Перейти к публикации

Технология литья икон в XVIII-XIX веках


Arvest

Рекомендованные сообщения

Чтобы определить, какая технология использовалась при литье икон в XVIII-XIX веках, обратимся к первоисточникам - документам того времени.


В "Указе о медном мастерстве" (XVIII век) подробно описаны все этапы получения формы для литья в землю: "То возьми верхнюю половину опоки да положи на доску да землю набей туго... "
В "Истории литейного дела икон и крестов медно-литейного заведения Серова П.Я., с. Красное Костромской области" читаем: "... Для всякой какой-бы то ни было отливок (вещи) в литейном производстве нужна модель для формовки в земле. И после извлечения ее из земли образует литейную форму со всеми ее точными очертаниями, что и будет называться литейной формой. Куда и будет заливаться жидкий металл и при остывании принимает твердую массу с ее точными очертаниями." Далее: "... Формовочная смесь (глина и песок)..."
В статье Г.И. Фроловой "К вопросу о технологии выговского (поморского) литья" есть строки из описи обыска крестьян Олонецкой губернии (документ середины XIX века): "Найдено: ... в корыте сырая земля, употребляемая при вылитии створов и крестов, на полке четыре железные опоки".

Во всех упомянутых документах описываются материалы и технологические моменты, характерные для технологии, которая называется литье в землю (варианты названия: литье в песчаные формы, литье в песчано-глинистые формы). В "Истории литейного дела Серова П.Я. из села Красное" есть упоминание о технологии литья по восковым (выплавляемым) моделям, но отмечено, что эта технология использовалась только при получении заготовки для модели.

 

dubl_hvi_1.jpg dubl_solovki_1.jpg

 

Иконка с дефектом "двойное изображение" с форума "Христианство в искусстве".

Иконка с аналогичным дефектом из коллекции Соловецкого музея.

 

Технология литья в землю

 

Литье в землю – это литье в разовую песчано-глинистую форму. Разовая форма служит только для одной заливки металлом и после получения отливки разрушается.
Форма изготавливается из формовочной смеси в опоках с помощью моделей.
Модель – это приспособление для получения в форме полости-отпечатка, соответствующего конфигурации и размерам будущей отливки. После уплотнения формовочной смеси модель извлекается из формы. При литье икон моделью служила такая же икона (обычно проработанная резчиком-чеканщиком).
Формовочная смесь представляет собой смесь песка 70-90% и глины 30-10%.
Формовка производится в опоках. Опока – жесткий короб из дерева или металла, предназначенный для удерживания формовочной смеси при уплотнении смеси и заливке формы металлом
Процесс изготовления разовых литейных форм называется формовкой. Формовка производилась в «формовой избе» или «печатальне».


Упрощенное описание процесса изготовления формы

 

а) Модели икон 1 (на рисунках показана только одна модель) нижней стороной укладываются на подмодельный щиток 2. Затем на щиток устанавливается ниж­няя опока 4 рабочей плоскостью вниз.

б) На модели слой за слоем насыпается формовочная смесь.

в) После заполнения опоки смесь уплотняется трамбовкой 5.

г) Излишек формовочной смеси срезается.

д) Нижняя опока с заформованными в ней моделями переворачивается на 180° поверхностью разъема вверх.

е) На нижнюю опоку 4 устанавли­вается верхняя опока 7 и модель стояка 6 (стояк – вертикальный литейный канал). Весь объем верхней опоки засыпается формовочной смесью и смесь уплотняется.

ж) Излишек смеси срезается вровень с кромкой верхней опо­ки. Выполняются наколы для вентиляции формы.

з) Модель стояка извлекается из формы и снимается верхняя опока.

и) В нижней опоке прорезаются горизонтальные литниковые каналы-питатели 8 («путики»)

к) Модели извлекаются из формы.

л) Форма вновь собирается и отправляется на участок литья - «плавильню», где происходит сушка формы и заливка в нее металла.

 

"Неверные" термины

 

Просматривая сообщения на форумах, посвященным металлопластике, читая статьи о медном литье, иногда приходится встречаться с такими словосочетаниями, как "изготовили матрицу", "вырезали форму" и т.п. Теперь Вы знаете, что если при этом речь идет о литых иконах XVIII-XIX веков, значит имеет место либо неправильное употребление терминов, либо неверное представление о технологии литья того времени.
Матрица (в обработке металлов) - это деталь литейной формы (или штампа), имеющая зеркальное отображение отливаемой детали., которая определяет форму будущей отливки.

Повторное уточнение: при литье икон других веков, а также для литья нательных крестов кроме описанной технологии литья в землю могли использоваться и другие технологии литья (хотя основным все равно было литье в землю).

 

lite_v_zemlyu_1.jpg 

 

По материалам  http://www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/lite_v_zemlyu/

 

Изменено пользователем Arvest
  • Нравится 9
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Технология литья икон в XVIII-XIX веках создана на форуме Статьи по кладоискательству и нумизматике.

Опись обыска крестьян Олонецкой губернии в середине 19 века.... То есть старообрядческие иконы и их отливка были запрещены ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Shliman54 сказал:

Опись обыска крестьян Олонецкой губернии в середине 19 века.... То есть старообрядческие иконы и их отливка были запрещены ?

 

Да. Указами Петра I (1722) и Николая I (1832) рельефные «резные и отливанные образа» были официально запрещены, их изготовлением тайно занимались старообрядцы. Иконы мученика Христофора-Псеглавеца «с пёсьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». 

Изменено пользователем Arvest
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

@Arvest А по нательным крестам есть похожая инфа ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

18 минут назад, Shliman54 сказал:

@Arvest А по нательным крестам есть похожая инфа ?

 

Обратимся к тому же указу Петра I от 1722 года. «Резные иконы и отливанные не делать, и в церквях не употреблять, кроме распятий, а в домах, кроме малых крестов и панагий, искусною работаю деланных, отнюдь никаких резных и отливанных икон не держать». 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Просто я к тому, что кресты тоже есть резные и отливные. Сольвычегодские и выговские например...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...