Перейти к публикации

Самый древний и один из самых красивых кораблей Европы, сохранившийся до наших дней. Загадка корабля из Осеберга


Arvest

Рекомендованные сообщения

Осебергский корабль удивительно красив. Построенный двенадцать веков назад он выглядит так, как будто совсем недавно спущен на воду, такова его сохранность. Это не реконструкция – 90% деревянных деталей подлинные, даже 60% железных болтов* те же самые, что использовались при его постройке. Нос и корма судна украшены великолепной резьбой и имеют навершия спиральной формы, имитирующие хвост и голову дракона или морского змея.

 

Уверен, что даже через века после нас с вами – в эпоху межзвездных кораблей судно из Осеберга будет все так же восхищать зрителей. Невероятно кропотливый труд, любовь и мастерство корабелов, что вложены в него – делают корабль настоящим произведением искусства, достойным самых громких слов восхищения.

 

2e8c71f57f84990e6b11d102f32755c9.jpeg 128b47f49f7b1650f24f07c76ae07fb5.jpeg 0b0c90ccbe52ea8ab48f1f57503e5a03.png db24cd2e639336237201267fdc596af2.jpeg 

Взято с wikimedia

 

Корабль построен почти полностью из дуба – это в частности и объясняет его сохранность. Его длина – 21,5 метров, ширина – 5.1 метра, надводный борт высотой всего 0,65 метра, мачта предполагаемой высотой от 9 до 13 метров. Вес на сегодня – 4219 кг.

 

У судна по 15 пар отверстий под весла с каждой стороны, то есть, ему требовалось 30 гребцов.

 

a586f23ce741abc2cba23aa0f49273c5.jpeg  1fd29ed131b065bdecebf55dd8a4faf4.jpeg ac51375bcce537d12d8bce28d3c4fccd.jpeg 

 

                      Справа на корме – рулевое весло                                                 Крепление рулевого весла

 

Найден корабль в августе 1903 году вблизи города Осеберг фермером Кнудом Ромом, он решил взять глину с середины одного из холмов, оказавшимся погребальным курганом викингов. Наткнувшись на древние деревянные перекрытия он обратился в местный университет. Прибывший археолог швед Густафсон (в то время Швеция и Норвегия еще были единым государством) провел предварительные раскопки и убедился, что в кургане находится богатейшее погребение достойное короля и почти полностью сохранный корабль.

 

Урегулировав вопросы с землевладельцем археологи приступили к тщательным раскопкам в июне 1904 года. Снимался слой за слоем, фиксируя все находки. Даже те деревянные части, что истлели оставили отпечаток в земле, по которым их можно было восстановить их внешний облик.

 

Увы, грабители давным-давно побывали здесь, вероятно, уже вскоре после погребения. Они абсолютно точно знали, где именно нужно копать, вскрыли верхнюю часть погребальной камеры, проникли туда и вынесли все золото, серебро и драгоценности, побросав все, что сочли не нужным, в беспорядке, включая останки людей. Местная голубая глина благодаря своим уникальным свойствам, сохранила многое – деревянные предметы, обрывки ткани и даже остатки еды.

 

Здесь похоронили двух женщин, одна, как решили археологи, была молодой, другая – значительно старше – практически глубокая старуха лет 70-80. Поскольку у младшей женщины была сломана шея, археологи решили, что она, возможно, была служанкой принесенной в жертву, дабы сопровождать свою госпожу. Одно из предположений: старшая женщина – королева Оса, жена конунга Гудрода, мать конунга Хальвдана Черного жившего в IX веке, бабушка короля всех норвегов Харальда Прекрасноволосого.

Но о погребении и о предметах найденных там и о загадке этих двух женщин расскажу вам позже в отдельной публикации с большим количеством иллюстраций, а пока же вернемся к нашему кораблю.

 

348cb4ff9fdddac8ed2589db88880c23.jpg   989058c00d50d8c3201ea1ae41423686.jpeg        

 

   Вот так он выглядел во время раскопок    Перемещение корабля в специальный павильон

 

Была разработана специальная методика для сохранения деревянных частей судна. Их вымачивали в льняном масле и пропитывали креозотом. В 1907 году корабль в основном восстановили и поместили в специально построенный для него павильон, но полностью работы по его восстановлению завершились лишь в 1948 году, таким образом его реставрация длилась более 40 лет.

 

Конечно, восстановленный корабль произвел огромное впечатление на современников. Его даже провозгласили идеальным образцом кораблей викингов ранней эпохи. Помните, высказывание одного из знаменитых авиаконструкторов, что лишь красивый самолет обладает выдающимися характеристиками, ибо красота – это и есть высшее проявление целесообразности и функциональности.

 

Корабль из Осеберга безусловно весьма красив, но как у него с реальными мореходными качествами?

 

И вот тут адептов корабля ждало неожиданное фиаско. Все точные реплики Осебергского корабля прекрасно шли под веслами, но показали отвратительные мореходные качества. Они плохо управлялись под парусом, и любая мало-мальски большая волна захлестывала их низкие борта, хлестала через отверстия для весел, которые никоим образом не закрывались. Пара реплик судна даже утонуло, после чего энтузиазм создателей копий корабля сошел на нет.

 

И это был первая и, пожалуй, главная загадка корабля из Осеберга. Поверить в то, что скандинавы эпохи викингов не могли построить мореходный корабль – невозможно. Так может у него были все же другие, пока непонятные нам функции? Нет, конечно же, речь не о забытых технологиях Атлантиды и пришельцев со звезд, все гораздо тривиальней. Историки пришли к выводу, что он ни в коей мере не был боевым кораблем викингов, а построен специально для королевы, отвечая в их понимании стандартам роскоши и комфорта достойным коронованных особ.

 

Тут по их мнению – два варианта: первый, судно предназначалось только для прибрежного плавания и при первых признаках непогоды вытаскивалось на берег во избежание неприятностей. И, второй: его строили именно как погребальное судно для умирающей королевы и никогда не спускали на воду в принципе, иначе говоря, функция корабля – сугубо ритуальная.

 

По мне так, очень странно, что не рассматривался третий вариант, который сразу пришел мне в голову, ведь корабль вполне функционален, просто построен не для моря, а для широких спокойных рек и озер.

 

– Стоп! – воскликнет читатель. – Какие к черту полноводные плавные реки могут быть в гористой Норвегии?

 

Правильно, но ведь корабль мог быть построен вовсе не в Норвегии, а являлся приданным принцессы, которая приехала на нем далеко из-за моря, где как раз таки есть такие реки. Этим и объясняет малый износ судна, на нем приплыла будущая королева, а после этого оно не использовалось, поскольку для местных условий совсем не подходило. Уж не из Гардарики «страны городов» — северной Руси прибыла невеста короля?

 

Однако время шло, и в конце ХХ века скандинавские ученые построили полную дендрохронологическую шкалу,которая могла точно датировать, когда именно срубили дерево, из которого построена любая древняя деревянная постройка. И вот тут выяснились два очень интересных нам факта.

 

Погребальная камера построена из деревьев, срубленных примерно в 834 году нашей эры, то есть именно тогда и умерла наша с вами королева, а вот сам корабль построен из деревьев, заготовленных ранее 820 года. Причем сам корпус еще более старый — относится примерно к 800 году. Таким образом версия ритуального погребального корабля отпала сама собой.

 

Дальше – больше, в 2004 году группа энтузиастов решила построить еще одну реплику корабля, чтобы доказать его пригодность к мореплаванию. В рамках этого проекта корабль сканировали как снаружи, так и внутри, и все данные оцифровали. В ходе исследования выяснилось, что при восстановлении корабля произошла серьезная ошибка. Одна из балок была поставлена неправильно, что привело к сокращению длины и изменению формы корпуса.

 

Точная реплика с соответствующими изменениями была построена в 2012 году и спущена на воду. В ходе испытаний в марте 2014 года судно показало вполне приемлемую мореходность и управляемость, оно уверенно шло под парусом со скоростью 10 узлов (18 км/ч).

 

45291eddba00868d8f0ca460ec8d436d.jpeg b155f4d848eb06607bc5249393cf9619.jpeg 

 

Фото реплики – корабль «Сага об Осеберге».

 

Таким образом, корабелы викингов, построившие корабль для своей королевы, были полностью оправданы. Впрочем, уверен, что далеко не все секреты корабля из Осеберга раскрыты, и нас еще ждут новые не менее интересные открытия.

Автор Лысый Камрад (@LKamrad)

 

*[железные болты]: «Призрачный» корабль викингов на выставке» Нерассказанная история» в национальном музее. Шотландии. На самом деле это лишь половина корабля викингов (найденного на Оркнейских остравах в корабельном погребении знатного викинга), точнее его форма воссозданная с 1200 металлическими гвоздями-заклепками, нанизанными на полупрозрачные нити, которые все еще сохраняют форму судна. Ни один кусок дерева не сохранился — только гвозди все еще были там, когда захоронение раскопали.

 

a91c5b2f352ce39ef290b48df14ba462.jpeg 2039840ce6ef8280472c213bd2314d77.jpeg 

 

По материалам https://se7en.ws/samyj-drevnij-i-odin-iz-samyh-krasivyh-korablej-evropy-sohranivshijsya-do-nashih-dnej-zagadka-korablya-iz-oseberga/

 

Изменено пользователем Arvest
  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Самый древний и один из самых красивых кораблей Европы, сохранившийся до наших дней. Загадка корабля из Осеберга создана на форуме Статьи по кладоискательству и нумизматике.
23.01.2022 в 15:21, Arvest сказал:

точнее его форма воссозданная с 1200 металлическими гвоздями-заклепками, нанизанными на полупрозрачные нити, которые все еще сохраняют форму судна. Ни один кусок дерева не сохранился — только гвозди все еще были там, когда захоронение раскопали.

Вот это и есть настоящая археология, науке ура.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...