Перейти к публикации

Кладоискатели всех стран объединяйтесь! (кто, где копал да не докопал)


Рекомендованные сообщения

Предлагаю, в наступившее зимнее время, обсудить интересные исторически  - значимые места, где дожидаются своего часа клады, оставленные в силу обстоятельств непреодолимой силы!

Так же хочу предложить, в данной мною теме, обсудить те наши выезды, которые были интересны и остались перспективны до нынешнего времени.

 

В качестве начала темы предлагаю вашему вниманию отрывок из книги исследователя войны 1812 года Александра Косарева.

 

Свои Коментарии по данной местности, в которой мне приходилось бывать, изложу позже! 

Тема Кладоискатели всех стран объединяйтесь! (кто, где копал да не докопал) создана на форуме Исторические статьи, очерки, документы.
13.12.2024 в 20:27, GVR212310 сказал:

Предлагаю, в наступившее зимнее время, обсудить интересные исторически  - значимые места, где дожидаются своего часа клады, оставленные в силу обстоятельств непреодолимой силы!

Так же хочу предложить, в данной мною теме, обсудить те наши выезды, которые были интересны и остались перспективны до нынешнего времени.

 

В качестве начала темы предлагаю вашему вниманию отрывок из книги исследователя войны 1812 года Александра Косарева.

 

Свои Коментарии по данной местности, в которой мне приходилось бывать, изложу позже! 

КАПКАН ДЛЯ мар­ша­ла Нея 

Да­вай­те те­перь рас­смот­рим об­щую стра­теги­чес­кую об­ста­нов­ку, соз­давшу­юся пос­ле сра­жения у Крас­но­го. Да, ос­новной мас­се от­сту­па­ющих ко­али­ци­он­ных вой­ск уда­лось сох­ра­нить за со­бой кон­троль над ос­новной до­рогой, но ког­да эта мно­гочис­ленная и всё ещё до­воль­но хо­рошо во­ору­жён­ная мас­са лю­дей схлы­нула в сто­рону Ор­ши, пе­реп­ра­ву че­рез Лос­минку на­шим ар­тилле­рис­там уда­лось зах­ва­тить без проб­лем. Но не за­будем, что с вос­то­ка к Крас­но­му приб­ли­жал­ся ещё один ар­мей­ский кор­пус — арь­ер­гард Ве­ликой ар­мии, кор­пус мар­ша­ла Нея.

Сам по се­бе кор­пус на тот мо­мент был уже не­велик: при­мер­но 3000 че­ловек сол­дат и офи­церов, 6 пу­шек, не­боль­шой обоз, как и у про­чих кор­пу­сов, в зна­читель­ной сте­пени за­пол­ненный тро­фе­ями и лич­ным ба­гажом. Бо­ес­по­соб­ность его бы­ла то­же на сред­нем уров­не, ос­на­щён­ность гу­жевым тран­спор­том то­же. И всё же он силь­но от­ста­вал от гра­фика дви­жения, и это опоз­да­ние на сле­ду­ющий же день пос­та­вило от­став­ших фран­цу­зов на грань жиз­ни и смер­ти. Всё де­ло бы­ло в том, что имен­но арь­ер­гард Ве­ликой ар­мии, её 3-й кор­пус дол­жен был под­би­рать и как-то прод­ви­гать даль­ше мно­гочис­ленных от­став­ших, ра­неных и об­мо­рожен­ных сол­дат. И, кро­ме то­го, в сос­та­ве кор­пу­са дви­гались сот­ни эки­пажей граж­дан­ских лиц, вы­нуж­денных бе­жать из Рос­сии с вмес­те от­сту­па­ющей ко­али­ци­он­ной ар­ми­ей.

Приб­ли­зив­шись к лос­мин­ской пе­реп­ра­ве, ко­ман­ди­ры пе­редо­вых от­ря­дов кор­пу­са мгно­вен­но по­няли, что пе­реб­рать­ся на ле­вый бе­рег без гро­мад­ных по­терь со­вер­шенно не­воз­можно. Об­ле­денев­ший бе­рего­вой склон, раз­би­тый нас­тил мос­та и глав­ное — куч­но сто­ящие на про­тиво­полож­ной сто­роне рус­ские пуш­ки — без лиш­них слов под­ска­зали им, что ус­пешная пе­реп­ра­ва прак­ти­чес­ки не­воз­можна. Ещё раз пов­то­рю, что в дан­ных об­сто­ятель­ствах пе­реб­рать­ся че­рез ре­ку мож­но бы­ло толь­ко в единс­твен­ном мес­те — по даль­ней пло­тине. Но она на­ходи­лась на со­вер­шенно от­кры­том мес­те, под кин­жаль­ным ог­нём нес­коль­ких по­левых ору­дий, ус­та­нов­ленных в са­нях на гос­подс­тву­ющих вы­сотах. Пло­тина, как вы пом­ни­те, бы­ла весь­ма уз­ка, и дос­та­точ­но бы­ло зас­трять там хо­тя бы од­ной под­во­де, как и эту пе­реп­ра­ву мож­но бы­ло счи­тать наг­лу­хо пе­рек­ры­той, пос­коль­ку свер­нуть ни впра­во, ни вле­во с кру­того буг­ра со­вер­шенно не­воз­можно. И огонь со всех сто­рон, в упор, пря­мой на­вод­кой, кар­течью, пря­мо в ли­цо.

И у Ми­шеля Нея, спра­вед­ли­во наз­ванно­го На­поле­оном «храб­рей­шим из храб­рых», ос­та­валось все­го две ра­зум­ные ли­нии по­веде­ния. Он мог по­пытать­ся ли­бо про­бить­ся че­рез прег­ражда­ющий путь кор­дон си­лой, не­из­бежно по­теряв весь обоз и как ми­нимум по­лови­ну лич­но­го сос­та­ва, ли­бо поп­ро­бовать ка­ким-ли­бо об­ра­зом обой­ти не­ожи­дан­ную прег­ра­ду. Но и здесь всё бы­ло не так прос­то и од­нознач­но. Ку­да сле­дова­ло по­вер­нуть? На­лево, к Ува­рово? По­пытать­ся пе­рей­ти ре­ку там? Но всю до­рогу от Смо­лен­ска до Крас­но­го имен­но сле­ва от ос­новной до­роги гус­то клу­бились ка­зачьи разъ­ез­ды. Имен­но с этой сто­роны они неп­ре­рыв­но ата­кова­ли за­зевав­шихся ез­до­вых и не­боль­шие во­ин­ские ко­ман­ды. По­это­му дви­гать­ся на­лево бы­ло бы су­щим са­мо­убий­ством.

Мо­жет быть, Нею сле­дова­ло пой­ти нап­ра­во? То­же не луч­ший вы­ход. И без то­го из­му­чен­ные вой­ска дол­жны бы­ли со­вер­шить до­воль­но боль­шой об­ходной ма­нёвр и при этом дли­тель­ное вре­мя пе­ред­ви­гать­ся по без­до­рожью. Пред­став­ля­ет­ся, что пер­во­началь­но мар­шал рас­счи­тывал доб­рать­ся до де­рев­ни Мань­ко­во (она при­мер­но в 2-х ки­ломет­рах от ос­новной до­роги), и да­лее ид­ти на на­селён­ный пункт Чёр­ный (ещё 2 км), и, пе­рей­дя там по мос­ту че­рез Лос­минку, доб­рать­ся до Крас­но­го круж­ным пу­тём, по про­сёлоч­ной до­роге, как бы с се­вера. Ему ка­залось, что это бу­дет хо­тя и тя­жело, но вы­пол­ни­мо. Три-че­тыре ча­са му­чений, и вот он — спа­ситель­ный го­род!

Ней в тот мо­мент ещё не знал, что уго­дил в хо­рошо рас­счи­тан­ную и лов­ко рас­став­ленную ло­вуш­ку. Но тем не ме­нее пол­ки его арь­ер­гарда раз­верну­лись и дви­нулись в сто­рону Мань­ко­во (во вся­ком слу­чае, с той сто­роны не гре­мели выс­тре­лы). Фран­цу­зы за­няли се­ло и, пе­реп­ра­вив­шись че­рез ре­ку Лос­ми­ну, ос­та­нови­лись на от­дых в де­рев­не Суп­ро­тива (к нас­то­яще­му вре­мени не сох­ра­нилась). Выс­ла­ли на раз­ведку кон­ные до­зоры, и не толь­ко их...

А те­перь да­вай­те ос­та­вим 3-й кор­пус и бук­валь­но на нес­коль­ко ми­нут 184 вер­нёмся в на­ше вре­мя, рас­кро­ем га­зету «Ве­чер­ний клуб» за 29 ок­тября 1992 го­да. Не­боль­шая за­мет­ка и брос­кое наз­ва­ние — «Зо­лото На­поле­она у Чёр­но­го Ви­ра». Чи­та­ем...

..Ар­мия от­сту­пала. Рус­ские сол­да­ты и пар­ти­заны, мо­роз и го­лод гна­ли вче­раш­них три­ум­фа­торов на­зад, по без­жизнен­ной до­роге, той са­мой, ко­торая при­вела На­поле­она в Мос­кву.

Лиш­ний груз всег­да по­меха при бегс­тве, и мно­гие рас­ста­вались с наг­раблен­ным доб­ром. На до­рогу выт­ря­хива­ли со­дер­жи­мое по­левых ран­цев, ос­тавляя толь­ко са­мое цен­ное и не­об­хо­димое. С по­возок сбра­сыва­ли ра­неных.

Ка­питан Мор­ни и кор­нет Ле­нору вы­еха­ли из Смо­лен­ска с обоз­ным от­ря­дом. Шес­тёрка жал­ких кляч, быв­ших ког­да-то бо­евы­ми ло­шадь­ми, с на­тугой та­щили на­битую бо­гатс­тва­ми ка­рету. За­кутан­ные в овечьи ту­лупы Мор­ни и Ле­нору пе­реки­дыва­лись фра­зами, ста­ра­ясь заг­лу­шить го­лод, по­зывы со­вес­ти и чувс­тво дол­га.

Обоз уг­лу­бил­ся в лес. Не­ожи­дан­но сза­ди на до­роге по­казал­ся ка­зачий от­ряд. С ог­ромным тру­дом фран­цу­зы пе­реве­ли из­му­чен­ных ло­шадей в га­лоп, да­бы спас­ти скарб и жиз­ни. На пу­ти ре­ка, и — вот уда­ча, — че­рез неё пе­реки­нут мост. Но ког­да ло­шади сту­пили на де­ревян­ный нас­тил, мост рух­нул. То ли ка­рета бы­ла слиш­ком тя­жёлой, то ли прос­то кон­чи­лось ве­зение. Во­ды Чёр­но­го Ви­ра сом­кну­лись, пог­ло­тив бо­гатс­тва нав­сегда...»

Ин­те­рес­ное на­чало, прав­да? Даль­ше бу­дет ещё ин­те­рес­нее, обе­щаю. Про­дол­жа­ем на­ше ув­ле­катель­нее чте­ние.

« Это от­ры­вок из ли­тера­тур­но­го сце­нария ещё нес­ня­того филь­ма. Сколь­ко здесь прав­ды, а сколь­ко вы­мыс­ла — уз­на­ем в бу­дущем го­ду. А по­ка о том, как всё на­чина­лось.

Есть в Мос­кве не­зави­симая те­лес­ту­дия ”Ченч”, ко­торая за­нима­ет­ся за­гад­ка­ми при­роды, куль­ту­ры и че­лове­чес­кой лич­ности. Ди­рек­тор сту­дии Алек­сандр Куз­не­цов встре­тил­ся как-то с тес­тем. Се­ли за стол, бе­седо­вали “за жизнь” и, же­лая по рос­сий­ско­му обы­чаю уз­реть кор­ни, доб­ра­лись пос­те­пен­но до Оте­чес­твен­ной вой­ны 1812 го­да. И вот тут тесть, уро­женец Смо­лен­ской об­ласти, по­ведал лю­бопыт­ную вещь.

От от­ца к сы­ну, из по­коле­ния в по­коле­ние пе­реда­валась в де­рев­не ис­то­рия о том, как про­ходи­ла здесь в пе­ри­од фран­цуз­ско­го от­ступ­ле­ния часть на­поле­онов­ской ар­мии. С го­дами рас­сказ те­рял свою чёт­кость, рас­плы­вались де­тали, но не­из­менным ос­та­валось од­но: нес­коль­ко боль­ших ка­рет с гер­ба­ми про­ез­жа­ли че­рез мост, он об­ва­лил­ся, и ка­реты упа­ли в во­ду и за­тону­ли.

Куз­не­цов за­горел­ся и ор­га­низо­вал про­шед­шим ав­густом эк­спе­дицию в де­рев­ню “N”. Вы­ез­жа­ли те­леви­зи­он­щи­ки, ге­охи­мики и гид­ро­логи, а так­же спе­ци­алис­ты нес­тандар­тно­го про­филя — экс­тра­сен­сы. Бра­ли про­бы во­ды и грун­та, вы­яв­ля­ли от­кло­нения рель­ефа мес­тнос­ти за пе­ри­од с 1812 го­да, сос­тавля­ли кар­ту маг­нитных ано­малий. А глав­ное — ис­ка­ли. И наш­ли...

По­ка не зо­лото. Наш­ли са­мо это мес­то — Чёр­ный Вир, где впол­не мог­ло ле­жать что-то с дав­них вре­мён. Не­боль­шая, мет­ров во­семь-де­сять ши­риной, реч­ка дос­ти­га­ет зна­читель­ной глу­бины — шесть мет­ров. Имен­но здесь су­щес­тво­вал ког­да-то мост: его ду­бовые сваи до сих пор сох­ра­нились под во­дой. Сде­лан­ные за­меры по­каза­ли уве­личен­ное со­дер­жа­ние тя­жёлых ме­тал­лов в иле и во­де под быв­шим мос­том, при­чём вы­ше по те­чению это со­дер­жа­ние обыч­но, а ни­же пос­ле­дова­тель­но умень­ша­ет­ся. Что же ка­са­ет­ся экс­тра­сен­сов, то они об­на­ружи­ли у Чёр­но­го Ви­ра зна­читель­ные маг­нитные от­кло­нения и сде­лали вы­вод: мес­то “не­чис­тое”. Кста­ти, на бе­регу ре­ки рас­тёт очень ста­рое де­рево. На нём, то­же очень дав­но, при­бито ко­лесо от ка­реты. Не той ли са­мой?

В 1993 го­ду пла­ниру­ет­ся вто­рая эк­спе­диция. Ко­личес­тво её учас­тни­ков рас­ши­рит­ся — при­будут во­дола­зы и стро­итель­ные ра­бочие с со­от­ветс­тву­ющей тех­ни­кой. Най­дут ли дра­гоцен­ности, по­ка труд­но ска­зать. Но фильм “Зо­лото На­поле­она ” бу­дет снят в лю­бом слу­чае.

Наз­ва­ние де­рев­ни по­ка дер­жится в сек­ре­те, что­бы не выз­вать по­тока “кла­до­ис­ка­телей”».

Ну как, ин­те­рес­но? Не очень? Что ж, я по­нимаю. Мно­го ро­зово­го ту­мана и пол­ная не­оп­ре­делен­ность. Поп­ро­бую сам дать вам мак­си­маль­но пол­ную ин­форма­цию по это­му «ли­тера­тур­но­му сце­нарию».

Сра­зу же оп­ре­делим­ся с кон­крет­ным мес­том, где мог­ли про­ис­хо­дить опи­сыва­емые со­бытия. Ра­зуме­ет­ся, дан­ный эпи­зод (во мно­гом ре­аль­ный) мож­но без ого­ворок при­писать спеш­но от­хо­дяще­му к Мань­ко­во кор­пу­су Нея. Ведь толь­ко здесь, по этой са­мой до­роге, про­ходи­ли не­кото­рые под­разде­ления на­поле­онов­ской ар­мии. Ос­новная мас­са вой­ск, как мы те­перь зна­ем, пош­ла по дру­гой до­роге. А эти бы­ли вы­нуж­де­ны свер­нуть, им не ос­та­вили ино­го вы­бора. И в сос­та­ве обоз­ной ко­лон­ны, ров­но так, как и ука­зано в статье, дей­стви­тель­но дви­гались нес­коль­ко бо­гато изук­ра­шен­ных ка­рет. Вез­ли ли они тро­феи? Не­сом­ненно! До­вез­ли ли их хо­тя бы до Бе­лорус­сии? Од­нознач­но — нет. Но на этом, по­жалуй, прав­ди­вая ин­форма­ция столь за­меча­тель­но наз­ванной за­мет­ки ис­ся­ка­ет.

Кста­ти, о наз­ва­нии. В нём, и имен­но в нём, кро­ет­ся ос­новная ин­три­га пуб­ли­кации. Зло­вещее ка­кое-то наз­ва­ние... у Чёр­но­го Ви­ра... Что это за «вир» та­кой? Сло­во-то ка­кое-то не­рус­ское. И по­чему он чёр­ный? У нас вро­де бы не Аф­ри­ка...

По­нача­лу и нам са­мим это бы­ло со­вер­шенно не­понят­но, по­ка од­нажды не поз­во­нил мне зна­комый по­ис­ко­вик и не ска­зал, что сло­во «вир» на мес­тном на­речии оз­на­ча­ет рез­кий, пет­ле­об­разный из­гиб ре­ки.

— А по­чему же он чёр­ный? — уди­вил­ся я.

— Да по­тому, что имен­но у се­ления Чёр­ный (ра­нее Чер­ны­ши) вся эта ка­тава­сия и про­ис­хо­дила! — от­ве­тил он. Вот и по­лучил­ся — «Чёр­ный Вир».

Ес­ли пе­ревес­ти на рус­ский язык дан­ное сло­восо­чета­ние, то по­лучит­ся вот что: пе­реп­ра­ва у по­сёл­ка Чёр­ный в том мес­те, где ре­ка де­ла­ет рез­кий из­вив, бо­лее все­го по­хожий на гре­чес­кую бук­ву «оме­га».

Что­бы про­верить воз­можность за­топ­ле­ния од­ной (или да­же нес­коль­ких) ка­рет имен­но на этой пе­реп­ра­ве, сле­дова­ло съ­ез­дить не­пос­редс­твен­но на мес­то со­бытий и пос­мотреть сво­ими гла­зами на зна­мени­тый «вир» и не ме­нее зна­мени­тое ко­лесо (яко­бы при­битое к де­реву).

Эту по­ез­дку мне уда­лось осу­щес­твить ле­том 2001 го­да. Мес­то, где был выс­тро­ен ста­рый мост, на­ми бы­ло най­де­но по «ста­рой» кар­те, оно бы­ло вбли­зи впа­дения в ре­ку не­боль­шо­го ручья. По­это­му отыс­кать то мес­то, где яко­бы за­тону­ла ка­рета, уда­лось без тру­да. Бо­же мой, что там мог­ло уто­нуть?! Ну, раз­ве что дет­ская ко­ляс­ка. Да, кань­он там до­воль­но глу­бокий (мет­ра че­тыре), но во­ды в нём край­не ма­ло, по ко­лено, ну, мак­си­мум по по­яс. Ес­ли ка­рета или иная по­воз­ка и свер­зну­лась не­ког­да с мос­ти­ка, то, ра­зуме­ет­ся, всё её со­дер­жи­мое бы­ло на ви­ду, и всё бы­ло рас­та­щено по до­мам мес­тны­ми жи­теля­ми. Но пос­ле расс­про­сов мес­тно­го на­селе­ния вы­яс­ни­лось, что по­доб­ных ле­генд и вос­по­мина­ний в сов­ре­мен­ной де­рев­не Чер­ны­ши ста­рожи­лы не при­пом­ни­ли. А ведь чу­жое обо­гаще­ние в на­шей стра­не за­поми­на­ет­ся на­дол­го и не про­ща­ет­ся ни­ког­да. Ста­ло пре­дель­но яс­но, что сю­жет статьи (да и сце­нария то­же) вы­сосан из паль­ца. К то­му же и маг­ни­томет­ри­чес­кие за­меры по­каза­ли пол­ное от­сутс­твие в реч­ном рус­ле ка­кого-ли­бо цвет­но­го ме­тал­ла. Не бы­ло сле­дов и то­го, что кто-то ра­ботал здесь преж­де.

Од­на­ко по­ис­ко­вая не­уда­ча в дан­ном кон­крет­ном мес­те не от­ме­няла то­го фак­та, что кор­пус Нея про­ходил имен­но в этом мес­те. Вот толь­ко по­вер­нуть на Крас­ный он не смог, ему это­го сде­лать не да­ли. И, пов­ни­матель­нее рас­смот­рев кар­ту мес­тнос­ти, мар­шал по­нял, что его заг­на­ли в мы­шелов­ку. Ему ос­та­вал­ся от­кры­тым толь­ко один путь — вдоль Лос­минки на се­вер. Че­рез де­рев­ню Сми­лово в ко­неч­ный пункт — Сы­роко­ренье. А что жда­ло его там? А вот там-то и бы­ло са­мое неп­ри­ят­ное. Спра­ва ре­ка Дуб­ра­ва, сле­ва Лос­ми­на, а пря­мо — Днепр. Клас­си­чес­кая ло­вуш­ка из вод­ных прег­рад, и бе­жать из неё аб­со­лют­но не­куда — до­рог нет ни­куда.

 

И вот во вре­мя пос­ледней но­чёв­ки в Суп­ро­тивах Ней со­бира­ет во­ен­ный со­вет, на ко­тором без оби­няков объ­яв­ля­ет о том, что де­ла нас­толь­ко пло­хи, что при­казы­ва­ет сво­им то­вари­щам по нес­частью пря­тать всё, что мож­но и нуж­но спря­тать. Зав­тра нас­ту­пит ре­ша­ющий день, ко­торый од­нознач­но оп­ре­делит их даль­ней­шие судь­бы, и раз­би­рать­ся с ба­гажом бу­дет прос­то не­ког­да. Нер­вы у всех ок­ру­жен­цев, на­до по­лагать, бы­ли на­тяну­ты до пре­дела. Каж­дый на­вер­ня­ка ду­мал о том, что сле­ду­ющий день мо­жет ока­зать­ся пос­ледним днём в жиз­ни. И весь­ма ве­ро­ят­но, что, не же­лая ос­тавлять вра­гу что-то цен­ное, сол­да­ты и бе­жен­цы в ноч­ное вре­мя спеш­но пря­тали об­ре­меня­ющие их цен­ности и ору­жие.

Ран­ним ут­ром, ос­та­вив по­зади се­бя зас­лон из смер­тни­ков, прак­ти­чес­ки ок­ру­жён­ный кор­пус поп­ро­бовал про­бить­ся нап­ря­мую к де­рев­не Во­риш­ки (ны­неш­ние Ва­реч­ки). Из Сми­лово они пош­ли не в за­ведо­мо ги­бель­ное Сы­роко­ренье, а в кро­хот­ную де­ревуш­ку Ми­ро­едо­во, за­теряв­шу­юся в глу­ши ди­кого ле­са. Да­лее их путь ле­жал в Ни­тяжи и уже за­тем в Во­риш­ки, рас­по­ложен­ные на ле­вом сто­роне Днеп­ра. И вот пе­редо­вые пол­ки фран­цу­зов уже на бе­регу Днеп­ра. Эх, ес­ли бы на нём ле­жал тол­стый лёд, то мож­но бы­ло бы поп­ро­бовать пе­реб­рать­ся на про­тиво­полож­ную сто­рону, и да­же пе­ревез­ти ка­реты и пуш­ки. Но на­кану­не раз­ра­зилась вне­зап­ная от­те­пель и лёд на ре­ке «поп­лыл». К то­му же и спуск к ре­ке, и про­тиво­полож­ный бе­рег бы­ли край­не кру­ты, и за­од­но пок­ры­ты слег­ка под­та­яв­шим ль­дом.

Что де­лать? Ку­да бе­жать? Тре­вож­но ржут не­кор­мле­ные ло­шади, пла­чут жен­щи­ны, глу­хо роп­щут сол­да­ты, с по­нят­ным стра­хом гля­дя вниз со слиш­ком кру­того бе­рега. Ней по­нима­ет, что отор­вать­ся от прес­ле­дова­телей ему не удас­тся, ес­ли он не бро­сит край­не об­ре­меня­ющих его дви­жение всех ра­неных, боль­ных и граж­дан­ских. Пре­дос­та­вив нес­час­тным бе­дола­гам воз­можность спа­сать­ся, кто как мо­жет, он по­вора­чива­ет бо­ес­по­соб­ные час­ти кор­пу­са и бро­са­ет­ся с ни­ми вверх по те­чению ре­ки, ста­ра­ясь най­ти бо­лее при­год­ное для пе­реп­ра­вы мес­то. То есть он дви­жет­ся к то­му са­мому Сы­роко­реныо, в которое так не хотел идти. Но иной дороги просто нет. А в Сырокоренье есть брод, и по нему можно попытаться выбраться в деревню Алексеевка, которая процветает в своей глуши и поныне. Полтора часа пути, и вот передовые части французов приближаются к спасительной переправе, но торопливая пальба из заранее установленных на ближайшей к броду горке пушек атамана Платова показывает Нею, что спокойно переправиться не удастся и здесь. А ему нужно на тот берег Днепра просто позарез. Там нет крупных воинских команд противника, и можно надеяться, что зловредные казаки наверняка отстанут. Момент для его корпуса был воистину критический, или, как иногда говорят профессиональные говоруны, — судьбоносный. Такие роковые моменты не часто случаются даже у очень бывалых вояк.

И в этот момент очень вовремя подоспевший лейтенант, час назад посланный на разведку ледовой обстановки, докладывает, что в одном месте около берега держится большое ледовое поле. Если извернуться и нарастить несколько метров до противоположного берега, то, возможно, удастся переправиться довольно быстро.

Карета Нея поворачивает к указанному месту. Пять минут скачки, и вот он уже жадным взором вглядывается в неверный, набухший от прошедшего дождя лёд. Да, шанс спастись у них есть, но шанс этот на грани возможного. Малейшая ошибка, пусть и случайный, даже неосторожный удар, и неверный лёд лопнет. И тем не менее именно здесь, между Сырокореньем и Воришками, он отдаёт приказ утопить всё, что ещё осталось в колонне из тяжёлого имущества и весь уже бесполезный транспорт. Согласно дошедшим до нас свидетельствам, здесь были затоплены и трофейные кареты (те самые, золотые, с гербами на дверцах) и оставшиеся пушки.

Но вот какая наблюдается странность, господа. От затонувших экипажей отдельные остатки обнаружились, хотя и очень скромные. А вот артиллерийских стволов в Днепре почему-то найдено не было. Во всяком случае, я самолично проплыл на лодке почти от самого Сырокоренья до Варечек и далее до Гусино, но не засёк ни одной крупной магнитной аномалии, во всяком случае, ни одной аномалии от цветного металла. Этот факт наводит нас на некоторые размышления. Ведь пушки, будучи спущены даже с достаточно крутого берега, далеко укатиться не могли никак. Перетащить их на другую сторону солдатам 3-го корпуса тоже не было ни малейшей возможности. Какие там пушки, когда даже лошадей приходилось связывать, укладывать на усиленный сучьями лёд и только в таком виде тащить к другому берегу волоком! Вполне допускаю, что именно в районе переправы были сброшены в воду последние ценности и боеприпасы. Но вопрос о том, куда делись пушки, остаётся открытым и по сию пору. А их ведь было как минимум шесть!

Места, где маршал Ней некогда перебирался через реку, были тогда глухие, да и теперь там, кроме журавлей и зайцев, никого не встретишь. И никому из русских крестьян не было возможности ни отследить, куда именно были сброшены пушки, ни достать их впоследствии. Сообщений о том, что их достали впоследствии, тоже не было. Так что весьма вероятно, что пушки вовсе не были утоплены. Скорее всего, их просто закопали, причём недалеко от реки в очень подходящей для этого песчаной почве.

— А где же ценный груз с обозных телег и повозок? — наверняка спросите вы. — Ведь не вывалили же его прямо на дорогу!

С этим вопросом масса сложностей и неясных моментов. Но давайте обратимся к книге «Отечественная война 1812 года в пределах Смоленской губернии». Откроем её на 232-й странице.

«Имение Маньково принадлежит господам Печковским, в семье кото-рых можно слышать много рассказов о сокрытых в недрах имения сокровищах маршала Нея. Здесь у селения Маньково и поныне существуют следы “старой” плотины и переправы. О спрятанных в Маньково кладах передаются и в настоящее время (в 1912 году) целые легенды».

Вот такая цитата. И, скорее всего, легенды те базировались не на пустом месте. А старая плотина и переправа, о которых упомянуто в книге, это как раз те самые места, вокруг которых происходили события, связанные с затоплением половинки креста с кремлёвской колокольни. Поэтому я надеюсь, вы понимаете, что реку Лосминку необходимо досконально изучить и электронными приборами тщательно «прозвонить», причём желательно по всей её длине.

Но должен сразу предупредить заинтересованных лиц. Речка эта имеет такой сложный рельеф и так замусорена упавшими в её русло деревьями, что, несмотря на относительно небольшую длину (около 8 км), её вряд ли удастся обработать меньше чем за 4-5 дней. Разумеется, это только один эпизод обширной программы, призванной прояснить судьбу хотя и небольшого, но весьма ценного обоза знаменитого маршала. Как минимум потребуется прочесать и окрестности ныне исчезнувшей деревни Супротивы. Ведь именно там французы могли закопать основные ценности, а вовсе не утопить их в почти пересохшей реке. Площадь для обследования там весьма приличная, что-то около квадратного километра, так что и на эту работу следует класть не менее недели.

Тот факт, что там что-то массово зарывали, у меня почти не вызывает сомнения. Во всяком случае, я лично видел характерные следы от старых раскопок, которые в основном велись по левому берегу Лосминки, то есть именно в том месте, где и стояли французы.

Как бы в заключение предоставленного материала, необходимо сказать о том, что самой скромной поисковой команде из 2-х человек при двух приборах на месте деревни Супротивы придётся трудиться как минимум неделю, а то и десять дней. Этот срок я оцениваю, как минимальное время, потребное для того, чтобы хотя бы чуть-чуть приподнять полог тайны, скрывающий до сих пор неразгаданную тайну пусть и кратковременного, но очень насыщенного событиями пребывания арьергарда французской армии на левом берегу Днепра.

***

 

Григорий, ответь на один вопрос, что тобой ведёт... Тяга наживы или тяга к приключениям?!

  • Нравится 1
13.12.2024 в 20:37, Стан7 сказал:

Григорий, ответь на один вопрос, что тобой ведёт... Тяга наживы или тяга к приключениям?!

Привет Вячеслав!

Ведет и то и друге.

Тяга наживы появилась после того, как это мое увлечение стало приносить прибыль.

(и да, под водою я то же промышляю)

Зима приборному поиску не помеха,если Вы энтузиаст и у Вас есть свободное время 😃

13.12.2024 в 21:03, Stox сказал:

Зима приборному поиску не помеха,если Вы энтузиаст и у Вас есть свободное время 😃

Зимою тру до затраты неоправданно больше!

Лучше в архивах покопаться, на предмет извлечения полезной информации для поиска кладов весною!

13.12.2024 в 23:09, GVR212310 сказал:

Зимою тру до затраты неоправданно больше!

Лучше в архивах покопаться, на предмет извлечения полезной информации для поиска кладов весною!

Ну если дед хабар зазывает и уже совсем невмоготу,то почему бы не попросить соседа открыть чердак,мало ли там чего интересного потерялось 🤔 В соседских огородах постоянно что-нибудь да находят 😁

  • Нравится 1

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...