доходит до своего максимума. В городе во все время пребывания пьют и ходят с гармошкой в руках по улице.

 «Я не знаю ни одного крестьянина, – делился свои наблюдениями сельский информатор из Орловской губернии, – который пил бы водку каждый день по рюмке и по две, но при случае очень редкий не напьется допьяна, а случаев выпадает много: выборы старшины, судей, старосты, сотского, наем пастуха, сев конопли, сбор общественных денег, – все это является достаточным поводом для того, чтобы устроить общественную попойку» . [...] Коллективная пьянка на сходе в русской деревне была обыденным явлением. Благочинный 7-го Тамбовского округа сообщал в духовную консисторию (1908 г.) о том, что мирские сходы и всякие заседания по общественным делам начинаются и заканчиваются попойкой . Решение мирских проблем всегда создавало множество поводов для массового пьянства. На сельских сходах пили в случаях избрания на должность, найма пастуха, раздела полей и лугов, сдачи в содержание мостов и кабаков, сдачи в аренду мирских земель, наложения штрафов, учета недоимок. В понятии крестьян сложилось представление, что быть на сходе и не пить водки – нельзя.[...]

В деревне не пили в будние дни, особенно в страдную пору. Крестьяне не употребляли спиртное в постные дни (среду и пятницу), так как это в деревне считалось большим грехом. Посты, особенно Великий и Успенский, соблюдались строго и мужики в эти дни водки не пили.

Употребление алкоголя в русской деревне было неравномерным в течение года, что зависело от агарного календаря, времени постов и т.п. В связи с этим интересно наблюдение земского врача В. И. Никольского, который в частности писал: «Мужик так же редко видит водку, как и мясо, и так же набрасывается на нее со всей жадностью. Обыкновенный мужик пьет водку, может – быть десять дней в году, но за то уже пьет вволю, до пьяна, пропивает такие деньги, на которые он мог бы быть сыт продолжительное время» . [...]

Регулярно водку в селе пили единицы, как правило, сапожники, кузнецы, отходники, т.е. лица не связанные с аграрным трудом. По мнению ярославских крестьян, развитию пьянства способствовали отхожие промыслы (работы на винокуренных заводах) и жизнь в городе. Они считали, что сапожники, кузнецы, бондари «набаловались» и привыкли к водочке благодаря своему занятию.

 

  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

там еще про сексуальные извращения в крестьянских семьях много написано

сюда уж не буду выкладывать

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почему-то большинство тут писавших, думают, что при "царском режиме" они бы вальсировали с институтками, пили каву и хрустели французской булкой.

 

Нет, мои дорогие, вы бы выглядели как те наши предки с фотографий. Вы бы жили в избах, топящихся по черному вместе с курями и телятами. Каждый третий ваш ребенок умирал бы ещё в детстве. Из грамоты вы бы знали только Псалтырь, и то в вольной транскрипции сельского дьячка. Потеря коровы для вас была бы смертельным приговором с отсрочкой, а если она пала бы и с лошадью - то почти мгновенным. 

И про церковь, большевиками порушенную. Но что же православные наши крестьяне невстали на её защиту. А наоборот, очень активно помогали этим самым большевикам церкви разрушать?

 

Ох, не понять нам, крестьянам центральных губерний РИ вас, сибиряков :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Заходил как-то на одной из первых страниц в эту темку... С самого начала вроде было интересно, но потом, разочаровался. Сложилось в моём понимании такое дело, что любой факт нужно мониторить с нескольких точек зрений. Для полноты картины так сказать. Начиная с точек зрения современников (эти книги давно в свободном доступе и если хотя бы Вы обложки читали) и заканчивая мнением  современных мудозвонов.

Про водку. Зачем селянам покупать водку??? Мля, в каждом доме своя брага и самогон. Совершенно тупая ху фигня, ну это я так думаю. Ну прочтите в конце концов историю "пьяных бунтов" по губерниям. Это когда открывались казённые питейные заведения. Ну и водка-казёнка там лилась рекой, а потом эти конторы селяне сжигали всей толпой. Потому как мужик подбухивал и хозяйство по бороде, вот жгли змия зелёного. А тут .ля послушаешь, так мужик бухал на деревне днями целыми. Друзья, забухайте на неделю, когда у Вас шесть и более детей. Слабо? Все страницы темы не читал - не интересно, по тому как, то беднота, то пьянство из пустого в порожнее... и хоть бы один привёл сравнительный анализ источников.

Ничего не стоит нахвататься верхушек и постить их с гранитной уверенностью, но ведь по факту не то пальто...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Гражданские войны,наверное - самые страшные из всех... И белые и красные - стреляли,вешали и грабили,с одинаковым ожесточением. Потому,что - "брат на брата",нет правых и виноватых,добрых и злых...   А,уже потом,историки где надо -"причесали и припудрили",а где то - сгустили краски,об односторонних зверствах. Так,победители  делали во все времена, к сожалению...:(

И,очень важно любому обществу,однажды - понять,принять это,и может быть... простить.

Изменено пользователем huntsman
  • Нравится 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ребят, я где-то информацию в документах читал, а может и книгу(не помню точно, но могу поискать если сильно нужно будет), о том, что в середине 19 века каждый человек мужского пола в России обязан был выпить в год определённое кол-во водки, и если не выпивал, то с него брали налог. Это было связано с тем, что государство зарабатывало на выпивке большие деньги(впрочем как и сегодня).

На правдивость информации не претендую, ничего никому доказывать и опровергать не берусь! Просто интересно насколько правильные или ложные эти сведения? Может кто знает и поделится.

 П.С. Сейчас возле бывших кабаков и постоялых дворов находим много монет, это хорошие хабарные места! Значит все-таки было на что гулять и чего терять!

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

9 минут назад, Svetliy04 сказал:

Ребят, я где-то информацию в документах читал, а может и книгу(не помню точно, но могу поискать если сильно нужно будет), о том, что в середине 19 века каждый человек мужского пола в России обязан был выпить в год определённое кол-во водки, и если не выпивал, то с него брали налог. Это было связано с тем, что государство зарабатывало на выпивке большие деньги(впрочем как и сегодня).

На правдивость информации не претендую, ничего никому доказывать и опровергать не берусь! Просто интересно насколько правильные или ложные эти сведения? Может кто знает и поделится.

 П.С. Сейчас возле бывших кабаков и постоялых дворов находим много монет, это хорошие хабарные места! Значит все-таки было на что гулять и чего терять!

Приветствую! Да было что то. Выкладывал во флудилке. Но тоже правда или нет не знаю. Там ещё за бунты было против этого.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 16.02.2018 в 20:34, Patriot716 сказал:

Почему-то большинство тут писавших, думают, что при "царском режиме" они бы вальсировали с институтками, пили каву и хрустели французской булкой.

 

Нет, мои дорогие, вы бы выглядели как те наши предки с фотографий. Вы бы жили в избах, топящихся по черному вместе с курями и телятами. Каждый третий ваш ребенок умирал бы ещё в детстве. Из грамоты вы бы знали только Псалтырь, и то в вольной транскрипции сельского дьячка. Потеря коровы для вас была бы смертельным приговором с отсрочкой, а если она пала бы и с лошадью - то почти мгновенным. 

И про церковь, большевиками порушенную. Но что же православные наши крестьяне невстали на её защиту. А наоборот, очень активно помогали этим самым большевикам церкви разрушать?

 

Ох, не понять нам, крестьянам центральных губерний РИ вас, сибиряков :)

От некоторых фактов трудно отпереться... у нас в большинстве деревень электричество провели в начале 1960х годов, а тут в 1912ом...а в 1910ом  алтайские крестьяне за год продали масла на 5 млн. рублей золотом...

 

Читал как то краеведческую книгу,  материал для которой собирали в 1970-80х годах, в общем воспоминания стариков о прошлой жизни. Чего реально удивило-ни один!!! не сказал, что при Советской власти жилось лучше, чем при царе. Нормальная жизнь при царе, счастливые времена НЭПа, а потом крах и безнадега коллективизации.  

DSC06254.JPG

DSC06256.JPG

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

13 часа назад, Караколь сказал:

От некоторых фактов трудно отпереться... у нас в большинстве деревень электричество провели в начале 1960х годов, а тут в 1912ом...а в 1910ом  алтайские крестьяне за год продали масла на 5 млн. рублей золотом...

 

Читал как то краеведческую книгу,  материал для которой собирали в 1970-80х годах, в общем воспоминания стариков о прошлой жизни. Чего реально удивило-ни один!!! не сказал, что при Советской власти жилось лучше, чем при царе. Нормальная жизнь при царе, счастливые времена НЭПа, а потом крах и безнадега коллективизации.  

DSC06254.JPG

DSC06256.JPG

Эта электростанция была запущена недалеко от моего места жительства, где в 1907 году 350 человек объеденились в маслоартель, продукция которого шла на экспорт!

 Мы часто гуляем рядом с этими местами и общаемся с местным населением, - жило большинство из них в начале 20 века просто припеваюче! 

В этом районе неподалеку было несколько развивающихся сел с населением в каждом по нескольку тысяч человек, гражданская война уничтожила половину, затем советская власть ещё проредила немного, но и постройка Чуйского тракта в стороне совсем уничтожила большинство из этих поселений. 

Сейчас картина плачевная. Мы изучаем и потихоньку исследуем данную территорию.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 часов назад, Svetliy04 сказал:

Эта электростанция была запущена недалеко от моего места жительства, где в 1907 году 350 человек объеденились в маслоартель, продукция которого шла на экспорт!

 Мы часто гуляем рядом с этими местами и общаемся с местным населением, - жило большинство из них в начале 20 века просто припеваюче! 

В этом районе неподалеку было несколько развивающихся сел с населением в каждом по нескольку тысяч человек, гражданская война уничтожила половину, затем советская власть ещё проредила немного, но и постройка Чуйского тракта в стороне совсем уничтожила большинство из этих поселений. 

Сейчас картина плачевная. Мы изучаем и потихоньку исследуем данную территорию.

Старый Чуйский тракт....интересные должны быть места.  У нас то же в начале 20 века практически в каждой деревне был либо маслозавод, либо т.н. сливочное отделение,  где сливки отделялись от молока, а потом уже перевозились на маслозаводы. Всему этому в начале 30х пришел кирдык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 10.02.2018 в 22:09, шорох сказал:

Вот опять искажение прошлого,

живя в комфортных условиях,не испытывая голода и т.д.(я о крестьянстве и пролетариате),

никто бы не пошел  поддерживать социалистов как вы пишите.

 

 

 

 

 

крестьяне ни кого не поддерживали...основная поддержка была в Питере. Остальная часть Руси молчала. Матрос Железняк, помните такого?, крикнул: Караул устал и власть подняли большевики.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Давай за твой счёт провезу тебя по России на экскурсию и увидишь своими глазами и услышишь своими ушами про жизнь деревенскую в современной России и фантазировать не будешь. И ещё, то что на фотках мы видим, это снаружи, и каждый со своими эмоциями, их комментирует, но на самом деле жизнь была насыщенной и везде по разному, даже в соседних деревнях, и сейчас так-же, от деревни зависит. У меня в ОК есть сфотографирована вся современная деревня, т.е. все сохранившиеся дома, зайди и посмотри.

Изменено пользователем huntsman
  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 11.02.2018 в 19:21, Караколь сказал:

Ой пля, умора...а откуда ж они возьмут то?? Куры насерут? 

Слышал выражение: продналог и продразверстка?...хоть книжки почитай, стариков поспрашивай, не стесняйся.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 05.03.2018 в 22:00, андред сказал:

А по середине Олег Янковский

:lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ничего не скажу про далекие земли Российские, но вот на примере своих предков. У моего прапрадеда на рубеже 19-20го века было 3ри сына. Не знаю ужкакими землями он владел и сколько, но по документам дом он поставил в 24м. Сыновья его были одеты очень прилично, для тех лет. Сужу по фото. Хозяйство крепкое, скот, лошадь и т.д. Когда и как он это нажил незнаю, но под раскулачку попал видимо позже. Отдал самовольно все нажитое трудом в колхоз и умер за столом в собственном доме. А потомки его потом в этом колхозе и трудились, дед во время вов за трудодни, пацаном.

Так что хорошо или плохо было? Рабочий человек никогда легко нежил!

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"нет ребята, всё не так!

всё не так ребята!"

(с)


мой род по матушке, был вольный труженик  
в селе, где не было оброка с барщиной
там жили воины, и в год контуженный
на вилы подняли продкомисарщину

 

потом, конечно же, ЧК нагрянуло
крестьянам, быстренько, с «наганов» равенство
церквам без маковок – венок бурьяновый
на право жить налог – не рассчитаешься

 

ярмом на шею им, век "равноправия" 
что плуг, что «мосинка» - со всем обучены
и пОтом с кровушкой себя прославили
они ж трёхжильные, как Русь живучие

 

а в годы лютые, когда по горнице
враг сапогом прошёл, они не взятками
земле-кормилице отдали сторицей
ушли-то сотнями… пришли десятками

 

в сто метров памятник, на Красной Площади
табличка – золотом, века бесправия
вам внуки выстроят, всё ж  вспомнив жертвы те
и рюмку горькую, в помин… за здравие!

 

 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Засрали тему

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...