Перейти к публикации

Бубенчик или нет?


Анастасия С

Рекомендованные сообщения

Доброго времени суток Всем форумчанам, DSCF4613.thumb.JPG.e09b65006ef08ddb54b4b9fa8109c38b.JPGDSCF4607.thumb.JPG.862e8f842b78159603a7926c5d5f09e8.JPGDSCF4608.thumb.JPG.67be29b3de69c9bbe470de074f925907.JPGDSCF4610.thumb.JPG.bd479cbcb765c3da0cda6754bb33e708.JPGDSCF4612.thumb.JPG.77486550246beffa13edeaf6f5d4db23.JPG вот такая штучка, что скажете?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тема Бубенчик или нет? создана на форуме Идентификация.

Скорее пуговка, может быть и шумящая.

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошее, так сказать, изделие: хочешь - бубенец, хочешь - пуговка :D

 

Цитата

Российское правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление поддужных колокольчиков частным лицам. Однако страсть к езде на тройке со звоном была столь велика, а привычка к такой езде настолько укоренилась, что частные владельцы и наниматели троек научились обходить правительственные запреты.

Примерно с середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и их можно было подвешивать в неограниченном количестве. Упряжные бубенцы, в отличие от поддужных колокольчиков, выполняли не столько сигнальную, сколько чисто художественную функцию – услаждать слух едущих, а также функцию «магическую» – разгонять встречных бесов. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из нескольких десятков бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали составлять «гамму», то есть созвучную группу, производившую при езде ансамблевое звучание.

Конечно, бубенцы были знакомы человеку с древнейших времен. При раскопках в Новгороде бубенцы обнаружены во всех культурных слоях с X по XV век. Бубенцы имели самое широкое применение. Они прикреплялись к одежде людей, вешались на животных и ловчих птиц, подвешивались к различным предметам в жилых помещениях, к повозкам, к музыкальным инструментам, игрушкам.

В древнерусском костюме бубенцы выполняли роль декоративных деталей и пуговиц. Даже во второй половине XIX – начале XX века они не были редкостью и не только украшали одежду крестьян, но и служили оберегом, то есть защитой от злых духов. С этой целью бубенцы пришивались, в частности, к понёве – распашной шерстяной юбке у замужних женщин. Шутовское платье царского скомороха также снабжалось множеством бубенцов.

Но наиболее широко бубенцы применялись при выпасе скота (их подвешивали под шею животному) и в конской упряжи. Упряжные бубенцы изготовлялись в основном из бронзы или латуни с помощью литья или штамповки. Иногда на бубенец наносился тонкий слой серебра. Как и в случае с колокольчиками, посеребренный бубенец назывался белым, а не имевший покрытия – желтым, и имел номер («меру») – от 4/0 до 22. Иногда встречались промежуточные (дробные) номера: 1 1/2, 2 1/2, 3 1/2. Номер характеризует относительный размер бубенца, причем в большинстве случаев, в отличие от колокольчиков, чем крупнее размер, тем больше номер, хотя были и исключения из этого правила. Абсолютные размеры упряжных бубенцов сравнительно невелики. Поперечный диаметр в основном укладывается в пределы от двух до девяти сантиметров.

Конструкция бубенца весьма проста. Внутри полого шара (иногда эллипсоида) свободно помещается металлическая дробина, которая при раскачивании или тряске бубенца выполняет роль ударника. В редких случаях внутрь бубенца закладывались две дробины. Корпус бубенца цельный или состоит из верхней и нижней половин. В первом случае бубенец отливался целиком (цельнолитой бронзовый бубенец). Во втором случае сначала отливались из бронзы или штамповались из латуни две половинки, а затем они соединялись между собой с помощью канта или пояска. Бронзовые литые бубенцы имеют толстые стенки, латунные штампованные бубенцы – тонкие. Их называли соответственно плотными или обыкновенными бубенцами. В верхней части каждого из них находится ушко для подвески. Иногда внутри бубенца укреплялся бубенец меньшего размера – такой бубенец называли двойным.

Характерной особенностью бубенцов является наличие в них отверстий («глазков») и разрезов, которые, обеспечивая вибрацию стенок и выход звука, придают бубенцу необходимые акустические качества и одновременно украшают его. Эти отверстия и разрезы создают весьма значительное разнообразие бубенцов. Разрезы, в количестве от одного до четырех, наносились лишь на их нижнюю часть. Что касается отверстий, то они проделывались как в нижней части (от двух до восьми), так и в верхней (от двух до четырех).

Упряжные бубенцы изготовлялись теми же мастерами-кустарями, которые отливали поддужные колокольчики. Однако в большинстве случаев какие-либо надписи или изображения на бубенцы не наносились. По этой причине точное время их изготовления установить трудно. Лишь незначительная часть бубенцов, изготовленных не ранее конца XIX века, снабжена надписями, указывающими имя мастера, место производства и номер. Свои имена, в частности, изредка ставили Егор Клюйков, Павел Чернигин, Андрей Бадянов и Иван Трошин (двое последних работали вместе). Все эти мастера жили и трудились в Пурехе или в его окрестностях. На ряде бубенцов имелись только номера. Особую группу составляют плотные цельнолитые бубенцы с надписями, выполненными латинскими буквами (TULA, S. PUP, VICTORIA, METAL). Эти бубенцы отливались в основном в местечке Заслав Минской губернии и в губернском городе Вильна и назывались «бубенцами на заграничный манер».

Упряжные бубенцы с помощью сыромятных ремешков укреплялись на специальных ошейниках, выполненных из черной юфти. Эти ошейники, называвшиеся арканами, надевались на шеи лошадей, застегивались на пряжку и прикреплялись ремешком к узде. Количество бубенцов на одном ошейнике было обычно нечетным (чаще всего 7, 9 или 11). Бубенцы на ошейнике имели разные размеры и по тонам подбирались в созвучие. Самый крупный бубенец размещался в средней части ошейника, то есть непосредственно под шеей лошади. Выше него симметрично располагались два одинаковых бубенца меньшего размера, затем пара еще меньших, и так далее. Иногда вместо центрального бубенца укреплялся подшейный (скотоводческий) или же так называемый сибирский (ступенчатой формы) колокольчик (ботало). Реже встречались ошейники с четным числом бубенцов. С внутренней стороны к ремню ошейника присоединялась подушка в виде полоски войлока, обтянутой фланелью или сафьяном.

Внешняя сторона ошейника часто декорировалась металлическими украшениями. Ошейники с подобранными бубенцами-шаркунами, надетые на шеи всех лошадей тройки или другой упряжки (русской или дышловой), производили при езде эффектный звон.
Иногда на ошейниках укреплялись от пяти до девяти более крупных железных бубенцов типа подшейных (скотоводческих). Такие наборы обходились значительно дешевле бронзовых или латунных, но их звучание было, конечно, неизмеримо менее выразительным. Наконец, очень редко использовались чугунные литые бубенцы. Изредка бубенцы укреплялись на ремнях узды у висков лошади, еще реже – на хомуте или дуге. Бывало и так, что маленькими бубенчиками окаймляли по краям седелку или укрепляли их внутри кистей, украшавших упряжь.

Обилие бубенцов в упряжи навело на мысль специально их подбирать в ансамбль, А когда запреты на применение колокольчиков были отменены, на тройках стали одновременно употребляться и бубенцы, и колокольчики. Их совокупный звон способствовал веселому, радостному настроению. Этот звон был по своему характеру совершенно неповторим и остался в музыкальной памяти современников под названием «ямской гармони». Бубенцы подвешивались не только к деталям конской упряжи. Так, в северной России крупные железные бубенцы прикреплялись к оглоблям одноконной повозки.
Крупные железные бубенцы с рокочущим голосом («воркуны») применялись и в российских обозах. Такой бубенец привязывался, скажем, к последним саням зимнего обоза. По звуку бубенца определялось, едут ли еще последние сани или же отстали и затерялись ночью или в пургу.

Стащил здесь: http://archive.diary.ru/~goodm?from=40
 

  • Нравится 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Во! Воркуна нашел:

5016974552_0.jpg

  • Нравится 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Golodez сказал:

Во! Воркуна нашел:

5016974552_0.jpg

Нифигасе:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А можно и мне про мои бубенчики приспросится? (гм, как то двусмысленно прозвучало...) Дабы ветки не плодить... Вот такое:

 

IMG_20171025_200648.thumb.jpg.962b743a5d1deb866a59007315e834c6.jpg IMG_20171025_200827.thumb.jpg.207a630fddd2878845273caa583c5cfa.jpg

 

Судя по положительной пробе йодом - серебро, найдено 2 штуки, но второй, практически целый - промотан ((. Полые, внутри ничего нет... Метал - очень тонкий, да и вообще достаточно тонкая работа, спаяны половины аккуратно. Возможно это и не бубенчики сроду, а привеска какая ни будь... (?) 

Сопутка - монеты, кресты средины 18-го, до середины 19-го, замочек того же времени, пуговки-гирьки... чуть в стороне, метров 200 - коммунарка, но очень локально, похоже один двор, начало 20-го, до конца 30-ых.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 час назад, Comandor29982 сказал:

Скорее пуговка, может быть и шумящая.

Тоже того же мнения... default_handshake.gif.9c4ebfe09e22f268ea785a9e91e53f34.gif

Магическая природа пуговицы. Кроме основной функции (застегивать полы одежды), было у древних русских пуговиц и другое предназначение, так сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица была одним из важных магических оберегов, призванных отпугивать враждебные человеку силы.

Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов.

Также для этой цели в некоторые пуговицы помещали кусочек металла, дробину или круглый камешек, издававшие при движении приглушённый звук, отдалённо напоминающий звук бубенца или ботала. Именно способность издавать этот звук превращала такие пуговицы в обереги.

@СанСергеич Думаю что это пуговица, так сказать гирька, а сделана из двух половинок и пустотелая... default_muzhik.gif.98cc1c95dce6a20028b1fac900d1f65f.gif экономия материала, серебро все таки.. Мне попадались латунные только, тоже пустотелые и внутри тоже ничего не было... :ah:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Анастасия С сказал:

Доброго времени суток Всем форумчанам, DSCF4613.thumb.JPG.e09b65006ef08ddb54b4b9fa8109c38b.JPGDSCF4607.thumb.JPG.862e8f842b78159603a7926c5d5f09e8.JPGDSCF4608.thumb.JPG.67be29b3de69c9bbe470de074f925907.JPGDSCF4610.thumb.JPG.bd479cbcb765c3da0cda6754bb33e708.JPGDSCF4612.thumb.JPG.77486550246beffa13edeaf6f5d4db23.JPG вот такая штучка, что скажете?

 

А, у Вас, Анастасия, внутри этого бубенчика что-нибудь есть двигающееся, гремящее?  Судя по ложнозерненому узору, расположенному строго на вершине полусферы без ушка, можно предположить, что перед нами скорее пуговица-оберег. Ибо, в прорезных или навесных петлях одежды, такая пуговица будет, как раз, направлена узором вперед. 

Изменено пользователем Golodez
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

21 минуту назад, Серый68 сказал:

Думаю что это пуговица, так сказать гирька, а сделана из двух половинок и пустотелая...

Боюсь что с такой толщиной она могла играть только декоративный характер, ибо её пальцАми - на раз-два помять... 

 

Вот от туда же красота:

 

IMG_20171025_213957.thumb.jpg.b4ac1f7e181e416ab7a29af405a64bce.jpg

 

Справа - часть серебряного украшения, диаметр камушка чуть больше 10 мм., слева - заклёпка, при жизни тоже со стеклом была, где то пару штук таких моются...

Изменено пользователем СанСергеич
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Цитата

ибо её пальцАми - на раз-два помять... 

Мужскими - да. А, женскими - в самый раз пользоваться.

На Ревьюхе, мелькали серебряные камзольные пуговицы подобного размера. У Вашей, СанСергеич, на ушке следов от ниток не осталось?

5292075m.jpg  uiy-op0hb5y-600x315.jpg

Изменено пользователем Golodez
  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, Golodez сказал:

На Ревьюхе, мелькали

 

Ух красота какая... Чтож, @Серый68 и @Golodez , спасибо за мнение, за неимением иных версий, нарекаю сию бранзулетку - пуговицей )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 минут назад, СанСергеич сказал:

слева - заклёпка,

Энто запонка... default_hi.gif.1c2e73d374a90ca9b682231eb298ac8a.gif

zaponki_starinnye.thumb.jpg.0c7f16574dbdefdb6ab7b28ad6686319.jpg

  • Нравится 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 минуты назад, Серый68 сказал:

Энто запонка... 

 

Она... не вникал если честно, как то не очень она меня заинтересовала, думал м.б. на изделия из толстой кожи лепили. А вот шарик этот серебряный - покоя не давал, особенно печалит, что целый промотал (

 

ПС Франты однако там жили ))

Изменено пользователем СанСергеич
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А второе изделие, похоже на одежную петлю для крючка. С инкрустацией камушком...

c2ca9235_334c_11e1_1488_00163e005544_4d8

IMG_20171025_213957.jpg.10788ce36a2b6d4e67fb42f351bb615f.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 минуту назад, Golodez сказал:

А второе изделие, похоже на одежную петлю для крючка. С инкрустацией камушком...

 

Не, там с обратной стороны с трёх сторон припаяно что то было, так что вряд ли.

 

IMG_20171025_221510.thumb.jpg.bd9f049e5d48fcdd000d1a0378b97f5c.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

38 минут назад, Golodez сказал:

 

А, у Вас, Анастасия, внутри этого бубенчика что-нибудь есть двигающееся, гремящее?  Судя по ложнозерненому узору, расположенному строго на вершине полусферы без ушка, можно предположить, что перед нами скорее пуговица-оберег. Ибо, в прорезных или навесных петлях одежды, такая пуговица будет, как раз, направлена узором вперед. 

 Не гремит, не звенит, не бубенит, но что-то там есть наверное грязь какая-то. Спасибо всем огромное за столь насыщенную инфу. Очень благодарна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

26 минут назад, Golodez сказал:

...на ушке следов от ниток не осталось?

 

Неа, не осталось

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Анастасия С

Цитата

Не гремит, не звенит, не бубенит, но что-то там есть наверное грязь какая-то. Спасибо всем огромное за столь насыщенную инфу. Очень благодарна.

 

Извините, что Вашу тему немножко, так сказать, расширили:wub:

 

СанСергеич

Цитата

Не, там с обратной стороны с трёх сторон припаяно что то было, так что вряд ли.

А-А!! Тогда, судя по толщине и отломанным фиксаторам, это застежка для кожаного или мехового изделия. Может быть для сумки... Но, я склоняюсь больше к меховому полушубку.

Может, в том месте, где нашли, сундучок сгнил?

Изменено пользователем Golodez
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×
×
  • Создать...