Перейти к публикации

Как строили на Руси


Рекомендованные сообщения

Как строили на Руси

11873457_m.jpg

Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись творцам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной  силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными таинствами…

Определение центра

11873476_m.jpg

Строительство начиналось с определения ритуального центра.  Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

11873468_m.jpg

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы. На ранних этапах истории у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица). Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб. С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее. Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет».  Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца — наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» — и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и  достаток в доме. Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу. Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.

Прорубание окон и дверей

11873479_m.jpg

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Покрытие дома

11873482_m.jpg

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония,  ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и  безопасным, только будучи покрытым. С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши. На Севере устраивали«саламатник» — торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов — густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.

Источник: Как строили на Руси
© Русская Семерка russian7.ru

Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/34538-kak-stroili-na-rusi/
Тема Как строили на Руси создана на форуме Исторические статьи, очерки, документы.

Статья очень интересная.Благодарю Вас. Только вот о человеческих жертвоприношениях впервые слышу.Конечно же это не означает что его не было,но странно как то,имхо не по нашему)).На вуду больше смахивает.Про пацирю слышал(прежде чем построить дом возносили предкам).Про развешенное мясо на шестах,тоже слышал/читал.Про камешки разные там,перевернутые сковороды.Но чтоб человеков или каку иную живность-откровение для меня.Надо будет "порыскать")

Про человеческие жертвы не верю, а вот коней приятель  при шурфлении пару раз выкапывал. В прямом смысле,  практически полный костяк. И не на поселении основанном в какие то мифические времена, а на обычной "восемнахе". Как они в домовые ямы попали-непонятно. 

Изменено пользователем Караколь

@Караколь так есть, если не ошибаюсь, исторический факт, что до крещения Руси под первый венец клали младенца в качестве жертвоприношения. это уже потом монеты и прочее....

Много раз находили кости именно крупных животных в фундуках....и как правило много монет

С младенцем, чёт перебор))),как впрочем и с самими жертвоприношениями.С конем действительно загадка.Для крестьянина конь-кормилец,для воина-друг и брат.Я уже не говорю о цене вопроса.Деревья то многих пород не рубились,грехом считалось.Ибо дети они Земли и Неба.И не исключали они,что души предков вселялись в деревья, определенных пород.А тут живого человека.И в фундамент.В какой такой фундамент?!)

Задавался вопросом по поводу костей(животных),как говорят старики-а куда было дохлый скот девать?! вот в старые домовые ямы и сбрасывали

Изменено пользователем kolj

у языческих славян человеческих жертвоприношенний небыло. единственно ученые утверждают что у западных славян были такие случаи.не всем источникам следует верить.например первые летописи сибири писали на полном серьезе о людях-чудовищях с ртом на пузе

Для тех , кому интересна данная тема , рекомендую прочитать книгу "Изба и хоромы"  автор Беловинский Л. Б. 

Автор этой книги – кандидат исторических наук, профессор кафедры музееведения Московского государственного университета культуры и искусств; он преподает историю русской материальной культуры на кафедре музеологии Российского государственного гуманитарного университета и кафедре музейного дела Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма. Круг его научных интересов – история русской повседневной жизни XIX в. и ее составляющих-историй материальной культуры, истории быта. Им подготовлена к защите докторская диссертация по теоретическим проблемам исследования истории повседневности. Л.В. Беловинскому принадлежит ряд книг: «С русским воином через века», «К истории русской православной церкви», первое в стране учебное пособие для музейных работников «История русской материальной культуры», «Типология русского народного костюма», уникальный «Российский историко-бытовой словарь», учебно-справочное пособие «Вспомогательные исторические дисциплины», многие десятки научных и научно-популярных статей в различных энциклопедических изданиях, «Былом», «Покупателе», «Отечестве». Сейчас в разных издательствах готовятся к выходу его новые издания учебников по истории материальной культуры, по истории государственных учреждений России, «Словарь истории российской повседневности» и другие работы, в том числе и написанные по заказу Парижского университета Сорбонна, где Л. В. Беловинский читает лекции по истории русского быта. 
      В ближайших планах автора и нашего издательства – продолжение этой книги, посвященное повседневной жизни русского города XIX в.

Книга легко находится на просторах интернета...

2 часа назад, kolj сказал:

Задавался вопросом по поводу костей(животных),как говорят старики-а куда было дохлый скот девать?! вот в старые домовые ямы и сбрасывали

Вот и у меня похожая мысль была.

1 час назад, Вовка54регион сказал:

Для тех , кому интересна данная тема , рекомендую прочитать книгу "Изба и хоромы"  автор Беловинский Л. Б. 

Автор этой книги – кандидат исторических наук, профессор кафедры музееведения Московского государственного университета культуры и искусств; он преподает историю русской материальной культуры на кафедре музеологии Российского государственного гуманитарного университета и кафедре музейного дела Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма. Круг его научных интересов – история русской повседневной жизни XIX в. и ее составляющих-историй материальной культуры, истории быта. Им подготовлена к защите докторская диссертация по теоретическим проблемам исследования истории повседневности. Л.В. Беловинскому принадлежит ряд книг: «С русским воином через века», «К истории русской православной церкви», первое в стране учебное пособие для музейных работников «История русской материальной культуры», «Типология русского народного костюма», уникальный «Российский историко-бытовой словарь», учебно-справочное пособие «Вспомогательные исторические дисциплины», многие десятки научных и научно-популярных статей в различных энциклопедических изданиях, «Былом», «Покупателе», «Отечестве». Сейчас в разных издательствах готовятся к выходу его новые издания учебников по истории материальной культуры, по истории государственных учреждений России, «Словарь истории российской повседневности» и другие работы, в том числе и написанные по заказу Парижского университета Сорбонна, где Л. В. Беловинский читает лекции по истории русского быта. 
      В ближайших планах автора и нашего издательства – продолжение этой книги, посвященное повседневной жизни русского города XIX в.

Книга легко находится на просторах интернета...

Интересно.Почитаем.Благодарю.

5 часов назад, Караколь сказал:

Про человеческие жертвы не верю, а вот коней приятель  при шурфлении пару раз выкапывал. В прямом смысле,  практически полный костяк. И не на поселении основанном в какие то мифические времена, а на обычной "восемнахе". Как они в домовые ямы попали-непонятно. 

Так, к слову. Вчера только читал.

Псковский историк собрал случаи, когда поисковики разрушают средневековые могильники.

Подборку таких эпизодов опубликовал в своем блоге пскович Алексей Старков, историк, археолог, участник проекта «Забытые крепости ХХ века». Сейчас он живет в Перми, но за событиями вокруг истории Псковщины следит. Публикация в «Живом журнале» стала его реакцией на на статьи в «Псковской правде».

Напомним, в середине февраля поисковики сообщили о жуткой находке под Красногородском. Набирая ковшом землю для борьбы с гололедом, дорожники обратили внимание на кости. На место тут же выехали местные поисковики и предположили, что дорожники наткнулись на захоронение детей времен Великой Отечественной войны. Через день (после громких заявлений поисковиков) туда же выехали археологи. И констатировали: это средневековое сельское кладбище. Оказалось, псковский случай не уникален.

Далее читайте по ссылке ниже и будьте внимательнее!

http://pravdapskov.ru/rubric/17/13486

Сколько зла сотворил,язык не поворачивается озвучить.Верно на мой взгляд,Гоголь некогда сказал :останется русских хотя бы хутор-возродится Русь.Русский-это прежде всего общность духа, мировоззрения. А не принадлежность  к тому или иному,исключительному этносу.

5 минут назад, Frau сказал:

Вот вас разобрало то :D .. спасибо! приятно! продолжайте! 

Блин.Простите@Frau .И благодарю Вас, за созданную Вами тему.

Все хорошо! Раз обсуждаете значит интересно. Тему случайно утром увидела. Удивилась и выложила здесь. 

Подскажите. Есть место с разрушенной церковью, фундамент кирпичный и возвышается над землей на пол. метра. Закладывали ли что нибудь при строительстве церквей? Поселение 18-ха. Хотя если честно - шурфить церквуху - наверное и не решусь.

35 минуты назад, Frau сказал:

Все хорошо! Раз обсуждаете значит интересно. Тему случайно утром увидела. Удивилась и выложила здесь. 

Я тож на РБК за утренним кофе заскакиваю ))) Сначала там увидел, кстати, сам хотел перепостить.....но пока не особо со временем...

Спасибо, интересная тема ! 

3 часа назад, detochkin52 сказал:

Подскажите. Есть место с разрушенной церковью, фундамент кирпичный и возвышается над землей на пол. метра. Закладывали ли что нибудь при строительстве церквей? Поселение 18-ха. Хотя если честно - шурфить церквуху - наверное и не решусь.

Ну минимум надгробные камни в фундамент церкви могли положить 

или как вариант мощи святых

12 часа назад, detochkin52 сказал:

Подскажите. Есть место с разрушенной церковью, фундамент кирпичный и возвышается над землей на пол. метра. Закладывали ли что нибудь при строительстве церквей? Поселение 18-ха. Хотя если честно - шурфить церквуху - наверное и не решусь.

Я бы не рискнула копать / шурфить фундамент церкви. Дело не в Богобоязненности или еще чего то в этом духе. Церковь есть символ и он должен оставаться неприкосновенным. Это лично мое мнение. В фундамент церкви никто вам монеты или кубышку не припрятал. Разве что распятия. Они вам так нужны?

А вот вокруг церкви укопайся. И перспективно. 

1 час назад, Frau сказал:

Я бы не рискнула копать / шурфить фундамент церкви. Дело не в Богобоязненности или еще чего то в этом духе. Церковь есть символ и он должен оставаться неприкосновенным. Это лично мое мнение. В фундамент церкви никто вам монеты или кубышку не припрятал. Разве что распятия. Они вам так нужны?

А вот вокруг церкви укопайся. И перспективно. 

Я с Вами согласен на все 100%. По поводу неприкосновенности, так там осталась часть фундамента, и ни чего не напоминает на религиозный объект. А шурфить я и не стал бы, даже если бы что то и было (от греха - подальше:mellow:). Просто поинтересовался про строительство. .За ответ СПБ.

 строительство церквей сопровождалось часто особыми ритуалами (заклодной столб,заклодные монеты)почетайте историю монеты 5руб 1907г.были находки церковной казны при реставрации. копать или нет дело этики

11 минуту назад, SCHWARCGRABER сказал:

 строительство церквей сопровождалось часто особыми ритуалами (заклодной столб,заклодные монеты)почетайте историю монеты 5руб 1907г.были находки церковной казны при реставрации. копать или нет дело этики

Многие промолчали про это,зная какой возможно будет расклад...Заклодной столб-может быть просто доска с надписью(кем,когда),а может быть ведром монет-для реставрации церкви!!!-много вы их видели отреставрированых ???))))

Закладные монеты все таки были 

3 часа назад, Frau сказал:

Я бы не рискнула копать / шурфить фундамент церкви. Дело не в Богобоязненности или еще чего то в этом духе. Церковь есть символ и он должен оставаться неприкосновенным. Это лично мое мнение. В фундамент церкви никто вам монеты или кубышку не припрятал. Разве что распятия. Они вам так нужны?

А вот вокруг церкви укопайся. И перспективно. 

Закладные рубли все таки были, вот первая же ссылка в гугле по данному запросуhttps://www.google.ru/url?sa=t&source=web&rct=j&url=http://topspb.tv/news/news23894/&ved=0ahUKEwi-9YHx3MTLAhXqO5oKHQNQD5MQFggZMAA&usg=AFQjCNH8kCV7a685cfsyufTdcUP2iSZePQ&sig2=D_lC--ZqXYDpnAhyU47mDQ

3 минуты назад, kolj сказал:

@Donar Надо заканчивать эт разговор....кому надо,пусть ищет инфу на просторах

Так я же в качестве просвещения, каждый сам решает копать или нет. Лично я бы не стал. Вот еще пища для размышления кладоискатель Игорь Сидоров пишет: «Самая серьезная находка была у меня в девяностых годах в районе Старого Петергофа. Здесь я удачно вскрыл закладной столб одной разрушенной церкви. Там были золотые и серебряные монеты. Но после этого жизнь у меня пошла как-то наперекосяк, начались разные передряги. Объяснить, почему, не могу, только думаю, что виной этому стала моя церковная находка. В общем, сейчас я полностью отошел от кладоискательских дел»3. Неприятностей кладоискателю в любом случае не избежать — считает он.

P.S никого не хотел задеть своими сообщениями. 

Да закладные стобы в церквях давно уже все разворотили в лихие 90-е. Так что нечего там делать.. А шурфить? Если церковь каменная, то пол каменный.. собственно, под нее ничего не проваливалось.. какой толку шурфить то ;)  Это в обычной крестьянской избе больше накопаешь.

На щёт младенцов в фундаменте у славян. ну вопревых написано что *не исключено" и значит совсем не обязательно.  заинтересовало и решил найтить откуда ноги ростут. Да вот же оно:

Первый  косяк, что забыли фамилие автора указать, ну жертвы болонской системы образавания небось  и так схавают, но у первоисточнике есть.

С идеей мирового дерева непосредственно связана так называемая с т р о и т е л ь н а я  ж е р т в а.

На ранних этапах у славян не исключены человеческие жертвоприношения при закладке крупных строений. На это указывает не только приводимый Д. К. Зелениным отрывок из Номоканона (“при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент — тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козлам—Зеленин, 1937, с. 12),

Ну таперича проверим, а об чем сказал сам Д.К.Зеленин.

Ёшкин кот, Оксана тоже касячит не подецки - у Зеленина нет про славян у нево про древнохристиан всё лишь:

 Древнехристианский номоканон гласит: „При постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание—12 лет церковного покаяния и 300 поклонов.. Клади в фундамент кабана или быка или козла".2 Таким образом, христианское церковное право не отвергало всего обычая в целом, а только требовало замены человеческой жертвы домашним животным.

Да и Зеленин лишь описывал легенды и сказания, а не убойные факты.  сам Номоканон  щказываца он не читал а перевёл стрелки на  како то   Paul Sartori, «Ueber das Bauopfer» 8

Вот и получается прям по классику!

 

0_b067a_5a1e5f7c_1_L.thumb.jpg.c743db61e

 

 

Номоканон и Сартори решил сам не читать. Устал... Но  ежели кому интерестно в сети  есть, я проверял. )))

Видимо самое известное жертвоприношение произошедшее у славян было в 980 году, когда князь Владимир приказал зарезать "в жертву богам" варяжского юношу. Слухи о каких то массовых случаях, особенно при строительстве, ИМХО-малосостоятельны. Как уже заметил Звяга, речь может идти не о славянах, а об иудеях, как о древнехристианах, у которых обычай человеческих жертвоприношений вовсю практиковался и был описан в Ветхом завете.

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...