Перейти к публикации

Стоглавый собор


ВЕЛЕС

Рекомендованные сообщения

Текст документа

(...) О манастырех, иже пусты от небрежения.

В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поймали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а ивде старою менши, есть и пить старого братье скуднее; устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты ball.gif(1) у них же о торговлях без пошлине. А чернцы по селом живут да в городе, тажутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? (...)

Глава 6.

Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время (...) и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. (...) Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом (...) росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину. (...)

Глава 26. О училищах книжных по всем градом. (...)

(...) В царствующем граде Москве и по всем градом (...) избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых (...) и грамоте бы и чести и пеги и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пеги и чести со всяким духовным наказанием. (...) Глава м. и книжных писцех.

Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писати с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой пиceц написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто (...) неисправленну книгу купит (...), потому же возбраняли (...), чтобы впредь так не творили. А впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром без всякого зазора, да, исправив, отдавали в церкови, которые будут книгами скудны. (...)

Глава 32. О крестящихся не по чину.

Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят кре-стащеся а всуе тружающеся. Тому бо маханию беси радуются. А тако есть право креститися. Первое положи ги руку на челе своем, потом на персех, потом на правом плечи, таже и на левом, то есть истинное воображение крестному знамению, аще кто право крещает лице свое сим знамением, той никогда же не убоится дьявола ни злато супостата и от бога мзду приемлет за то, (...) аще ли кто леностию или невежествием не исправляет креста на лице своем, той отмещется креста Христова и припадает дьяволу. (...)

Глава 41.

(...) Писати живописцем иконы с древних проводов, как греческие живописны писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущииПресловущии - знаменитые, известные(2) живописцы, и подпйсыватй святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти. (...)

В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и смехотворцы, и гуельники и бесовские песни поют, и как к церкви венчаться поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рыщутРыщут (от ристать) - быстро бегать, скакать, ездить(3), а священницы им о том не возбраняют и не запрещают. (...) О том (...) запрещати великим запрещением. (...) (P.S. Это один из вариантов:))

Да по дальним странам ходят скоморохи... ватагами многими, по шестидесяти и до семидесят человек, и по сто (...) и по деревпзм у крестьян сильно ядят и пьют, и из клетей животы грабят, а по дорогам людей розбивают. (...)

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святае пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестья-ном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати. (...)

(...) Злые ериси кто знает их и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, остромий, зодей, алманах, звездочетье, аристотель, аристотелевы врата и иные составы и мудрости еретическия и коби бесовские (...) - и в те прелести веруючи многих людей от бога отлучают и погибают. (...)

В троицкую субботу по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальникахЖальниках - поминках(4) и плачутся по гробом умерших с великим воплем. И егда начнут играти скоморохи во всякие бесовские игры, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в дoлoниДолони - ладони(5) бити и песни сотонинские пеги на тех же жальниках, обманщики и мошенники. (...)

(...) Русали о Иванове дни и в навечерии Рождества Христова и крещения сходятся мужи и жены и девицы на нощнос плещеванне, и на бесчинный говор, и на бесовские песни, и на плясание, и на скакание, и на богомерзкие дела. И бывает отроком осквернение и девам растление. (...)

Глава 72. О искуплении пленных.

Которых откупят царевы послы в ордах и в Цареграде и в Крыму... и тех всех плененых окупати из царевы казны. А которых православных хрестьян плененых приводят, окупив греки и туркчане, армени или иные гости, да быв на Москве, восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за то крепко стояти; да их окупати из царевы же казны. (...)

Глава 75. О вотчинах и о куплях, которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам и по своих родителех в вечный поминок и в наследие благ вечных.

Да духовным же пастырем, архимавдритом и игуменом и строителем с соборными старцы (...) по всех по тех боголюбцех, которые давали вотчины и села и купли ставити по них кормыСтавити ... кормы - кормить нищих в денъ поминовения умершего(6) и на памяти их пети понахиды и обедни служити. (...) Имена их написати в синодикСинодик - рукописная книга, по которой во время церковных служб провозглашалась вечная память внесенным в нее умершим. В синодики Иван IV записывал имена казненных во время опричнины(7) и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупаБез выкупа - без права выкупа членами рода (фамилии)(8) и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продэти, но крепко хранити и блюстиЗапрещая отчуждать любым способом вотчины, села и всякое недвижимое имущество церкви и монастырей, Стоглав укреплял феодальную собственность церковников(9). (...)

Глава 92. О игрищах еллинскогоЕллинского - греческого, здесь: в смысле языческого(10) бесования.

Еще же мнози от неразумия простая чадьПростая чадь - простолюдины, сельчане и горожане(11) православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии рождества Христова и против праздника рождества Ивана Предтечи в нощи и... в праздник весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех по улицам отходя и по водам глумыГлумы - шутки, смех, потехи, забавы, насмешки.(12) творят всякими игры (...) и песньми сотанинскими (...) и многими виды скареднымиВиды скаредными - накладные маски-личины, потешные одежды и украшения.(13). (...)

Глава 98.

<...> Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы <...> о слободах наших митрополичих и о архиепископлих и епископлих и о монастырских, что слободам всем новым тянута грацкими людьми всякое тягло и з судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает бог да ты, опричь суда. А ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том (...) слобожаном нашим запустети. А преже того твои (...) твои наместники и властели наших слобожан не суживали. И ты бы, государь, своим наместником и властелем впредь наших слобожан не велел судити. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посац-кие люди после описи, и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад. И о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит. А впредь бы митрополитом и архиепископом, и епископом, и монастырем держати свое старые слободы по старине.., а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти... А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было. А отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу по старине же. А с посаду впредь горадских в слободы нс называти и не приимати, разве казаков нетяглых людей.


ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) Тарханные и несудимые грамоты - освобождали крупных церковников и монастыри от уплаты податей и выполнения повинностей в пользу государства, от вмешательства царских управителей и судей (кроме душегубства, разбоя и татьбы с поличным) в дела церковных вотчин.

(2) Пресловущии - знаменитые, известные.

(3) Рыщут (от ристать) - быстро бегать, скакать, ездить.

(4) Жальниках - поминках.

(5) Долони - ладони.

(6) Ставити ... кормы - кормить нищих в день поминовения умершего "боголюбца", который отдал церкви свои вотчины.

(7) Синодик - рукописная книга, по которой во время церковных служб провозглашалась "вечная память" внесенным в нее умершим. В синодики Иван IV записывал имена казненных во время опричнины.

(8) Без выкупа - без права выкупа членами "рода" (фамилии).

(9) Запрещая отчуждать любым способом вотчины, села и всякое недвижимое имушест-во церкви и монастырей, Стоглав укреплял феодальную собственность церковников.

(10) Еллинского - греческого, здесь: в смысле языческого.

(11) Простая чадь - простолюдины, сельчане и горожане.

(12) Глумы - шутки, смех, потехи, забавы, насмешки.

(13) Виды скаредными - накладные маски-личины, потешные одежды и украшения.

Изменено пользователем ВЕЛЕС
Ссылка на комментарий
https://mdrussia.ru/topic/33558-stoglavyy-sobor/
Поделиться на других сайтах

Тема Стоглавый собор создана на форуме Статьи по кладоискательству и нумизматике.

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...