Frau

Как строили на Руси

56 сообщений в этой теме

Как строили на Руси

11873457_m.jpg

Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись творцам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной  силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными таинствами…

Определение центра

11873476_m.jpg

Строительство начиналось с определения ритуального центра.  Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

11873468_m.jpg

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы. На ранних этапах истории у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее. Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет».  Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и  достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу. Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.

Прорубание окон и дверей

11873479_m.jpg

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Покрытие дома

11873482_m.jpg

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония,  ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и  безопасным, только будучи покрытым. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши. На Севере устраивали«саламатник» — торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.

Источник: Как строили на Руси
© Русская Семерка russian7.ru

8

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Статья очень интересная.Благодарю Вас. Только вот о человеческих жертвоприношениях впервые слышу.Конечно же это не означает что его не было,но странно как то,имхо не по нашему)).На вуду больше смахивает.Про пацирю слышал(прежде чем построить дом возносили предкам).Про развешенное мясо на шестах,тоже слышал/читал.Про камешки разные там,перевернутые сковороды.Но чтоб человеков или каку иную живность-откровение для меня.Надо будет "порыскать")

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Про человеческие жертвы не верю, а вот коней приятель  при шурфлении пару раз выкапывал. В прямом смысле,  практически полный костяк. И не на поселении основанном в какие то мифические времена, а на обычной "восемнахе". Как они в домовые ямы попали-непонятно. 

Изменено пользователем Караколь
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@Караколь так есть, если не ошибаюсь, исторический факт, что до крещения Руси под первый венец клали младенца в качестве жертвоприношения. это уже потом монеты и прочее....

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Много раз находили кости именно крупных животных в фундуках....и как правило много монет

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С младенцем, чёт перебор))),как впрочем и с самими жертвоприношениями.С конем действительно загадка.Для крестьянина конь-кормилец,для воина-друг и брат.Я уже не говорю о цене вопроса.Деревья то многих пород не рубились,грехом считалось.Ибо дети они Земли и Неба.И не исключали они,что души предков вселялись в деревья, определенных пород.А тут живого человека.И в фундамент.В какой такой фундамент?!)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Задавался вопросом по поводу костей(животных),как говорят старики-а куда было дохлый скот девать?! вот в старые домовые ямы и сбрасывали

Изменено пользователем kolj
1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

у языческих славян человеческих жертвоприношенний небыло. единственно ученые утверждают что у западных славян были такие случаи.не всем источникам следует верить.например первые летописи сибири писали на полном серьезе о людях-чудовищях с ртом на пузе

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для тех , кому интересна данная тема , рекомендую прочитать книгу "Изба и хоромы"  автор Беловинский Л. Б. 

Автор этой книги – кандидат исторических наук, профессор кафедры музееведения Московского государственного университета культуры и искусств; он преподает историю русской материальной культуры на кафедре музеологии Российского государственного гуманитарного университета и кафедре музейного дела Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма. Круг его научных интересов – история русской повседневной жизни XIX в. и ее составляющих-историй материальной культуры, истории быта. Им подготовлена к защите докторская диссертация по теоретическим проблемам исследования истории повседневности. Л.В. Беловинскому принадлежит ряд книг: «С русским воином через века», «К истории русской православной церкви», первое в стране учебное пособие для музейных работников «История русской материальной культуры», «Типология русского народного костюма», уникальный «Российский историко-бытовой словарь», учебно-справочное пособие «Вспомогательные исторические дисциплины», многие десятки научных и научно-популярных статей в различных энциклопедических изданиях, «Былом», «Покупателе», «Отечестве». Сейчас в разных издательствах готовятся к выходу его новые издания учебников по истории материальной культуры, по истории государственных учреждений России, «Словарь истории российской повседневности» и другие работы, в том числе и написанные по заказу Парижского университета Сорбонна, где Л. В. Беловинский читает лекции по истории русского быта. 
      В ближайших планах автора и нашего издательства – продолжение этой книги, посвященное повседневной жизни русского города XIX в.

Книга легко находится на просторах интернета...

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, kolj сказал:

Задавался вопросом по поводу костей(животных),как говорят старики-а куда было дохлый скот девать?! вот в старые домовые ямы и сбрасывали

Вот и у меня похожая мысль была.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Вовка54регион сказал:

Для тех , кому интересна данная тема , рекомендую прочитать книгу "Изба и хоромы"  автор Беловинский Л. Б. 

Автор этой книги – кандидат исторических наук, профессор кафедры музееведения Московского государственного университета культуры и искусств; он преподает историю русской материальной культуры на кафедре музеологии Российского государственного гуманитарного университета и кафедре музейного дела Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма. Круг его научных интересов – история русской повседневной жизни XIX в. и ее составляющих-историй материальной культуры, истории быта. Им подготовлена к защите докторская диссертация по теоретическим проблемам исследования истории повседневности. Л.В. Беловинскому принадлежит ряд книг: «С русским воином через века», «К истории русской православной церкви», первое в стране учебное пособие для музейных работников «История русской материальной культуры», «Типология русского народного костюма», уникальный «Российский историко-бытовой словарь», учебно-справочное пособие «Вспомогательные исторические дисциплины», многие десятки научных и научно-популярных статей в различных энциклопедических изданиях, «Былом», «Покупателе», «Отечестве». Сейчас в разных издательствах готовятся к выходу его новые издания учебников по истории материальной культуры, по истории государственных учреждений России, «Словарь истории российской повседневности» и другие работы, в том числе и написанные по заказу Парижского университета Сорбонна, где Л. В. Беловинский читает лекции по истории русского быта. 
      В ближайших планах автора и нашего издательства – продолжение этой книги, посвященное повседневной жизни русского города XIX в.

Книга легко находится на просторах интернета...

Интересно.Почитаем.Благодарю.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из письменных источников известно, что восточные славяне-язычники приносили в жертву идолам животных, зерно, различные вещевые подарки, совершались и человеческие жертвоприношения. Возле изображений языческих божеств происходили гадания, ритуальные жребии, язычники клялись «по русскому закону… оружием своим и Перуном богом и Волосом скотьим богом» . Жертвоприношение — в языческой (дохристианской) традиции главный религиозный обряд.
О человеческих, жертвоприношениях у славян-язычников говорится во многих церковных поучениях и в летописях. Например, под 983 г. в летописи сообщалось о решении старцев и бояр в Киеве: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам» ; в начале, княжения Владимира Киевского, когда приносили человеческие жертвы, «осквернилась кровью земля Русская» . Но такие жертвоприношения совершались только у главных языческих богов и до последнего времени не были документированы археологическими исследованиями. В Звенигороде же они зафиксированы во многих местах.
На одном капище совершались человеческие жертвоприношения, в том числе детские. Найдены кости более чем 30 расчлененных скелетов, сложенные в ямы и сопровождаемые вещами. Принесение в жертву богам взрослых людей и детей-первенцев имело место во многих языческих религиях.

 

Это я нашел на просторах интернета,а так то в летописях наших неоднократно упоминались приносимые человеческие жертвы не очень мирному богу Перуну. При появлении на Руси христиан ,оных первыми и пускали под жертвенный нож. Когда Святославу пришлось худо в Доростоле,он тоже принес нескольких своих дружинников христиан в жертву. "О времена-о нравы"

Тут вот что интересно лично для меня,христианство приживалось на Руси очень долго..несколько сот лет. Очевидно предки наши были очень воинственны  и "кровожадны". Недаром у нас была "дружба навек с гунами")))

Изменено пользователем СергейЧ
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Прабабушка рассказывала,что раньше в Сибири заметало так,что из домов выбраться не могли и если кто то умирал то похоронить его на кладбище было невозможно. Хоронили (предавали земле ) в погребах ,кто то потом весной перезахоранивал,а кто то так и оставлял...

Это я к тому,что чего только на фундуках не найдешь)))

Изменено пользователем СергейЧ
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

@СергейЧ При всем моем уважении к Вам,не соглашусь и не приму на веру утверждения о жертвоприношениях из христианских источников(с уважением к верующим).Как Вы верно заметили,христианизация Руси была долгой и не простой.И это была, ни чем иным как война, в том числе и информационная.Какое такое жертвоприношение?! Если у славян(до христианизации) не было тюрем,казней,рабства.Не "состыковочки"  явные.

44 минуты назад, СергейЧ сказал:

Тут вот что интересно лично для меня,христианство приживалось на Руси очень долго..несколько сот лет

Да потому что излишне терпеливы.И с уважением относимся к тем или иным верованиям.И у нас, до не давнего времени,религия была неким симбиозом,ведизма и раннего христианства.Сравните праздники славянские с христианскими.Тех же святых.Много любопытного.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, Караколь сказал:

Про человеческие жертвы не верю, а вот коней приятель  при шурфлении пару раз выкапывал. В прямом смысле,  практически полный костяк. И не на поселении основанном в какие то мифические времена, а на обычной "восемнахе". Как они в домовые ямы попали-непонятно. 

Так, к слову. Вчера только читал.

Псковский историк собрал случаи, когда поисковики разрушают средневековые могильники.

Подборку таких эпизодов опубликовал в своем блоге пскович Алексей Старков, историк, археолог, участник проекта «Забытые крепости ХХ века». Сейчас он живет в Перми, но за событиями вокруг истории Псковщины следит. Публикация в «Живом журнале» стала его реакцией на на статьи в «Псковской правде».

Напомним, в середине февраля поисковики сообщили о жуткой находке под Красногородском. Набирая ковшом землю для борьбы с гололедом, дорожники обратили внимание на кости. На место тут же выехали местные поисковики и предположили, что дорожники наткнулись на захоронение детей времен Великой Отечественной войны. Через день (после громких заявлений поисковиков) туда же выехали археологи. И констатировали: это средневековое сельское кладбище. Оказалось, псковский случай не уникален.

Далее читайте по ссылке ниже и будьте внимательнее!

http://pravdapskov.ru/rubric/17/13486

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Согласен,с письменными "фактами" можно и даже нужно спорить. Но сейчас  появились уже документированные факты от археологов. Тут спорить ....ну как бы очень трудно))) А что так смущает в человеческих жертвоприношениях? Через это прошли все народы впоследствии создавшие империи и государства. Такие были времена...

А по второму случаю могу сказать,что  сопротивлялись введению христианству в некоторых областях очень жестко. Наш народ по своей ментальности является народом жертвенным,достаточно вспомнить как целыми деревнями сжигали себя раскольники,отказавшись принять  изменения в религиозных канонах. Уверен,что и тут такой же случай,поэтому официальная церковь вынуждена была просто где то закрыть глаза,на сохранение какого то обряда,а где то и принять его... И это очень даже хорошо))

Благодаря такой политике наши предки сохранили и для нас обряды далекой-предалекой религии славян русичей.

Изменено пользователем СергейЧ
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 минуты назад, СергейЧ сказал:

Согласен,с письменными "фактами" можно и даже нужно стоить. Но сейчас  появились уже документированные факты от археологов. Тут спорить ....ну как бы очень трудно))) А что так смущает в человеческих жертвоприношениях? Через это прошли все народы впоследствии создавшие империи и государства. Такие были времена...

Соглашусь, если эти жертвы были принесены во времена правления Владимира Красно Солнышка.Только кому он их приносил.Уж точно не славянским богам.Поскольку противник он им был.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Велес, мы так пылко и основательно в чужой теме расположились со своим самоваром,что уже неловко перед ТС ))))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
13 минуты назад, СергейЧ сказал:

Велес, мы так пылко и основательно в чужой теме расположились со своим самоваром,что уже неловко перед ТС ))))

Согласен)) И правда не ловко.Тема болезненная. За всех нас переживаю.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, СергейЧ сказал:

 

Тут вот что интересно лично для меня,христианство приживалось на Руси очень долго..несколько сот лет. Очевидно предки наши были очень воинственны  и "кровожадны". Недаром у нас была "дружба навек с гунами")))

Ну так...если вспомнить житие равноапостольного князя Владимира Святославовича до его крещения, то можно здорово содрогнуться. По современным меркам мразью и подонком он был конкретным. По тем временам, ничего не обычного, человек своего времени.

 

ЗЫ. Я так понимаю, что если тема публично создана, то и плясать в ней могут все кому не лень. Так-не?

Изменено пользователем Караколь
2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сколько зла сотворил,язык не поворачивается озвучить.Верно на мой взгляд,Гоголь некогда сказал :останется русских хотя бы хутор-возродится Русь.Русский-это прежде всего общность духа, мировоззрения. А не принадлежность  к тому или иному,исключительному этносу.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот вас разобрало то :D .. спасибо! приятно! продолжайте! 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 минут назад, Frau сказал:

Вот вас разобрало то :D .. спасибо! приятно! продолжайте! 

Блин.Простите@Frau .И благодарю Вас, за созданную Вами тему.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Все хорошо! Раз обсуждаете значит интересно. Тему случайно утром увидела. Удивилась и выложила здесь. 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Но все равно, с жертвоприношениями как то - жестковато раньше было.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу