Буржуй 2 323 Опубликовано: 29.04.2018 18:25 ЗОЛОТООРДЫНСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. 2018. Т. 6, № 1 145 © Петров П.Н., Кравцов К.В., Гумаюнов С.В., 2018 ДИСКУССИИ УДК 737(470.4)"12" DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.145-158 МОНЕТЫ САРАЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 660-Х ГГ.Х. / 1260-Х ГГ. П.Н. Петров 1, К.В. Кравцов 2, С.В. Гумаюнов 3 1 Центральный Государственный музей РК Алматы, Республика Казахстан ppn@zmail.ru 2 Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург, Российская Федерация konstantin-kra@hermitage.ru 3 Министерство промышленности и энергетики Саратовской области Саратов, Российская Федерация GumayunovSV@saratov.gov.ru Целью публикации является введение в научный оборот самых ранних на сего- дняшний день серебряных монет Берке, битых на монетном дворе Сарай (т.е. во Дворце). В результате длительного отслеживания находок в районе г. Саратова не- обычных серебряных анонимных джучидских дирхамов авторами статьи была соб- рана информация, позволяющая атрибутировать необычные монеты. На одном эк- земпляре обнаружен год выпуска – 663/1264–1265 гг., т.е. год управления Берке улу- сом Джучидов. На другом, относящемся к выпускам этого же типологического ряда, указано место чеканки – Сарай. Всего зафиксировано 19 монет. Дирхамы представ- лены в 3-х номиналах, ни один из которых не несет тамг. Никогда ранее подобные монеты в научной литературе не изучались. Новизна в первую очередь заключается в информации, которая заключена в этих монетах. На большинстве экземпляров стоит лакаб эмитента: Призывающий к пра- вильному пути, помощь мира и веры, что однозначно указывает на властителя, при- нявшего ислам, и на отсутствие у него титула хан. Анализ собранной информации, а также учет того обстоятельства, что в улусе Джучидов в XIII веке монетное обраще- ние носило исключительно региональный характер, ставят весьма актуальные вопро- сы не только о месте расположения Сараев Берке и Бату, но и о том, что следует понимать под топонимом Сарай, помещенным на монеты в ранний период существо- вания улуса Джучидов (во второй трети XIII века). Не исключено, что наши совре- менные представления о Сарае как о конкретном городе – ошибочны. Впервые, бла- годаря проведенному исследованию, начало монетного производства в Сарае оказа- лось вплотную приближено к 650-м гг.х./1250-м гг. Ключевые слова: Джучиды, Сарай, Укек, город Саратов, монеты, дирхамы, ла- каб и титул, Берке, исма‘илиты Для цитирования: Петров П.Н., Кравцов К.В., Гумаюнов С.В. Монеты Сарая первой половины 660-х гг.х. / 1260-х гг. // Золотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 1. С. 145–158. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.145-158 Одним из принципиально важных вопросов джучидской нумизматики является выяснение времени начала работы монетных дворов в разных ре- гионах в XIII веке. Связано это с необходимостью осуществления оценки развития денежного обращения в этих областях, денежной политики властей и той роли, которая отводилась, в частности, монетному делу в развитии эко- номики государства. До настоящего момента монетная продукция Сарая бы- ла известна, только начиная со времени правления хана Менгу-Тимура (см., например, [6, табл. 3]). Поэтому любая новая информация о более ранних выпусках этого двора представляется крайне важной и значимой. В настоящем исследовании приводится нумизматический материал, проис- ходящий из округи г. Саратова. Всего 19 монет – серебряные дирхамы, ано- нимные, без изображений тамг. Семь экземпляров из них являются кладом. Младшая и единственная датированная монета помечена 663/1264–1265 гг. На одном экземпляре указано название монетного двора – Сарай, и еще на двух чтение аналогичного топонима можно предполагать. Целью данного исследо- вания является не только введение в научный оборот нового нумизматического материала, но и попытка оценить значимость этого источника для решения как внутридисциплинарных, так и общеисторических проблем. Начнем с описания монет. Все изображения дирхамов приведены в фото- таблицах, а их номера соответствуют номерам описаний и сведений в табли- це 1. Монеты формально разбиты по группам. За дифференцирующий крите- рий принято содержание и структура легенд на каждой стороне дирхама. Ес- ли на одной стороне двух монет легенды одинаковые, а на оборотной – раз- ные, то эти экземпляры относятся к дирхамам разных групп. Критерием ва- рианта является иное расположение слов легенды на любой строке хотя бы на одной стороне монеты. Номера монет в каталоге соответствуют номерам в таблице 1 и в фототаблицах 1, 2. Каталог монет Группа I. Для наглядности метрологические параметры монет, которые нам уда- лось зафиксировать, приведены в таблице 1 (см. ниже). Клад был найден в конце 1990-х гг. совершенно случайно на территории, не имеющей культурного слоя. Остальные монеты также представляют собой случайные находки в основном конца XX века. На разных интернет-сайтах постепенно появляются новые сведения о на- ходках монет изученных нами типов. Авторы не стремились использовать весь известный им нумизматический материал, но в первую очередь постави- ли перед собой задачу описать все зафиксированные типы дирхамов и ввести в оборот самый ранний клад сарайских монет. Рассмотрим особенности монет, которые обращают на себя внимание. Во-первых, отметим присутствие дирхамов нескольких весовых стандартов: 0,66–0,74 г; 1,12–1,19 г и 1,5–1,6 г, – то есть нескольких номиналов. Самый мелкий из них существенно отличается оформлением и размерами монетного кружка. Во-вторых, анонимность выпусков и отсутствие тамг указывают на время чеканки этих дирхамов – перед нами продукция монетного двора, ра- ботавшего до прихода к власти хана Менгу-Тимура. Наличие же года на од- ном из экземпляров клада лишь подтверждает их принадлежность ко времени Берке. Кроме того, эти монеты позволяют сравнить выпуски времен Берке без тамги до 663 г.х. включительно и недатированные эмиссии с его же тамгой в Крыму и в Присырдарьинском регионе. Если в 663 г.х. тамги Берке на моне- тах еще нет, то это означает только одно – тамга появилась позднее в 664/1265–1266 гг. Это косвенно подтверждает наше предположение о том, что Берке мог успеть до своей смерти в 664 г.х. взойти на ханский престол [7, с. 71–72; 8, с. 621–622]. В-третьих, далеко не на всех типах дирхамов указа- но название монетного двора. Лишь на двух из них удалось прочесть Сарай, причем, на фракциях с большой натяжкой. Судя по такому отношению к вы- пускным сведениям, эти данные не считались обязательными и важными. Таблица 1 Информация о находках монет В-четвертых, существенным моментом является активное использование в легендах дирхамов Сарая калимы. Не всегда текст калимы приведен полностью, но важен сам факт его постоянного употребления, поскольку в данном случае это свидетельствует о религиозных предпочтениях владельца и хозяина Сарая (=Дворца), т.е. самого Берке. Кроме калимы на большинстве монет (на 14 экз.) присутствует мусульманский комплексный лакаб ад-да‘и ила-л-худа (=при- зывающий к правильному пути) и нусрат ад-дин ва-д-дунйа (=помощь веры и мира). Вторая часть данного титула нусрат ад-дунйа ва-д-дин, без инверсии слов, помещена на крымских дирхамах со «стремявидной» тамгой, при этом первый компонент лакаба иной, чем на выпусках Сарая – падишах ислама. Если наличие калимы на монетах Чингизидов не является критерием для установле- ния исповедания ханом ислама2, то лакаб достоверно свидетельствует об этом. В частности, термин ад-да‘и был титулом, использовавшимся несколькими мусульманскими религиозными группами для обозначения верховных миссио- неров3. Его применяли в среде му‘тазилитов, зайдитов, приверженцев Абу-л- (2 В Каракоруме при каане Мöнгке также чеканилась монета с символом веры, хотя каан мусульманином не был. 3 В контексте исламской истории термин ад-да‘и ила-р-рида связан с событиями, приведшими к ‘аббасидской революции, когда анти-омаййадская пропаганда велась под лозунгом ар-рида мин ал Мухаммад, т.е. благоугодный [общине верующих] из рода Му- хаммада. Но и после установления власти «благословенной» династии этот лозунг про- должал существовать опять-таки в своем оппозиционном значении, однако теперь уже он был выдвинут ‘Алидами как призыв к анти-‘аббасидским действиям. В ши‘итской среде этот девиз получил несколько иное толкование. Как известно, ‘Алиды создали религиоз- но-политическую теорию имамата. Согласно этой теории, руководство общиной должно осуществляться потомками ‘Али и Фатимы, которых Аллах избрал непосредственными выразителями своей воли. Таким образом, право потомков на власть имеет божественное происхождение и не нуждается в одобрении всей общиной, а только Аллахом. В их ис- толковании данный лозунг нужно понимать как благоугодный [Аллаху], иначе – имам, из рода Мухаммада – потомок ‘Али и Фатимы [2, с. 161–174]. 4 Эмитент ал-Хасан б. Зайд, Амул, 254/868 г. Серебро. В= 2,73 г. Частная коллекция [14, lot nr 674]. На л.с. титул ад-да‘и ила-л-хакк = Призывающий к истине.) Хаттаба и, главным образом, исма‘илитов (см., например, фототабл. 2/20 – дир- хам ‘Алидов Табаристана4) [12, p. 355–374; 13, p. 97–98]. Берке принял ислам ханафитского мазхаба (кубравийского тариката) под влиянием известного су- фийского шейха Сайф ад-Дина ал-Бахарзи [10, с. 399–400] и получил иджаза – разрешение обучать или проповедовать, т.е. призывать. Пожалуй, самый «фан- тастический» рассказ об обращении Берке в ислам приводит персидский исто- рик ал-Джузджани: «Когда мать родила Берка-хана, отец его сказал: «Этого сына я сделаю мусульманином, добудьте ему мусульманскую кормилицу, что- бы она его пуповину обрезала по-мусульмански и чтобы он пил мусульманское молоко, ибо этот сын мой будет мусульманином». Согласно этому указанию, пуповину его обрезала кормилица по мусульманскому обряду, и он (Берка) пил мусульманское молоко. По достижении им срока обучения и наставления со- брали несколько мусульманских имамов и выбрали одного из них для обучения его (Берка) Корану. Некоторые заслуживающие доверия люди рассказывали, что обучение его Корану происходило в Ходженде, у одного из ученых благо- честивцев этого города. По наступлении срока обрезания над ним (Берка) со- вершили этот обряд, а по достижении им возмужалости в войско его были на- значены все мусульмане, находившиеся в стане Туши-хана» [4, с. 16]. В XIII веке суфизм как форма народного ислама начинает активно вливаться в жизнь ханского домена Поволжья и Крыма. Именно с именем Берке связано переселе- ние из Средней Азии около 1800 ученых-проповедников. Нижнее Поволжье и Крым становятся домом и местом пропаганды для нескольких суфийских братств: бабаи, йасавиййа, вафаи, хайдари и, конечно же, каландари [1, с. 143– 145; 5, с. 69]. Естественно, все это совершалось по воле и с одобрения Берке. Таким образом, если Берке использовал мусульманский лакаб нусрат ад-дунйа ва-д-дин, то он вполне мог иметь и титул ад-да‘и ила-л-худа падшах ал-ислам, т.е. являться главой ислама [в своей стране], верховным проповедником, призы- вающим встать на правильный путь – путь принятия ислама. Собственно, это напрямую и зафиксировано в монетных легендах как Сарая, так и Крыма. Та- ким образом, нумизматический источник документально подтверждает, что Берке был мусульманином. Следует отметить также отсутствие у этого эмитен- та титула хан, что является однозначным показателем статуса Берке. В настоящее время мы предполагаем, что дирхамы № 15–19 (см. фототабл. 2) являются фракциями полновесных серебряных выпусков, обращавшимися если не одновременно с монетами № 1–14, то, по крайней мере, при Берке. Эта гипотеза зиждется на представлении об отсутствии чеканки в Сарае Бату и возможности использования калимы на монетах Сарая (=Дворца) в период управления Берке. В этой связи следует учитывать и тот факт, что Бату не был мусульманином. Естественно, что этих сведений не достаточно для однознач- ного решения вопроса о периоде выпуска упомянутых фракций. Поэтому окончательное заключение о времени их чеканки еще только предстоит сде- лать в будущем. Не исключено, что будут обнаружены монеты, относящиеся и к эпохе владычества Бату, помимо уже известных медных и серебряных эмис- сий без выпускных сведений, бившихся в Булгаре и помеченных теофорным именем покойного багдадского халифа ан-Насира ли-дини ллаха. Как уже упоминалось выше, регион, где встречаются находки описанных монет – округа современного города Саратова или средневекового Укека. Это явно не случайное совпадение. По сути, мы фиксируем локальную террито- рию обращения этих эмиссий, что может свидетельствовать о функциониро- вании монетного производства с наименованием Сарай именно в этом рай- оне. В XIII веке, особенно во второй и третьей четверти, каждый регион (где это было необходимо) обеспечивал себя собственной монетой, за пределы которого она практически не выходила. Это касалось, в том числе, и серебря- ных выпусков. Владетельным Чингизидам хан указывал области сезонной кочевки в их юртах для организации успешного почтового сообщения. По- этому ни Бату, ни Берке не были вольны кочевать там, где им захочется даже в пределах своего юрта. Надо полагать, и Сарай каждого из властителей не мог возникнуть там, где данный потомок Джучи не кочевал. Находки сарай- ских дирхамов времен Берке в округе Саратова ставят весьма актуальные вопросы не только о месте расположения Сараев Берке и Бату, но и о том, что следует понимать под этим топонимом в ранний период существования улуса Джучидов (во второй трети XIII века). Не исключено, что наши современные представления о Сарае как о конкретном городе – ошибочны или как мини- мум должны быть не столь однозначны. Но не следует забывать, что на моне- те стоит не название города, а лишь название монетного двора (слова город перед ним отсутствует). Саратовская округа богата находками джучидских дирхамов XIII века не- обычных типов. Так, на Хмелевском I селище была обнаружена серебряная монета с китайскими иероглифами на одной стороне и тамгой Менгу-Тимура на другой. Второй однотипный экземпляр был найден в Вольском районе меж- ду г. Вольском и Рыбным – то есть там же, где дирхамы № 3, 13, 15–18 [11, p. 5–22; с. 153–155]. Мнение авторов о том, что выпуски с китайскими иерог- лифами появились как следствие получения Менгу-Тимуром печати от Хуби- лая вскоре после восхождения на ханский престол – далеко не бесспорно. Мен- гу-Тимур рассматривается этими исследователями лишь как Чингизид- владелец улуса. И печать, присланная Хубилаем, не могла быть какой-то иной. Статус же джучидского властителя реально изменился – он стал ханом, наре- ченным при избрании кааном, независимым правителем с неограниченной властью, что однозначно подтверждают легенды и его тамга на продукции разных (практически всех) монетных дворов нового государственного объеди- нения. Причина появления подобных дирхамов может быть связана с проведе- нием курултая и восшествием на ханский престол Менгу-Тимура, а год выпус- ка в этом случае должен быть 665 г.х. Монетные легенды с китайскими иерог- лифами и их содержание лишь указывают на законность такого акта и сопоста- вимость (если не равнозначность) власти хана Золотой Орды и Хубилая. По- добная трактовка тоже вполне возможна. Монеты эти так же, как и изучаемые нами в статье, биты, видимо, в Сарае. Об этом свидетельствует не только район находки, но и их типология. Без сомнения, выпуск донативных дирхамов с китайскими иероглифами был краткосрочным (не исключено, что даже разо- вым), поскольку эти монеты крайне редки, и в настоящий момент их известно менее 5 экземпляров. Изучаемые же дирхамы времени Берке чеканились отно- сительно продолжительное время и, видимо, регулярно. Теперь обратимся к самому раннему из известных на сегодняшний день кладов серебряных дирхамов Сарая, монеты которого помечены нами в таб- лице 1 и на фототаблицах буквой «к». Клад небольшой – всего 7 экземпляров, отнесенных к трем условным группам. Одна из них датирована 663 г.х. Ско- рее всего, дирхам этой группы и является младшей монетой клада, а наиболее распространенными были выпуски группы II.2 – их 4 экз. (более 50% от всего состава). Такая датировка тезаврации клада, как нам представляется, имеет право на существование по причине отсутствия в комплексе монет с тамгой Берке, которая появилась на нумизматических памятниках Крыма и Присыр- дарьинского региона улуса Джучидов не ранее 664 г.х. Эта же тамга должна была присутствовать и на сарайских выпусках, если бы их чеканка велась в 664 г.х. Не исключено, что в будущем такие дирхамы будут обнаружены. Клад, скорее всего, представляет собой содержимое кошелька. Подводя итоги проделанной работы, и обобщая полученные результаты, хотелось бы обратить внимание на следующие ключевые моменты. В науч- ный оборот введен целый комплекс нумизматических памятников монетного двора Сарай, битых при Берке. Все выпуски, условно отнесенные к несколь- ким типологическим группам, ‒ анонимные, не несут тамг и чеканены по трем весовым нормам (то есть 3-х номиналов). На монетах этого эмитента нет титула хан, но присутствует его мусульманский лакаб. Рассматриваемый комплекс скорее ставит больше вопросов перед исследователями, чем дает ответов. Он заставляет по-новому взглянуть на некоторые моменты, казав- шиеся ранее однозначно решенными, в том числе – где находился Сарай (=Дворец) Берке и что называли в те времена Сараем Берке. Следует ожидать новых находок ранних эмиссий серебряных дирхамов монетного двора Са- рай, которые позволят не только увеличить их статистику, но и глубже про- никнуть в суть выявленных проблем. В настоящее время, благодаря прове- денному исследованию, начало монетного производства в Сарае оказалось вплотную приближено к 650-м гг.х. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абдульвапов Н. Суфизм и начальный этап активного распространения исла- ма в Крыму // Культура народов Причерноморья. 2006. № 79. С. 140–149. 2. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской об- щине в раннем исламе // Ислам: Религия, общество, государство. М., 1984. С. 161– 174. 3. Дафтари Ф. Краткая история исма‘илизма: Традиции мусульманской общи- ны / пер. с англ. Додыхудоевой Л.Р., Додхудоевой Л.Н. М., 2004. 273 с. 4. Джузджани. Насировы разряды // Сборник материалов, относящихся к ис- тории Золотой Орды. [Т.] 2: Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тизенгаузеном и обработанные А.А. Ромаскевичем и С.Л. Волиным. М.; Л., 1941. С. 13–19. 5. Крамаровский М.Г. Ибн Баттута о тюркском исламе // Золотоордынское обо- зрение. 2014. № 1(3). С. 64–74. 6. Петров П.Н. Клад из Дев-кескен-кала и вопросы начала чеканки серебряных монет в Джучидском улусе // Золотоордынская цивилизация. 2010. Вып. 3. С. 121– 149. 7. Петров П.Н., Байпаков К.М., Воякин Д.А., Ересенов Д.С. Средневековый го- род, обнаруженный в долине реки Или (нумизматический аспект) // Нумизматика Золотой Орды. 2014. №4. С. 61–76. 8. Петров П.Н. Деньги и денежная политика Джучидов в XIII–XV вв. // Золо- тая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. С. 616–633. 9. Пырсов Ю.Е. Каталог джучидских монет Саратовского областного музея краеведения. Казань: изд. Казанского унив., 2002. 64 с. 10. ар-Рамзи М. Талфик ал-ахбар ва талфик ал-асар фи вакаи‘ Казан ва Булгар ва мулук ат-татар / каддама лаху ва ‘аллака ‘алайхи ва вада‘а фахарисаху Ибрахим Шамс ад-Дин. ал-джоз ал-аввал. Байрут, 1423/2002. 736 с. 11. Belyaev V.A., Sidorovich S.V. Juchid coin with Chinese legend // Archivum Eurasiae Medii Aevi. 2014. [Vol.] 20 (2013). P. 5–22; Беляев В.А., Сидорович С.В. Джучидская монета с китайской легендой // Труды Государственного Эрмитажа. [Т.] LXXXI: Материалы и исследования Отдела нумизматики. СПб.: изд-во ГЭ, 2017. С. 153–167. 12. Vardanyan A. Numismatic Evidence for the Presence of Zaydī ‘Alids in the Northern Jibāl, Gīlān and Khurāsān from AH 250 to 350 (AD 864–961) // The Numismatic Chronicle. 2010. [Vol.] 170. P. 355–374. 13. Hodgson M.G.S. Dāʽī // The Encyclopedia of Islam. New edition. Vol. II. Leiden, 1991. P. 97–98. 14. Morton & Eden Ltd. Auction Catalogue nr 66: Ancient, British, Islamic and World Coins, Historical Medals and Plaquettes. Thursday, 7 November 2013. London. Сведения об авторах: Павел Николаевич Петров – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центрального Государственного музея Республики Казахстан (050059, микрорайон «Самал-1», д. 44, Алматы, Казахстан). E-mail: ppn@zmail.ru Константин Валерьевич Кравцов – зав. сектором монет Античного мира и стран Азии и Африки Государственного Эрмитажа (190000, Дворцовая набережная, 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация). E-mail: konstantin-kra@hermitage.ru Сергей Валентинович Гумаюнов – историк, начальник отдела нефтегазового комплекса Министерства промышленности и энергетики Саратовской области (410042, ул. Московская, д. 72, Саратов, Российская Федерация). E-mail: GumayunovSV@saratov.gov.ru Поступила 29.11.2017 Принята к публикации 02.03.2018 Опубликована 29.03.2018 Всем удачи! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение